4. Бхуты и доши

Содержание

Три доши – центральная концепция в Аюрведе

4. Бхуты и доши

Сегодня мы снова возвращаемся к Аюрведе, к самым её основам. Мы будем говорить про три доши, которые являются одной из центральных и кардинальных тем в этой науке. Вы узнаете общие определения и описания каждой из дош.

Доша — это определённая энергия или жизненная сила, которая управляет физическими и психическими функциями человека.

Нарушение в балансе этой энергии приводит к различным психическим и физическим болезням. В переводе с санскрита «доша» означает то, что разлагает, затемняет и портит. Неудивительно, что нарушение равновесия дош приводит к проблемам. Дисбаланс дош, как правило, возникает тогда, когда человек живёт в несоответствии со своей конституцией, в которой преобладает та или иная доша.

Общая характеристика дош

Доши состоят из пяти основных элементов, которыми являются земля, вода, огонь, воздух и эфир (пространство). Эти элементы проявляются в дошах в виде энергии или движущей силы.

Существует три доши: вата (воздух и эфир), питта (огонь и вода) и капха (вода и земля).

В каждом из нас присутствуют все три доши, но обычно одна из них является преобладающей и конституция человека определяется именно по ней. Но для точного определения конституции доши не должны быть в дисбалансе.

Вата-доша — холодная, сухая, лёгкая, самая подвижная, жёсткая, возбуждающая. Вкус: вязкий и горький.

Питта-доша — горячая, мокрая, жидкая, маслянистая, лёгкая, подвижная, острая, проницательная, проникающая. Вкус: кислый и острый.

Капха-доша — холодная, мокрая, тяжёлая, неподвижная, статичная, мягкая, гладкая, тягучая, скользкая, медленная. Вкус: сладкий и солёный.

Описание вата-доши

Вата — это энергия, которая движет всем и распространяет всё в теле. На физическом уровне — это кровяное давление, дыхание, перистальтика кишечника. На психическом уровне — это энергия нервной системы, которая управляет психикой и движет ум и чувства.

Если вата-доша возбуждена, то у человека очень беспокойный и неконтролируемый ум. Если успокоить вату, то успокоится и ум.

Память под влиянием энергии ваты кратковременная, быстро запоминает и также быстро забывает. Когда у человека проблемы с памятью, то это означает, что вата-доша вышла из равновесия.

Люди, у которых преобладает вата обычно худощавые с неокруглёнными формами тела. Кости у них выступающие и тонкие. Таким людям сложно набрать вес, а если и получается его набрать, то легко потерять. Цвет кожи тёмный, есть склонность к суховатости, видны вены.

Кисти рук, стопы и кожа обычно холодные. Волосы редкие, сухие и более жёсткие, чем у других типов. Голова обычно маленькая, глаза тёмные и тоже маленькие, ресницы короткие. Сам взгляд довольно подвижный. Рот небольшой, губы тонкие, сухие и подвижные.

Описание питта-доши

Питта — это энергия огня и энергия обмена веществ (метаболизма) в частности. Благодаря этой энергии в нашем организме происходит переваривание, пищеварение и возникает аппетит на физическом уровне. На психическом уровне — это усвоение информации. Также питта поддерживает температуру тела при помощи переработки химической энергии в организме, которая берётся из пищи.

Ум у питты острый и быстро схватывает суть. Эта энергия даёт сосредоточенность и целеустремлённость ума. Память у людей с преобладанием питты-доши очень хорошая, они отлично запоминают и помнят главную информацию, откидывая всё ненужное.

Обычно у таких людей среднее телосложение, для них не составляет больших трудностей похудение или набор веса, мышцы хорошо развиты. Кожа у них розовая или рыжеватая, часто встречаются веснушки и родинки. Есть склонность к прыщам.

Кожа под влиянием питты-доши нормальная и тёплая, обычной влажности. Обычно яркими представителями этой конституции являются рыжеволосые люди. Их волосы средней густоты, имеют тенденцию к раннему облысению.

Сама голова обычно среднего размера. Глаза тоже среднего размера, взгляд пронзительный. Губы мягкие и красные, и тоже средней величины.

Описание капха-доши

Капха — анаболическая питательная энергия, которая воплощает в себе стабильность и устойчивость. Она отвечает за построение тканей тела, даёт телу упругость и устойчивость, а также смазывает и увлажняет — это на физическом уровне. На психическом уровне капха-доша даёт устойчивость и силу духа, а также доброту, прощение и мягкость в характере.

Если капха выведена из равновесия, то ум становится медлительным и пассивным, но при этом беспокойным. Сбалансированная капха даёт устойчивый ум. Память долговременная, может запоминать мельчайшие детали и если что-то запомнил, то это надолго.

Обычно люди под влиянием капха-доши полные и им довольно трудно похудеть. Формы тела у них округлые, телосложение плотное. Кожа жирная, мягкая, гладкая, прохладная и бледная. Волосы густые, толстые, жирные и блестящие.

Голова обычно большого размера, ровно как и глаза, которые часто очень привлекательные и имеют длинные густые ресницы. Губы полные, гладкие, упругие и большие.

Три доши: вата, питта и капха

По большой степени нарушения в организме начинаются с нарушения конституции человека, когда одна или несколько дош выходят из равновесия. Происходит это из-за неправильного образа жизни: нарушения режима питания, режима дня, негативного мышления и т.д.

Сбалансировать доши — не означает, что эти энергии должны поровну распределиться в организме (за исключением того, когда у человека именно такая конституция). Это означает, что они сбалансированы ровно так, как положено по его природе, по его конституции, которая дана ему с рождения.

Все три доши проявляются в в нашей жизни на физическом и психическом уровнях. При этом распределение дош на физическом и психическом уровнях могут различаться.

К примеру, у человека физическая конституция соответствует вата-доше: он худой и т.п., но психическая конституция у него под влиянием питта-доши: он вспыльчив, не скрывает свой гнев и склонен к руководству, чётким и быстрым действия.

В ближайшее время я добавлю сюда ссылку на тест по определению своей конституции и преобладающей доши.

О том, как правильно питаться для человека с той или иной конституцией мы также будем говорить в следующих статья, ссылки на которые появятся и в данной статье. Сохраните её в закладки для Вашего удобства.

В данной статье использованы материалы книги Рами Блекта «Три энергии». Для того чтобы хорошо разобраться в вопросах дош, гун материальной природы, здоровья, счастья и успеха, я рекомендую приобрести эту книгу и прочитать её несколько раз (здесь доступен её электронный вариант).

Поделитесь данной статьёй в соцсетях, чтобы она осталась у Вас на стене и Вы могли через время вернуться к ней и прочитать её ещё раз, а также изучить новые, дополняющие её статьи.

Источник: http://sergeiyurev.com/tri-doshi/

Панча Маха Бхуты

4. Бхуты и доши

Панча Маха Бхуты

Эти пять основных стихий находятся во всем существующем. На самом деле, есть другое определение Панча Маха Бхут – это Пять Великих Состояний Материального Существования. Все пять стихий возникли в этом бесконечном космическом сознании Вселенной, и все пять присутствуют на каждом уровне бытия. Знание о Панча Маха Бхутах поможет лучше понять строение мира, в котором мы живем, а так же помочь нам сделать более осознанный выбор в жизни и поступках.

Стихия Воздуха (Ваю) – это движение. В теле Воздух проявляется в движении, нервных окончаниях, дыхании и конечностях. На уровне ума этот элемент является силой наших мыслей.

Стихия Огня (Теджас) – это свет, жар и преобразование. В теле Огонь отвечает за пищеварение и трансформацию. На уровне ума этот элемент представляет восприятие и интеллект.

Стихия Воды (Апас) – это жидкость и ликвидность. В физическом теле Вода отвечает за все жидкости в организме. На уровне этот элемент представляет собой любовные и сострадательные мысли и эмоции.

Стихия Земли (Притхви) – это твердость. Земля – это наше физическое тело. На уровне ума она проявляется как стабильность и постоянство.

Учение Тридоши

Согласно Аюрведе, вся Вселенная является игрой пяти великих стихий. Далее эти стихии делятся на три группы энергий, которые присутствуют везде и в каждом живом существе.  Эти три группы зовутся Дошами.

Само слово Доша означает «ошибочное» или причиняющее вред. Но Доши являются причиной вреда только когда выходят из равновесия. В гармоничном состоянии они поддерживают хорошее здоровье и нормальное функционирование всех процессов организма.

Эти три Доши известны как: Вата, Питта, и Капха.

Вата Доша, главным образом, состоит из Земли и Воздуха. Этот элемент отвечает за все движения в нашем теле. Он управляет дыханием, доставляет питательные и выводит ненужные вещества, восстанавливает память, сохраняет новую информацию, управляет движениями мышц и соединительных тканей. Его первичные признаки и качества – сухость, холод и лёгкость. В равновесии Вата Доша повышает творческий потенциал и способность адаптироваться к любым внешним условиям. Когда она разбалансирована, то это порождает страх, беспокойство, хаотичность движений. Избыток Ваты в природе может быть представлен как ветреный осенний день.

Основа Питта Доши – это Огонь и небольшое количество Воды. Этот элемент отвечает за пищеварение, поглощение, всасывание, усвоение и метаболизм. Его основные признаки: жар, легкость и влажность. В сбалансированном состоянии Питта Доша развивает понимание, интеллект, способность к анализу и правильному суждению. Когда же она выходит из равновесия, то Питта Доша проявляется в гневе, ревности, ненависти, возбуждении и волнении, а так же приносит кожные проблемы и нарушения, связанные с кровью (давлением, вискозностью, чистотой и т.д.). Чтобы лучше понять Питта Дошу, представьте себе острую, пряную Тайскую кухню или полдень в жаркий летний солнечный день.

Капха Доша – это Вода и Земля. Капха – то, что удерживает вместе. Эта Доша ответственна за форму тела, соединительные ткани, суставы, влажность кожи, так же она поддерживает наш иммунитет. Ее отличительные черты – тяжесть, холод и влажность. В балансе Капха Доша проявляется как влюбленность, спокойствие и стабильность. Если Капха Доша разбалансирована, то это приводит к различным привязанностям, жадности, желании контролировать и управлять окружающими. Она так же вызывает застойные процессы в организме. В природе она проявляется как холодный и влажный зимний день.

Довольно легко присмотреться к данным основным элементам и найти способ применить их в собственной жизни. Приведем несколько примеров.

Если вы замечаете, что чувствуете беспокойство и тревогу, то не самой лучшей идеей будет отправиться на аэробику, где вы будете прыгать в течение часа под громкую музыку. Беспокойство и тревога – это характерные черты Вата Доши, которая состоит из Пространства и Воздуха.

Добавляя еще больше Пространства и Воздуха в свою жизнь, вы можете только ухудшить свое положение.

Самое простое лекарство от беспокойства – это занятие Йогой, асаны которой более мягкие и  выполнение одного упражнения занимает больше времени, что помогает успокоить Вату и восстановить ваши элементы Земли и Воды.

Или, представьте себе, жаркий летний день и вы разозлились или чувствуете раздражение. Как вы думаете, это подходящее время, чтобы пойти и съесть какую-нибудь острую пищу? Если добавить в Огонь еще больше Огня, это только увеличит жар. Еще один пример: зима – это время Капхи, в это время холодно и влажно, чувствуется тяжесть. Если вы хотите сбалансировать чрезмерную Капху, то это как раз время для того, чтобы съесть острый ужин или посетить классы по аэробике.

Холод, влажность, тяжесть, тучность, плотность, массивность, статичность, вялость, неповоротливость, мягкость, гладкость и облачность.

– Шримата Шаран

Источник: http://www.shivshaktikul.ru

Источник: http://www.shivshaktikul.ru/publ/articles/pancha_maha_bhutas/2-1-0-51

Доши в Аюрведе: определите свой тип, пройдя тест

4. Бхуты и доши

Почему одни люди более склонны к простудным заболеваниям, другие чаще страдают несварением желудка и нарушениями пищеварительных процессов, третьи постоянно травмируются, а четвертые мучаются сезонными аллергиями? Современные врачи — сторонники классических медицинских теорий не дают на этот вопрос точного ответа.

По Аюрведе же, состояние здоровья организма и его склонность к различным типам заболеваний объясняется взаимодействием особых характеристик — дош.

Понятие доши

Очень условно можно провести сравнительную параллель между средневековым европейским представлением о четырех жидкостях организма и понятием доши. Но если преобладание в организме жидкостей (крови, флегмы, или слизи, желчи и черной желчи) понималось буквально, на физическом уровне, то доши — этот нечто намного большее, более широкое и скорее метафизическое понятие.

В Европе наше понимание темперамента мы увязываем с указанными четырьмя жидкостями и получаем следующие базовые типы характеров:

  • Сангвиник (преобладание крови).
  • Флегматик (преобладание слизи).
  • Холерик (преобладание желчи).
  • Меланхолик (преобладание особой субстанции — черной желчи).

В Аюрведе дело обстоит немного иначе. Здесь все биологические и духовные процессы в организме регулируются и управляются особыми видами энергии, которые по аналогии сравниваются со стихиями, но не являются полным их воплощением. Для определения принадлежности к ним используется специальный тест.

Три типа доши

Существует три основных типа доши:

  • Вата, или ветер.
  • Питта, или огонь.
  • Капха, или слизь.

Определение каждой доши — это полноценная характеристика не только человека, в котором она преобладает, но и список рекомендаций по поведению и питанию, образу жизни этого человека.

Вата отличается повышенной восприимчивостью и тонкой душевной конституцией, они легко расстраиваются и теряют душевное равновесие, сильно переживают даже мелкие бытовые неурядицы.

Таким людям нежелательно получать негативную информацию в любом виде, им лучше общаться с приятными доброжелательными людьми, находится в тепле, так как вата не любят холод и сырость.

Им полезно купаться под горячим душем, делать теплые ванны, согревать ноги и руки теплыми вещами, использовать теплое питье и пищу.

Вата должны избегать перенапряжения, причем как физического, так и умственного. В питании им важна последовательность и гармония вкусов, нельзя «кусочничать» и есть сухую еду. В продуктах нужно всячески избегать соленого, кислого и горького вкуса.

Чаще всего вата страдают от неврологических проблем и простудных заболеваний, проблем с суставами и костной системой, депрессий, неврозов и бессонницы.

Питта — это стихия огня. Люди этого конституционного типа крайне плохо переносят чувство голода, поэтому должны питаться регулярно и полноценно, но так как питта склонны к перееданию и излишней полноте, им стоит внимательно относиться к выбору продуктов/, избегать жирного и жареного, не употреблять алкоголь и табак.

В спорте питта не нужно слишком много и усердно заниматься, бегать на длинные дистанции. Очень полезно плавание и закаливание при помощи обливания прохладной водой.

Питта подвержены вспышкам гнева и другим негативным реакциям, которые отрицательно сказываются на работе желудочно-кишечного тракта и состоянии нервной системы. Для людей этой конституции свойственны разнообразные сыпи и воспалительные процессы, вызываемые аллергией и нарушением обмена веществ, а также проблемы с суставами.

Люди капха склонны к инертному поведению, поэтому подвижность им очень полезна. Они должны избегать сладкой, острой и соленой пищи, сырой и холодной погоды. Для капха свойственны заболевания органов дыхания, диабет, разнообразными опухолями, скоплениями слизи, гинекологическими заболеваниями.

Этим людям нужны равномерные физические нагрузки, хорошая подвижность, умеренный прием пищи обязательно не на ночь, легкие продукты, не способствующие задержки жидкостей и слизи в организме. Самое опасное для капха — безынициативность и лень, они способны превратить этих людей в хронических больных, подавленных и вялых.

Приведение теста доши и его результаты

В Аюрведе определить тип доши можно при помощи специального теста.

В идеале все они должны находится в каждом человеке в равновесии, однако равновесие исключает развитие, движение вперед, поэтому какое-то из свойств всегда преобладает, а остальные находятся в непрерывном движении.

При помощи теста можно достаточно быстро и с высокой долей правдивости определить тип человека и «вычислить» его склонности к определенным болезням.

В тест входят характеристики множества физических и душевных свойств человека, которые в совокупности дают возможность выявить его принадлежность к одной из дош, вернее, ее преобладание в организме на данный момент:

  • Телосложение.
  • Состояние кожи.
  • Тип волос.
  • Характеристики зубов.
  • Вес.
  • Форма и размеры носа.
  • Описание глаз.
  • Психические особенности.
  • Отношение к погодным условиям.
  • Наличие запаха тела.
  • Наличие оволосения и его тип.
  • Выбор пищи.
  • Степень выносливости.
  • Реакции при возникновении сложностей.
  • Походка.
  • Аппетит.
  • Пищеварение.
  • Поведение в общении и разговоре.
  • Предпочтение во вкусах.
  • Чувство жажды.
  • Стул.
  • Виды физической активности.
  • Виды умственной активности.
  • Уровень интеллекта.
  • Преобладающие эмоции.
  • Память.
  • Отношение к религии.
  • Сон.
  • Сновидения.
  • Речь.
  • Отношение к деньгам.

Сведя вместе все полученные данные, можно сделать выводы о состоянии характера человека и о том, преобладает ли в нем вата, питта или капха.

Нужно сказать, что ни одна из дош в чистом виде не встречается и в любом человеке предстает в сугубо индивидуальном сочетании, что и предопределяет «персональный набор» возможных заболеваний.

Но это знание дает и шанс на коррекцию состояния путем влияния на вызывающую нарушения в состоянии здоровья стихию.

Рекомендации по питанию, после того как вы продете тест, можно найти в этой статье — Как правильно питаться по Аюрведе.

А теперь пройдите тест.

Онлайн Тест доши основан из текстов Васанд Лада, Дэвида Фроули, Сунил В. Джоши и Олега Торсунова.

Для прохождения теста необходимо оценить насколько каждое из следующих высказываний справедливо по отношению к Вам.

Заполнив таблицу до конца, Вы получите три итоговых числа. Сравнив их, Вы сможете определить свою конституцию (пракрити дошу).

Если количество единиц больше остальных, то у вас превалирует тип Вата, если двоек –  тип Питта, если троек –  тип Капха.

Если счет для двух дош почти одинаков, то в вашей конституции преобладают две доши. Например, Вата (34), Питта (33) и Капха (15), то у вас Вата-Питта конституция.

Если все суммы одинаковы, то у вас уравновешенная конституция, которая встречается редко. Лучше пройдите тест снова и отвечайте более тщательно.

Источник: http://yogarossia.ru/yogaterapiya-i-aurveda/osnovy-aurvedy/doshi-v-ayurvede-opredelite-svoj-tip-test.html

«ВедаПульс» — компьютерная пульсовая диагностика на принципах традиционной медицины: Панча-Маха-Бхута (Теория пяти элементов: эфир, воздух, огонь, вода, земля)

4. Бхуты и доши

Время чтения: 15 минут.

23.07.2013 | |

Дисбаланс пяти элементов в человеческом теле может привести к появлению различных симптомов в соответствии с присущими тому или иному элементу характеристиками или признаками, называемыми гуна дванда (дуальность признаков). Гуна дванда описана древним врачом Чаракой в его тексте “Чарака Самхита”, где он выделяет 10 пар упомянутых признаков, при помощи которых можно диагностировать и лечить пациентов (Фрэнк Рос, 2005).

Проявленные в организме «синдромы элементов» — это признаки, позволяющие вайдья (аюрведическому врачу) понять суть дисбаланса и корень заболевания. Они часто появляются до того, как заболевание заявит о себе в полный голос, и потому их изучение может стать очень важной частью профилактики.

Характеристика стихий

Эфир (Акаша) – пространство. Буквально воспринимается как полости организма (например, в кишечнике). Однако пространство существует не только на уровне макроскопических органов, но также и на клеточном уровне.

Интерстиций (межклеточное пространство) – это не просто пространство, заполненное водой. Межклеточный матрикс состоит из соединительно-тканных волокон (подобно густому кустарнику) в полостях которого располагаются клеточные элементы и свободные пространства.

Часть этого пространства заполнено тканевой жидкостью, а часть остаётся свободным.

Однако Эфир не есть пустота, один из переводов корня «-каш-» с санскрита – «излучать». Эфир так же материален, как и все другие элементы. Только это полевая форма материи, которая заполняет пространства. Одно из проявлений Акаша – это звук, т.е. колебания материи. Возможно, таким образом древние мудрецы обозначали то, что мы называем электромагнитным спектром с разной частотой колебания.

Ни для кого сейчас не секрет, что пространство вокруг нас – это не пустота, а сложная среда, заполненная радиочастотами, световым излучением, космическим излучением и т.д. И это пространство влияет на нас, хотя сразу мы этого можем и не осознать.

Клетки являются мощным источником электромагнитных излучений, а окислительные процессы в них являются постоянным источником свободных фотонов (света).

Всё это говорит нам о том, что наномир вокруг клеток – это не просто пустое пространство, но насыщенный информацией «мир», в котором клетки обмениваются «данными» не только через материальные субстраты (гормоны и медиаторы), но и через «полевое взаимодействие».

Одним из главных свойств Акаша Бхута является холод. Чем больше пространство, тем больше холода.

Процесс старения характеризуется постепенной потерей Аваламбака Капха — влаги между клетками, при этом происходит перестройка соединительно-тканного матрикса с образованием микропространств (склероз).

Плотность материи при этом уменьшается (остеопороз), это увеличивает расстояние между проявленной материей. В организме увеличивается доля Эфира, и при этом пожилые люди чувствуют зябкость.

Поскольку главным источником тепла в организме является тепло крови, и это тепло может легко передаться через жидкие среды, но не через пространства, то терморегуляция тканей изменяется.

Дисбаланс Эфира всегда лежит в основе расстройств Вата-доша.

Вайю – вторая стихия, которая появляется в колесе созидания, при погружении Праны (оживляющего принципа) в материю. В популярных изложениях теории пяти элементов Вайю переводят как Воздух/Ветер (взаимозаменяемые синонимы).

При этом используется символическая передача качества, которым обладает Ветер – это движение материи.
Вайю управляет движением всего сущего во Вселенной — от субатомных частиц до огромных вращающихся галактик.

В нашем организме везде, где есть движение (нервный импульс, движение крови, сокращение мышц, секреция желез), управляющим принципом будет Вайю.

С физиологической точки зрения, любопытно отметить, что принцип/элемент Воздуха может найти не только соответствие в динамических физиологических процессах, но и в буквальном выражении. Так, в последнее время всё больше уделяется внимания газообразным молекулам как важным сигнальным факторам.

В частности, NO – молекула оксида азота — является самым мощным в организме регулятором тонуса гладких мышц в сосудах, регулируя процесс их сокращения (движения). Как известно, дисбаланс Вата-доша часто ассоциируется со спазмом гладкой мускулатуры внутренних органов.

Итак, Акаша формирует электромагнитное поле пространства, в котором появляется разность потенциалов и возникает импульс к движению – проявлению Вайю. Так, в частности, происходит формирование нервного импульса.

Движение обладает иссушающим влиянием, поэтому главным признаком Вайю является сухость, которая приводит к разделению и дезинтеграции.
Дисбаланс Вайю приводит к избыточной сухости кожи, мягких тканей и суставов.

Поскольку Ветер разгоняется там где много пространства (Эфира), то это сопровождается избытком холода и высокой чувствительностью к сквознякам, недостаточному притоку крови, вздутию кишечника, запорам, усталости, бессоннице, спазмам, утрате эмоциональной гибкости, сухому кашлю и т.д.

Нехватка Ветра приводит к снижению уровня Праны и застою, а также к симптомам, свойственным высокому уровню Капха.

Агни Бхута – буквально это Огонь, сила, которая преобразует вещество в разные агрегатные состояния. Является третьим элементом, исходящим из космического Разума.

Главный атрибут Агни – трансформация или преобразование. Основная задача – извлечение энергии из плотной материи с последующим вовлечением её в процессы роста и развития организма.

Агни может проявиться только в пространстве (Акаша), где есть движение (Вайю). В результате движения материи происходит её трение и нагревание с излучением света, поэтому основные качества Агни – это тепло и свет.В теле человека Агни Бхута имеет несколько форм проявления.

Самая очевидная – метаболическое превращение пищевых продуктов (огонь пищеварения). Именно благодаря Агни организм способен извлечь Прану (энергию) из поступающей пищи за счёт Пачака Питта.На более тонком плане о силе и слабости Агни в человеке можно судить по свету, который исходит от него.

Качество света отражается на блеске кожи и в цвете лица. Здоровые люди излучают силу и энергию. Больные почти ничего не излучают (Сунил Джоши, 2004).Дисбаланс Огня обычно проявляется как его избыток, который обычно ассоциируется с жаром в теле.

При этом клинически появляются симптомы повышения температуры тела, повышенная кислотность, покраснение кожи, воспаление тканей, чрезмерное потоотделение, раздражительность. Эти состояния сходны с проблемами, возникающими при избытке Питта-доша (Фрэнк Рос, 2005).

Недостаток Агни проявляется в снижении огня пищеварения, что порождает проблемы с усвоением питательных веществ и накопление в теле токсинов (ама).

Джала (Яла) Бхута – четвёртый элемент, последовательно проявляющийся из космического Разума (Махат). Его значение часто переводят словом “вода”, однако это не самое точное обозначение.

Как и в случае других элементов, более полную картину нам даёт организующий принцип Яла – соединение (сцепление) корпускулярных частиц между собой, т.е. это физико-химическая сила связи электронов, атомов, молекул, формирующих плотную материю.

Ещё одно качество, присущее Яла, – это текучесть (перемещение делокализованных электронов и других корпускулярных частиц), именно поэтому её ассоциируют с Водой.

Именно за счёт текучести корпускулярных частиц в жидком агрегатном состоянии Вода способна под действием Вайю переносить Прану по организму.
Главной водной средой организма является Аваламбака Капха, которая служит основой для течения химических реакций в организме с трансформацией вещества в те формы, которые необходимы организму.

Избыток воды является одной из причин дисбаланса Капха-доша. Клинически это проявляется усилением выделения слизи, кашлем с мокротой, набуханием желез, опуханием суставов, отёками тканей.

Притхви Бхута – буквально это стихия Земли. Проявление элементов разворачивается последовательно, в направлении от тонкого и абстрактного к грубому и конкретному. Суть космического принципа Притви Бхута – структура, проявленная в качестве твёрдости.

Структура – это корпускулярная форма материи, это сами электроны, атомы и молекулы, которые создают плотное (физическое) тело.Усиление этого принципа формирует сильный дисбаланс Капха-доша с проявлением её свойств тяжести и статичности.

Избыток Бхута Притви проявляется в несильной холодности, закупорке сосудов, утрате гибкости, тяжести и недостаточности текучести. Симптомы включают избыточный сон, потерю аппетита, ощущение тяжести в конечностях и утрату ими гибкости.

С другой стороны, нехватка Притви Бхута вызывает пониженный тонус мышц, вымывание кальция из костей, ощущение слабости. В целом тело снижает свою прочность, что похоже на состояние, которое бывает при высоком уровне Вата-доша.

Скриншот вкладки Панча-Маха-Бхута в программе “ВедаПульс”

Колесо Созидания

Отражает последовательный план формирования материи в проявленном мире: Прана – Акаша – Вайю – Агни – Джала – Притви.

Колесо разрушения

Скриншот вкладки Панча-Маха-Бхута в программе “ВедаПульс”

1. Эфир – Ветер Пространство уменьшает (красная стрелка – при его увеличении)/усиливает (жёлтая, при его уменьшении) силу Ветра, влияя на дисбаланс Вата-доша.2. Ветер – ОгоньИзбыток Ветра (красная стрелка) уничтожает Огонь, задувая его. Дисбаланс Вата-доша приводит к уменьшению огня пищеварения (Агни). Недостаток Ветра (редко встречаемая ситуация, т.к.

Вата в дисбалансе у всех) усиливает Огонь (жёлтая стрелка).3. Огонь – ВодаИзбыток Агни (красная стрелка) порождая высокий уровень Питты, может уничтожать Воду тела, перегревая его и вызывая обезвоживание. Это сходно с сильным жаром и сопутствующей ему сильной жаждой.Недостаток Агни (желтая стрелка) усиливает симптомы дисбаланса Капха-доша.4.

Вода – ЗемляИзбыток Воды (красная стрелка) может уничтожить Землю, снизить её жёсткость и твёрдость, способствовать задержке жидкости в теле (отёки).Недостаток Воды (желтая стрелка) может усилить неподвижность и жёсткость Земли.5.

Земля – Эфир

Избыток Земли (красная стрелка) может уменьшить пространство (Эфир), и, наоборот, уменьшение плотности (недостаток Земли – желтая стрелка) – усилить Эфир.

Колесо Сдерживания

Скриншот вкладки Панча-Маха-Бхута в программе “ВедаПульс”

Каждый элемент связан с доша и органами, и поэтому сдерживается и уравновешивается другими элементами (Фрэнк Рос, 2005). Сдерживание представляет собой что-то в роде амортизатора или тормоза активности элементов, позволяя не утрачивать сбалансированности.

Если какой-то элемент окажется не в состоянии сдерживать другой элемент, то у последнего возникает тенденция к дисфункции в соответсвии с его признаками.Например, если Эфир окажется не в состоянии сдерживать Землю, то это может привести к негибкости, тяжести и заторможенности.

Это признаки, характерные для дисбаланса Капха-доша.Функция сдерживания чрезвычайно важна. Без должного сдерживания каждый элемент развивался бы безудержно в соответсвии с присущими ему свойствами.

• Эфир сдерживает Землю• Земля сдерживает Воду• Вода сдерживает Огонь• Огонь сдерживает Ветер

• Ветер сдерживает Эфир

Олег Викторович Сорокин, директор компании Биоквант, PhD

Пример использования компьютерной пульсовой диагностики в акупунктуре

Источник: http://www.vedapuls.ru/panchamakhabkhut

Что такое доши в аюрведе

4. Бхуты и доши

Доши – одно из базовых понятий аюрведы. Аюрведические знания основаны на концепции трех дош (тридоша). Все три доши (вата, питта, капха) представлены в теле человека, вместе они регулируют все жизненные функции организма. Дисбаланс тридоша приводит к болезням. Именно поэтому аюрведическая медицина направлена на восстановления равновесия и гармонии трех дош в организме.

Прежде чем дать определение, что такое доши, следует кратко рассмотреть пять первоэлементов, из комбинации которых формируются доши в теле человека.

Пять первоэлементов в аюрведе

Теория аюрведы базируется на концепции пяти пероэлементов, согласно которой вся материя возникла из Космического Сознания, проявившись в пяти основных принципах или элементах: эфире, воздухе, огне, воде и земле.

Все пять элементов возникают из энергии, исходящей из Космического Сознания, все пять присутствуют в материи повсюду во Вселенной. В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела. Таким образом, энергия и материя представляют единое начало.

Согласно древнейшим индийским представлениям, вначале мир существовал в виде непроявленного сознания. Из этого всеобщего сознания проявился беззвучный звук «АУМ», как тонкая космическая вибрация. Из этой вибрации первым возник элемент эфира.

Затем этот элемент эфира начал двигаться, и это тонкое движение создало воздух, который является подвижным эфиром. Движение эфира способствовало возникновению трения, которое генерировало теплоту.

Частицы тепловой энергии соединились в форму интенсивного свечения, и из этого света проявился элемент огня. Таким образом, эфир преобразился в воздух, и это был тот же эфир, который позже проявился в виде огня.

Обычно от теплоты эфирные элементы растворяются и разжижаются, проявляя элемент воды, и затем затвердевают, формируя молекулы земли. Таким образом, вся материя создана из пяти первоэлементов.

Что такое доши

Доши – это три основные фундаментальные жизненные силы (тридоша), которые проявляются в человеческом теле, как группировка пяти первоэлементов (эфира, воздуха, огня, воды и земли).

Из эфира и воздуха проявляется телесный воздух, называемый вата. Огонь вместе с водой проявляются в теле, как принцип огня, именуемый питта. Вода с землей проявлены, как вода тела, известная, как капха.

  • Вата-доша – эфир + воздух
  • Питта-доша – огонь + вода
  • Капха-доша –вода + земля

Каждая из дош выполняет определенные функции в организме.

Вата — это принцип движения, так называют то, что двигается. Поэтому, слово вата может быть переведено, как телесный воздух. Однако, элемент воздух во внешней среде не такой, как воздух в теле.

Телесный воздух-вата можно охарактеризовать, как тонкую энергию, управляющую биологическим движением. Этот биологический принцип движения вызывает все тонкие изменения в обмене веществ. Вата сформирована из двух первоэлементов — эфира и воздуха.

Вата в теле человека управляет дыханием, миганием глазных век, движением в мышцах и тканях, пульсацией сердца, всеми расширениями и сужениями, движениями цитоплазмы и клеточных мембран, движением одиночных импульсов нервных клеток.

Вата управляет такими чувствами и эмоциями, как страх, тревога, боль, трепет и спазмы. Толстая кишка, тазовая впадина, кости, кожа, уши и бедра — местоположения вата.

Если в теле развивается избыток вата, он будет скапливаться в этих областях.

Читайте подробнее: Вата-доша описание

Слово питта переводится, как «огонь», хотя этот термин не означает буквально огонь. Огонь свечи или огонь пожара можно видеть, но телесная тепловая энергия питта-доша, проявленная, как процесс обмена веществ, невидима.

Питта формируется из элементов огня и воды. Питта управляет пищеварением, поглощением (всасыванием), растворением, питанием, обменом веществ, температурой тела, цветом кожи, блеском глаз, а также интеллектом и пониманием. Питта пробуждает гнев, ненависть и зависть. Тонкая кишка, желудок, потовые железы, кровь, жир, глаза и кожа — это места питты.

Читайте подробнее: Питта-доша описание

Капха переводится, как биологическая вода, этот элемент тела сформирован из двух элементов — земли и воды. Капха скрепляет элементы тела, поставляя материал для его физической структуры. Эта доша поддерживает сопротивляемость организма. Вода — основная составляющая капха. Эта телесная вода физиологически ответственна за биологическую крепость и прочность тканей тела.

Капха смазывает сочленения суставов, увлажняет кожу, помогает заживлению ран, заполняет пространство в теле, дает биологическую крепость, энергию и стабильность, поддерживает хорошую память, дает энергию для сердца и легких, поддерживает иммунитет.

Капха присутствует в грудной клетке, горле, голове, полостях, в носу, во рту, желудке, сочленениях, протоплазме, плазме, жидких выделениях, таких, как слизь. В сфере психики, капха отвечает за эмоции привязанности, алчности, долговременной зависти, она выражена в стремлении к спокойствию, прощению и любви. Грудная клетка — местонахождение капха.

Читайте подробнее: Капха-доша описание

Равновесие тридоша необходимо для здоровья. Например, воздух — возбудитель телесного огня, но для контроля над огнем необходима вода, иначе огонь в теле сожжет ткани. Вата двигает капху и питту, ибо капха и питта сами неподвижны.

Вся тридоша в целом руководит деятельностью обмена веществ. Капха способствует анаболизму — процессу построения тела, росту, созданию новых и восстановлению поврежденных клеток. Питта регулирует обмен веществ, процессы переваривания и всасывания.

Вата управляет катаболизмом — процессом распада, в ходе которого крупные молекулы расщепляются на более мелкие, которые потом могут использоваться для синтеза нужных организму веществ. Вата, являясь принципом движения, наделяет им неподвижные питту и капху.

Таким образом, когда вата не уравновешена, она влияет на другие доши, возмущая их. Возбужденная вата служит причиной подавляющего большинства болезней.

Весь жизненный путь человека делится на три главных отрезка. От рождения до 16 лет — возраст капхи, от 16 до 50 лет — питты и от 50 до 100 лет — ваты. В детстве преобладают капха и процесс анаболизма, поскольку это время наибольшего физического роста и формирования тела.

В этом возрасте обычны расстройства капха-типа, например застойные явления в легких, кашель, простуда и слизистые выделения. В зрелости — в период бурной деятельности и жизненной активности — наиболее заметно проявляется питта.

В старости ей на смену приходят вата и процессы распада, принося с собой расстройства вата-типа наподобие тремора, истощения, одышки, артрита и потери памяти.

Три доши (вата, питта, капха) — ответственны за все биологические, психологические и болезнетворные функции тела, ума и сознания. Они действуют и как основная составляющая часть тела, и как защитный барьер, создавая нормальный психологический фон. Когда эти элементы разбалансированы, то возникают болезненные процессы.

Тридоша отвечает за естественные потребности и за индивидуальные склонности к пище, ее вкусу, температуре и т.д. Тридоша ответственна за творение, поддержание и распад тканей тела, за удаление продуктов распада из тела, а также за психические проявления, включая эмоции страха, гнева и алчности, за высший уровень человеческих эмоций — понимание, сочувствие и любовь.

Основная конституция (пракрити) каждого человека определяется при зачатии, путем комбинаций вата-, питта- и капха-дош, проявленных в телах родителей.

Основная конституция человека остается неизменной в течение всей жизни, как генетически определенная. Комбинация элементов, присутствующих при рождении, остается постоянной.

Однако, комбинации элементов, которые управляют длительными физиопатологическими изменениями в теле (викрити), варьируются, в зависимости от изменений внешней среды.

Соотношение дош в теле каждого человека постоянно меняется под воздействием разных факторов: возраста, питания, физической активности, отношения к себе и окружающему миру, погодных условий, времени года, движения космических объектов и др.

В Аюрведе, основной принцип оздоровления заключается в том, что человек может создавать равновесие внутренних сил, действующих в нем, изменяя диету и жизненные привычки, чтобы противостоять изменениям внешней среды.

Источник: http://null-plus.biz/chto-takoe-doshi-v-ayurvede/

Гуны и доши | Аюрведа

4. Бхуты и доши

Sarasvati | Рубрика: Аюрведа | Дата: 15 марта 2012

Корень всех болезней лежит в нашем уме, который полон страхов и желаний. Такая дисфункция ума препятствует проявлению творческого начала в нашей жизни и загоняет нас в ловушку условностей и предубеждений, проявляясь в виде отсутствия веры в жизнь и равнодушия.

Все это, согласно Аюрведе, можно назвать «нехваткой мудрости» («праджнапарадха»), что означает не только ограниченность познаний или неспособность к точному словесному выражению мыслей, а главным образом непонимание гармонии самой жизни — того, как к ней приспособиться, существовать в гармонии с природой, Вселенной и божественным.

Пракрити (Природа) обладает тремя основными качествами, которые называются гунами:

  • Саттва (гуна благости) — гармония, благость, свет и Разум.
  • Раджас (гуна страсти) — энергия, активность, динамичность, беспокойство.
  • Тамас (гуна невежества) — инертность, леность, темнота, тупость и противодействие.

Нехваткой мудрости, или упадком Саттвы, могут быть обусловлены психические расстройства. Отсутствие морали, причинение вреда другим, нечестность, избыток развлечений и чрезмерное возбуждение — все это причины упадка Саттвы. Такие физические факторы, как избыточный сон, неправильное питание, также могут привести к подобному дисбалансу.

Развить Саттву можно путем духовного совершенствования, включающего в себя йогические практики, медитацию, пребывание на природе, саттвичную диету и такой образ жизни, который соответствовал бы конституции данного человека.

Гуны и болезни

Люди саттвичного типа внимательны к другим и заботятся о себе. Жизнь они рассматривают как необходимый опыт и стараются видеть благо во всем, в том числе и в болезни. Поэтому саттвичный тип меньше других подвержен болезням. Его природа гармонична и легко приспосабливается. Он стремится к равновесию и к обретению спокойствия ума, тем самым лишая болезнь психических корней.

Люди раджастичного типа обычно наделены большой энергией, но могут сами себя «сжечь» чрезмерной активностью.

Симптомы болезни у них обычно острые, выздоровление возможно при условии применения правильных лечебных мер.

Они нетерпеливы и непоследовательны в лечении болезни и не желают тратить время ради своего выздоровления или брать на себя ответственность за него. В своих болезнях они предпочитают винить других.

Тамастичный тип больше других предрасположен к затяжным, хроническим болезням, в том числе к раку. Его энергия и эмоции склонны к застою, а болезни его, как правило, глубоко укоренившиеся, упорные и трудноизлечимые.

Люди этого типа не стремятся к тому, чтобы получить необходимое лечение, и их гигиена обычно находится на низком уровне.

Они воспринимают свою болезнь как судьбу и не используют тех методов, которые могли бы помочь им излечиться.

Проявление гун в каждой из трех дош

Каждая из трех дош обладает своей психической конституцией — качествами, которые формируют наше эмоциональное состояние, поведение в обществе, наши черты характера и склонности к тем или иным действиям. В зависимости от влияния различных гун, эти качества могут принимать как позитивную, так и негативную форму. Рассмотрим их более подробно:

Психическая конституция Ваты

  • Саттвичная (гармоничная): Энергичность, приспособляемость, гибкость, быстрота понимания, коммуникабельность, сильное ощущение своего единства с человечеством, сильная целительная энергия, истинный энтузиазм, позитивный дух, способность к инициативе, к позитивным переменам и движению вперед.
  • Раджастичная (возбужденная): Нерешительность, ненадежность, гиперактивность, волнение, беспокойство, возбужденность, нервозность, болтливость, поверхностность, шумливость, разрушительные тенденции, фальшивый энтузиазм.
  • Тамастичная (затемненная): Боязливость, раболепие, нечестность, скрытность, депрессивные состояния, склонность к сексуальным извращениям, саморазрушению и самоубийству, пристрастие к наркотическим веществам, беспорядочность ума.

Психическая конституция Питты

  • Саттвичная (гармоничная): Высокий интеллект, ясность, восприимчивость, просветленность, способность к различению, добрая воля, независимость, теплота, дружелюбие, смелость, способность к лидерству.

  • Раджастичная (возбужденная): Упрямство, импульсивность, амбициозность, агрессивность, стремление контролировать, манипулировать и властвовать, критичность, гневливость, раздражительность, безрассудство, гордость, тщеславие.

  • Тамастичная (затемненная): Ненависть, злоба, мстительность, психопатичность, разрушительные тенденции, тяга к преступному миру, склонность к совершению преступлений, торговле наркотиками.

Психическая конституция Капхи

  • Саттвичная (гармоничная): Спокойствие, безмятежность, умиротворенность, стабильность, верность, любовь, сострадание, всепрощение, терпение, преданность, восприимчивость, сильная вера, стремление оказывать поддержку и способность вдохновлять.

  • Раджастичная (возбужденная): Стремление контролировать, привязанность, жадность, материалистичность, сентиментальность, потребность в надежности и безопасности, стремление к комфорту и роскоши.

  • Тамастичная (затемненная): Тупость, вялость, апатичность, леность, отсутствие тонкости и чувствительности, замедленность понимания, склонность к воровству.

Один из методов уравновешивания дош состоит в том, чтобы привести их из тамастичного и раджастичного состояния в саттвичное (духовное).

Обычно человек не может выйти за пределы своей доминирующей доши, но способен подняться на более высокие уровни ее функционирования.

Например, тип Капхи может подняться от жадности — тамастичной эмоции — до уровня саттвичных эмоций поклонения и преданности; этот процесс преобразует эмоциональную предрасположенность к болезням в энергию здоровья и просветления. Без Саттвы мы были бы не в состоянии вообще что-либо воспринимать. Точно так же, как в нас присутствуют все три доши, каждый из нас наделен в различной степени всеми тремя гунами.

https://www.youtube.com/watch?v=rHNXeZKlW5s

Мы должны определить соотношение трех гун в себе. Это подскажет нам путь к усовершенствованию нашего ума и нейтрализации наших тенденций к болезням через йогу и воспитание собственного характера.

Если мы рассмотрим одновременно три доши и три гуны, то получим следующую картину. Каждая доша подразделяется в соответствии с тремя гунами. С точки зрения психической природы ни одна из дош не может считаться лучше других. Свойства их различны, но в каждом типе присутствуют более высокие и более низкие аспекты.

Внутри каждой доши можно выделить семь различных психических типов (так же, как три доши образуют семь различных физических типов). Это чистая Саттва, чистый Раджас, чистый Тамас, Саттва-Тамас, Саттва-Раджас, Раджас-Тамас и все три гуны, присутствующие в одинаковой степени. Абсолютно чистая Саттва (Шуддха Саттва) дает просветление.

Корректировать негативные особенности своей гуны (например, привычки, приводящие к заболеваниям) можно при помощи таких мер, как медитация, молитва, мантры, пуджа или других способов духовного самосовершенствования. Наше общество в целом очень раджастично. Поэтому некоторые наши раджастичные черты могут быть обусловлены скорее внешними обстоятельствами, чем нашей собственной природой.

___________________________________________________________________

Источник: www.1reikiveda.ru

Источник: http://tonus.by/ayurveda/guny-i-doshi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.