Акцелерация

Акселерация – эмоции, размышления, факты

Акцелерация
Модель 2016 года! Велосипед Lexus TrikeСмотреть предложение

Все чаще в последнее время в транспорте или на улице можно услышать восклицание: «Вот, акселератки вымахали!».

Произносится оно обычно людьми старшего возраста по отношению к девочкам-подросткам и несет часто несколько негативный оттенок.

В их, говорящих, понимании, акселерация – это короткие юбки, каблуки, косметика, странные стрижки и «вызывающее поведение», провоцирующее высказывания: «А вот мы-то в их возрасте…».

Что «в их возрасте» – выливается в пространную лекцию или умалчивается, да это и не важно, главное сводится к тому что были совсем не такими, а тихими, скромными и послушными. Но при чем тут акселерация и столь ли повинна она в поведении, стиле одежды и других вещах, вызывающих столь резкое неприятие старшего поколения?

Исследования и гипотезы

В последние 150 лет учеными было отмечено, что рост, вес и некоторые другие показатели детей и подростков обоего пола стали выше, чем у их родителей в том же возрасте. Это явление было названо акселерацией (от латинского слова acceleratio — ускорение). Термин предложен немецким врачом Koch в 1935 году.

Оно наблюдается во многих странах Европы, в том числе и в России. Такое распространение дало возможность ученым рассматривать явление акселерации, как тенденцию, свойственную развитию современного человека. Во всем мире проблеме акселерации посвящено множество работ, высказываются гипотезы, публикуются разнообразные научные труды.

В нашей стране из ученых, уделивших много внимания проблеме акселерации, можно назвать, к примеру, Ю. Е. Вельтищева, Г. С. Грачеву. В числе признаков акселерации называют и большие показатели роста и веса новорожденных, и более раннее прорезывание зубов у детей, и более высокий рост по сравнению с предыдущим поколением.

И многие другие факторы, никак не связанные с вызывающим поведением.

В бытовом понимании под акселерацией чаще всего подразумевают более раннее половое созревание и комплекс социальных, психологических, педагогических и иных проблем, с ним связанных.

Действительно, половое созревание девочек наступает сейчас значительно раньше, чем поколение или больше назад, в 10-11 лет, при чем за каждые 10 лет менструации у девочек наступают раньше в среднем на 4-6 месяцев.

И. М. Воронцов и А. В. Мазурин кроме того утверждают, что акселерация сопровождается ростом продолжительности репродуктивного периода и жизни в целом.

Учеными (в частности Ю. П. Лисицыным) было предложено несколько теорий, объясняющих появление акселерации.

Среди них: физико-химические (теории солнечной радиации, космической радиации, волновая, магнитного поля, повышения концентрации углекислого газа и другие), и учитывающие факторы и комплексы факторов условий жизни (возрастающие информационные потоки, урбанистическое влияние, социально-биологические факторы), и даже генетические (циклические биологические изменения, смешение популяций). Ни одна из теорий до сих пор не нашла ни полного подтверждения, ни абсолютного опровержения. Вероятно, здесь имеет место сложный комплекс названных, а возможно, еще и других факторов.

При этом доказано, что на время наступления созревания не влияют расовые особенности, климат и географические особенности места проживания, но способны оказать влияние, к примеру, социально-экономические условия в семье или питание. Кроме того, исследователи отмечают, что в городах возраст полового созревания в среднем меньше, чем в сельской местности.

Б.Г. Ананьев указывал, что часто становление психических и физических свойств у детей происходит неравномерно. Это так называемая дисгармоническая акселерация. Для девочек часто характерна дисгармоническая акселерация, когда происходит не снижение возраста созревания, а ускорение его темпов.

Акселерация – проблемы и сложности

Для науки акселерация – просто еще одна проблема, которую нужно изучить. Но на самом деле ее значение значительно шире, нежели научное.

Например, доказательство факта акселерации позволило пересматривать нормы развития детей, которые широко используются нашими врачами-педиатрами при определении норм и отклонений от них в развитии детей, особенно первого года жизни.

Некоторые врачи связывают с акселерацией так называемые «боли роста», которые посещают многих детей в период активного роста, особенно в раннем возрасте.

Подстерегают девочек опасности и в старшем возрасте – во время «пубертатного скачка роста», которым сопровождается половое созревание, особенно, если он происходит на фоне акселерации, когда темп его ускоряется, отдельные системы и органы могут не успевать за ростом тела и реагировать заболеваниями.

Психологи и педагоги сталкиваются с другим аспектом акселерации – ранним или ускоренным половым созреванием и связанными с ним психологическими проблемами.

У девочек нередки случаи недовольства своим телом, ставшим вдруг чужим, неуклюжим, нередко недовольства добавляют прыщи, акне, угри, сопровождающие гормональные изменения организма.

При раннем или ускоренном созревании проблема острее еще и тем, что другие девочки-ровесницы часто выглядят еще по-прежнему. На этом фоне у девочек нередки депрессии, подавленные состояния, и, как следствие, снижение интереса к учебному процессу.

Если педагоги и родители не в состоянии сами помочь девочке справиться с проблемой, можно прибегнуть к помощи психолога. Но, конечно, особенно необходимы ребенку в период полового созревания участие, внимание, помощь самых близких людей – родителей.

Просыпающуюся сексуальную энергию направляем на творчество, спорт, учебу

Сейчас можно сколь угодно долго рассуждать о падении нравов, росте количества случаев беременности и абортов среди девочек школьного возраста, и кивать, что в их возрасте о сексе ничего не знали. Не знали, да. Более того, нас в этом возрасте данный вопрос не интересовал.

А у этих девочек половое созревание наступило намного раньше, отсюда и интерес, и плачевные последствия. И бессмысленно качание головами и рассуждения о падении нравов – необходима работа, совместная работа родителей, психологов и педагогов. В первую очередь, информационная.

Сейчас эта работа часто подменяется доведением до мальчиков и девочек информации о способах контрацепции и заболеваниях, передающихся половым путем, а работа в этом направлении начинается в старших классах, с девочками 15-16 лет, притом, что созревание наступает, как писалось выше, часто уже в 10-11 летнем возрасте.

Часто эта информация дается в форме увлекательных фильмов, где сам факт раннего начала половой жизни воспринимается благосклонно и с юмором, и уж совсем никак сексуальная жизнь не связывается ни с семьей, ни с основной целью соединения мужского и женского начала – рождением ребенка. Вопросу создания семьи, рождения и воспитания ребенка наша школа вообще уделяет прискорбно мало внимания, а точнее – никакого.

А ведь это куда важнее, особенно для девочек, которым раннее начало половой жизни и связанные с ним заболевания или прерывание беременности чреваты бесплодием в будущем.

Поэтому пока вопросы секса, именно во взаимосвязи его с созданием семьи, продолжением рода, и воспитанием здоровых детей ложатся на плечи родителей.

Они же, по необходимости вместе с психологом, могут помочь ребенку перевести просыпающуюся сексуальную энергию в более безопасную плоскость – направить ее на творчество, спорт, другие увлечения. Именно поэтому им стоит знать об акселерации.

Период повышенной конфликтности

В период полового созревания, особенно у детей с признаками дисгармонической акселерации, ребенок очень уязвим. Перепады настроения, конфликт со старшим поколением, различные формы протеста, иногда даже суицидальной направленности – все это может быть опасно, и почти всегда неприятно, как родителям, так и самому ребенку.

Родителям важно знать об этом периоде, чтобы адекватно реагировать на изменения в поведении ребенка-подростка, постараться сохранить с ним доверительные отношения, несмотря на вызывающее поведение, странный (с точки зрения родителей) внешний вид или круг общения.

Обычно все подростковые бунтарские течения, будь то эмо, готы, неформалы или другие, далеко не так страшны, как их описывают в прессе, а увлечение ими проходит вместе с этапом гормональных бурь переходного возраста.

У девочек зачастую этот этап взросления проходит более мягко, чем у мальчиков, и до открытых конфликтов доходит не так часто, но внимание и понимание родителей необходимы им ничуть не меньше.

Кроме того, доверительные отношения помогут узнать и удержать, если девочка попадет под более серьезное и опасное влияние – секты или наркотиков, и тут вовремя оказанная помощь может быть просто неоценима. Разумеется, все описанное возможно и без акселерации, просто при ускорении проблемы могут проявляться несколько раньше, неожиданнее, острее.

Акселерация – миф?

Впрочем, на проблему раннего полового созревания можно взглянуть и с другой стороны. И за примерами далеко ходить не нужно – их дадут нам на обычном школьном уроке истории. Или, к примеру, литературы.

История любви Ромео и Джульетты не одно поколение вспоминает, как классический пример романтической любви, но мало кто вспоминает, что милой Джульетте было далеко до шестнадцати, а отношения ее с возлюбленным были уже отнюдь не платоническими.

История, менее романтичная и более привычная к оперированию сухими фактами, подтвердит, что в описываемые времена обычный возраст невест был около 14 лет, а к 18-20, которые считаются нормальным возрастом для замужества в наше время, счастливые современницы Джульетты имели уже двух, трех, а то и больше детишек.

В России еще во второй половине 19 века нормальным возрастом для вступления девушки в брак был 13-16 лет. А в Иране семейное законодательство сменилось совсем недавно – в 2002 году. И теперь юные невесты вынуждены ждать тринадцатого дня рождения, тогда как раньше могли выйти замуж в 9 лет.

Так может, акселерация, раннее половое созревание – и вовсе миф? Возможно. А может быть, это не столь важно. Главное, чтобы наши девочки, столкнувшись с этой проблемой, а это рано или поздно случается у всех, независимо от акселерации или ее отсутствия, нашли у нас, взрослых, своих родителей и педагогов поддержку, помощь, любовь и понимание.

Источник: http://www.ourgirls.ru/acceleration

Акселерация: все об этом явлении

Акцелерация

Под акселерацией в науке принято понимать более интенсивный рост и ускоренное развитие подростков и детей, если сравнивать эти показатели с несколькими с предыдущими поколениями. О том, каковы же основные причины акселерации, до сих пор не сформировалось единогласного мнения, но стоит отметить, что это явление присуще только тем странам мира, которые являются экономически развитыми.

Термин «акселерация» появился в 30-е годы прошлого столетия и был введен немецким ученым Е. Кохом. Изначально он обозначал ускорение развития только физического, а позже был значительно расширен. Под акселерацией стали понимать не только более быстрый рост организма человека, но и созревание в ранние сроки.

Признаки и история понятия

Изначально считалось, что основными признаками акселерации являются главные физические параметры развития – вес и рост, окружность головы и объем грудной клетки. Однако спустя некоторое время многие ученые стали придерживаться мнения, что акселерация должна характеризоваться следующими факторами:

  • Пропорции тела.
  • Уровень окостенелости скелета.
  • Жизненный объем легких.
  • Появление молочных зубов и смена их постоянными.
  • Уровень половозрелости.
  • Сила мышц.

А в последнее время понятие об акселерации и вовсе очень сильно изменилось. Оно стало гораздо шире и может применяться как к детям и подросткам, так и ко взрослым людям, если речь идет о таком, например, явлении, как «взросление» климакса, хотя преимущественное значение слова «акселерат» – это все-таки подросток, характеризующийся более быстрыми темпами развития.

Если рассматривать историю акселерации, то она не так уж и длинна. Впервые очень наглядно этот феномен проявился в 60-е годы прошлого века. Например, масса тела детей стала раньше удваиваться, а молочные зубы раньше стали сменяться постоянными.

Происходило также постепенное уменьшение возраста, в котором у девушек начинаются менструации, да и вообще сдвинулись сроки половозрелости. В детском и подростковом возрасте такие изменения стали приводить к тому, что у людей начал раньше завершаться рост и окончательное окостенение скелета.

Рекомендуем: Психологическая зрелость

Но принцип акселерации проявился еще и в том, что детородный возраст за последние полвека увеличился на целых 8 лет. Если раньше в России начало периода менопаузы в среднем приходилось на 43,7 года, то теперь это происходит около 50 лет.

Причины

В педагогике, психологии, физиологии и других науках большое внимание уделяется изучению причин акселерации. И единого мнения здесь, надо сказать, до сих пор не сформировано, даже несмотря на то, что выдвинут огромный ряд предположений и гипотез.

Большинство ученых считает, что принцип акселерации обусловлен совокупностью разных причин. Например, изменения в питании людей – появление в пище натуральных жиров, полноценных белков, потребление фруктов и овощей в течение всего года.

Акселерация развития детей может иметь гелиогенное происхождение. Некоторые ученые предполагают, что современные дети много времени проводят на солнце и их организм подвергается воздействию его лучей, в связи с чем дети быстрее растут.

Рекомендуем: Задатки и способности у ребенка

Имеется точка зрения, что принцип акселерации в большой степени зависит от прогресса в медицине. То, что в последние годы наметилась общая тенденция к увеличению продолжительности жизни, в конечном итоге приводит к тому, что подросток более быстро развивается.

Некоторые ученые считают, что основной причиной акселерации может быть технический прогресс, в том числе применение в сельском хозяйстве, пищевом и фармацевтическом производстве веществ, которые оказывают влияние на рост и развитие ребенка. А вот другая группа исследователей причину описываемого нами явления видит в новых формах воспитания и образования. Нельзя исключить и факт улучшения питания населения, а также более ранний прикорм младенцев.

Есть еще одна интересная точка зрения, согласно которой принцип акселерации в основе своей содержит воздействие факторов современной городской жизни, в частности – обильного искусственного освещения, которое стимулирующим образом воздействует на ребенка.

Рекомендуем: Признаки гениальности

Также к техногенным причинам акселерации можно отнести влияние радио, компьютеров (в основном сети Интернет), телевидения, кино и прочего на более раннее интеллектуальное и сексуальное развитие. С этим поспорить трудно: посмотрите на современных 2-3-летних малышей, которые не то что читать еще не умеют, но даже порой не знают букв, зато с легкостью справляются с различными гаджетами.

Отметим, что особенности акселерации изучают разные науки. Это медицина, биология, педагогика, социология и психология. В связи с тем что акселерация характеризуется ускоренным развитием, перед учеными встает множество вопросов: пересмотр норм роста и развития малышей, определения нагрузок на человека и т.п.

Разные взгляды

По большому счету, все теории акселерации можно разделить на две большие группы – биологические и социальные.

Сторонники первой группы считают, что на развитие человека прежде всего оказывают влияние природные, генетические факторы.

Представители второго течения уверены, что основополагающим фактором развития и становления личности является социум, в связи с чем решающую роль играют образование и воспитание, нежели наследственность.

Учитывая вышеизложенные теории, стоит рассмотреть такие понятия, как акселерация и ретардация развития.

Ретардация – это задержка развития детей, в то время как под акселерацией понимается ускоренное развитие. Ретардация, по мнению большинства ученых, имеет социально-биологические причины, т.е.

ее наличие у того или иного ребенка обусловлено как его генотипом, так и влиянием окружающей среды.

Рекомендуем: Что такое анорексия?

У ретардированных детей обычно отмечается некоторое отставание в развитии, и такой термин прежде всего используется психологами при оценке готовности детей к школьному обучению, ведь педагогический процесс оказывает существенное влияние на каждого школьника, поэтому ребенок должен быть к нему готов.

Интересно

Примечательно, что рассматриваемое нами явление – вернее, его название – постепенно распространилось на многие другие науки. Например, в экономике рассматривается принцип акселерации как мощный двигатель, который движет экономику через все фазы экономического цикла.

А вот в психологии в последние годы стал популярен метод когнитивной акселерации Алекса Мэя, который, если верить автору, позволяет женщине всего за несколько уроков стать лучшей в мире любовницей. Елена Рагозина

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/akseleraciya.html

Акселерация организма подростка

Акцелерация

Акселерация или акцелерация это ускоренное развитие организма подростка в период полового созревания. В некоторой литературе фигурирует «акселерация», а в другой литературе – «акцелерация». Само слово акселерация от лат. acceleratio – ускоряться, так как это слово иностранного происхождения его переводят по-разному. А смысл остается неизменным.

На развитие подростков влияют многие факторы, в том числе и экология страны. Из-за выбросов в окружающую среду ядохимикатов и других вредных веществ, идет загрязнение флоры и фауны. Что непосредственно влияет на организм и здоровье человека в целом. У многих подростков возникают физиологические изменения. А гармоничность развития – это сложный процесс, который и является показателем здоровья.

Но абсолютно здоровых людей не бывает. Запуская болезнь на ранней стадии, надеясь, что само пройдет, мы даже не подозреваем, что могут произойти значительные изменения в работе организма. Это приводит к значительному изменению жизнедеятельности, способности полноценно жить и работать.

К сожалению, мы вспоминает о том, что здоровье нельзя купить слишком поздно, когда былое здоровье не вернешь!

Проблема акселерации актуальна во всём мире. Это явление некоторые авторы называют эпохальным маршем и секулярным трентом (верховая тенденция). Такое название получило явление, наблюдаемое последние сто лет.

За последнее столетие развитие человечества ускорилось по всему земному шару. Поскольку термин «развитие» – понятие очень широкое, целесообразно его уточнить.

Можно говорить о биологической и социальной акселерации.

Под биологической акселерацией понимаются изменения, касающиеся биологии развития человека. Хотя эти изменения происходят в конкретной социальной среде и, надо полагать, в значительной мере социально детерминированы.

Под социальной акселерацией следует понимать увеличение объема знаний детей по сравнению с их сверстниками 40-50 лет назад.

Теории акселерации

До настоящего времени не сформировалась общепринятая теория акселерации развития. Выдвинуто большое количество концепций, встречающих серьезные возражения.

Вот некоторые из них, представляющие научный интерес.

Гелиогенная теория. Согласно этой теории, выдвинутой еще в 1936 году, акселерация обусловлена солнечным излучением. Автор этой теории полагает, что дети во второй половине 19 и в 20 веке больше бывают на солнце, чем стимулируют развитие.

Но дело в том, что акселерация охватывает детей как южных, так и северных стран; городские дети развиваются быстрее, чем сельские, хотя последние во много раз больше подвергаются солнечному облучению.

Приведенная теория в настоящее время представляет лишь исторический интерес.

Теория гетерозии. Отчасти 19, а в особенности 20 век характеризуется резкими социальными изменениями, приведшими к разлому социальных, религиозных, кастовых и межнациональных границ.

В силу этого обычным явлением стали межнациональные браки; принадлежность к разным религиозным верованиям не является препятствием к браку. Разрушились социальные, кастовые и иные преграды для вступления в брак. Резко расширились границы бракосочетаний.

Все это привело и приводит к резкому изменению наследственности. Как следствие этого – акселерация развития.

Теория урбанизации. Вторая половина 19 века, а в особенности 20 век характеризует резкое расширение городов и перемещение сельского населения в города, т.е. урбанизация. Темп городской жизни, ее своеобразность и насыщенность ведут к раннему интеллектуальному и сексуальному развитию, что в свою очередь ведет к раннему половому созреванию, ускоряет рост и т.д.

Нутритивная теория. Суть этой теории заключается в том, что ее авторы пытаются объяснить акселерацию развития уровнем питания, в частности витаминизации пищи. Особое значение придается употреблению витаминов В6 , В12, фолиевой кислоты.

Теория облучения. Согласно этой теории, развертывание широкой сети рентгеновских установок на земном шаре, а также взрывы атомных и водородных бомб привели к значительному повышению уровня радиации облучения человечества. Повышение проникающего излучения стимулирует развитие.

Наконец, улучшение социально – бытовых условий, широкие гигиенические мероприятия, улучшения питания и многое другое привело к тому, что наследственно заложенные качества получили возможность полной реализации, что не представлялось возможным при плохих социально- бытовых условиях.

Приведенные теории представляют определенный научный интерес, но едва ли одной из них можно объяснить акселерацию. По всей вероятности, в сочетании рассмотренных нами явлений – гетерозии, урбанизации, облучения, улучшения социально-бытовых условий и питания – надо искать причину акселерации.

Возникает чрезвычайно важный вопрос: что произошло – ускорение только роста и некоторых других процессов или повзрослели также физиологические механизмы и психические процессы? Иначе говоря, дети стали только выше и крупнее или одновременно повзрослели?

Теоретически рассуждая, надо допускать повзросление детей. Если, например, половое созревание наступает на два года раньше, то при этом на два года раньше перестраивается вся эндокринная система и вместе с ней деятельность всех физиологических систем, в том числе нервной системы.

Поэтому мы вправе допустить, что акселерация охватывает физиологические механизмы и психические процессы. К сожалению, физиология и психология еще не представили данные, подтверждающие высказанные выше предположения.

Основная причина в том, что эти науки не располагают сведениями за прошлые годы и лишены возможности сравнительной оценки полученных данных.

Под социальной акселерацией, как уже было сказано, мы понимаем увеличение объема знаний по сравнению с их сверстниками первой половины 20 века.

Социальная акселерация обусловлена рядом обстоятельств, в первую очередь резким повышением общеобразовательного ценза родителей.

В условиях полной ликвидации неграмотности в нашей стране, при наличии обязательного восьмилетнего обучения и переходе к всеобщему среднему образованию, родители стали во много раз образованней, чем это было до Октябрьской революции.

Внедрение в быт радио и телевидения, увеличение количества кинотеатров, театров, домов пионеров и т.д. привело к тому, что дети стали получать информации во много раз больше, чем это имело место раньше. Этому способствует также газеты и журналы для детей и подростков издающиеся большими тиражами.

Поэтому дети, подростки и юноши часто оперируют понятиями и сведениями не известными даже не доступными их сверстникам 30-40 лет назад.

С акселерацией, в какой-то мере связан и вопрос начала школьного обучения с шести лет. О физиологических основах этого возраста будет сказано. При сохранении десятилетнего обучения возникает вопрос о пересмотре возрастного ценза для поступления в высшие учебные заведения. Прием в них должен быть с 16 лет. Пересмотра требуют и трудовые законодательства, а также сроки вступления в брак.

Акселерация ставит очень много крупных народнохозяйственных вопросов не нашедших еще своего решения.

Развитие опорно-двигательного аппарата

Рассмотрение вопроса следует начать с уточнения понятия опорно-двигательного аппарата, позволяющего человеку совершать самые разнообразные движения.

Опорно-двигательный аппарат состоит из скелета и мышц, объединяемых в единую костно-мышечную систему.

Костная система играет многообразную роль. Кроме того, что кости являются составляющей частью опорно-двигательного аппарата, в них находится один из органов кроветворения – красный костный мозг; в костях накапливается большое количество минеральных солей. Кость является живым органом, способным к восстановлению и перестройке.

Источник: http://www.microarticles.ru/article/akseleratsija-organizma-podrostka.html

Что такое акселерация, и чем она грозит нашим мальчишкам?

Акцелерация

Как часто в отношении наших мальчишек можно услышать слово «акселерат».

Относиться оно может к чему угодно – рано появились зубки, вес больше, чем у сверстников, высокий рост, спортивные или научные успехи или же напротив, негативное поведение, вызывающая прическа и одежда.

Иногда в этом слове сквозит восхищение, но часто оно имеет негативно-пренебрежительную окраску. Что же такое акселерация, откуда она и что несет нам и нашим мальчишкам?

Акселерация – исследования и объяснения

Самому термину «акселерация» чуть больше семидесяти лет – его предложил в 1935 году немецкий врач Е.М. Кох.

Этим словом (означающим в переводе с латыни всего лишь «ускорение») было названо проявление увеличение роста, веса и некоторых иных показателей детей и подростков в сравнении с их сверстниками в других поколениях.

Явление акселерации наблюдается в США, Европе, Азии, России, в городах обычно проявляется несколько сильнее, чем в сельской местности. Широкое распространение позволяет ученым рассматривать явление акселерации, как тенденцию, свойственную развитию современного человека.

В качестве главных признаков акселерации приводят, к примеру:

– Увеличение длины и веса новорожденных детей (на момент исследования (1979г.), в среднем на 1-2 кг и 4-5 см больше показателей 30х годов того же столетия).

– Более раннее прорезывание зубов и смена их на постоянные (на 1-2 года)- Более раннее окостенение скелета (на 2-3 года раньше, чем в 20-30 годы 20 в.)- Увеличение общего роста на 8-10 см. по сравнению с предыдущим поколением.

– Ускорение роста детей школьного возраста, более раннее половое созревание (в 11-12 лет у мальчиков).

Эти признаки приводят в своих работах Ю. Е. Вельтищев и Г. С. Грачева. И. М. Воронцов и А. В. Мазурин кроме того утверждают, что акселерация сопровождается ростом продолжительности жизни в целом и репродуктивного периода взрослых людей обоего пола.

Различные теории возникновения акселерации, среди которых физико-химические (теории солнечной радиации, космической радиации, волновая, магнитного поля, повышения концентрации углекислого газа и другие), и учитывающие факторы и комплексы факторов условий жизни (возрастающие информационные потоки, урбанистическое влияние, социально-биологические факторы), и даже генетические (циклические биологические изменения, смешение популяций), до сих пор не могут полностью подтвердится, что позволяет считать, что здесь имеет место сложный комплекс названных, а возможно, еще и других факторов.

По мнению ученых, на скорость развития способны оказать влияние, к примеру, социально-экономические условия в семье и питание, но совершенно не влияют расовая принадлежность или климат.

Кроме того, Б.Г. Ананьев указывал, что часто становление психических и физических свойств у детей происходит неравномерно. Это так называемая дисгармоническая акселерация. Случается, что психологический возраст отстает от биологического (инфантильность). Чаще инфантильность встречается именно у мальчиков.

Акселерация – зачем о ней знать родителям?

Научные факты, приведенные выше, конечно, занимательны, но несколько отвлеченны и не могут объяснить, зачем знания об акселерации нам, родителям, людям, часто далеким от науки. На самом деле ее значение значительно шире, нежели просто научное.

Например, в педиатрии факт акселерации позволяет пересматривать нормы развития детей, которые широко используются нашими врачами при определении норм и отклонений от них в развитии детей, особенно первого года жизни.

Также это полезно знать мамочкам, любящим сравнивать свое чадо с разнообразными нормами и таблицами – ведь эти самые таблицы из книг образца начала прошлого века вполне могут заставить ее поволноваться за здоровье малыша.

А в период полового созревания мальчика особого внимания требует то, что ускорение процесса роста может провоцировать отставание или даже заболевания о стороны сердечно-сосудистой и других систем и органов. Разумеется, врачи об этом знают, но заметить, заподозрить заболевание и вовремя обратиться к врачу – дело родителей.

Раннее половое созревание

Психологи и педагоги сталкиваются с другим аспектом акселерации – ранним половым созреванием и связанными с ним психологическими проблемами.

Это и депрессии, и разного рода конфликты, протесты, и необходимость ведения на фоне всего этого нормального образовательного процесса. Эти же проблемы чаще всего волнуют и родителей.

И их участие, внимание, помощь особенно необходимы ребенку в период полового созревания.

Раннее половое созревание мальчиков, обусловленное акселерацией, особенно если физическое развитие опережает психологическое, опасно ранними половыми связями и тесно связанными с ними заболеваниями или беременностями столь же рано сформировавшихся подруг. И здесь необходима совместная работа родителей, психологов и педагогов. В первую очередь, информационная.

Сейчас эта работа часто подменяется доведением до мальчиков и девочек информации о способах контрацепции и заболеваниях, передающихся половым путем.

Часто эта информация дается в форме увлекательных фильмов или игр, где сам факт раннего начала половой жизни воспринимается благосклонно и с юмором, и уж совсем никак сексуальная жизнь не связывается ни с семьей, ни с основной целью соединения мужского и женского начала – рождением ребенка. Вопросу создания семьи, рождения и воспитания детей наша школа вообще уделяет весьма мало внимания.

И даже став взрослыми, наши мальчики часто имеют весьма смутное представление, откуда берутся дети. А ведь это куда важнее, чем секс, даже безопасный. Пока же вопросы секса, именно во взаимосвязи его с созданием семьи, продолжением рода, и воспитанием здоровых детей ложатся в основном на плечи родителей.

И если родители – мы с вами – не уделим этому достаточного внимания, возможно, однажды нам придется столкнуться с последствиями получения такой информации из других источников. Родители же, по необходимости вместе с психологом, могут помочь ребенку перевести просыпающуюся сексуальную энергию в более безопасную плоскость – направить ее на творчество, спорт, какие-то увлечения.

Бунтарский дух мальчишек-подростков

Еще одна опасность – психологическая. В период полового созревания, особенно у детей с признаками дисгармонической акселерации, ребенок очень уязвим. При дисгармонической акселерации с опережающим физическим развитием, мальчик может страдать от повышенных требований, предъявляемых к нему, как к «взрослому», когда он, по сути, психологически остается ребенком.

Перепады настроения, конфликт со старшим поколением, различные формы протеста, иногда даже суицидальной направленности – все это может быть опасно, и почти всегда неприятно, как родителям, так и самому ребенку.

И если у девочек этот период часто проходит более или менее спокойно, то бунтарский дух мальчишек-подростков может стать причиной многих неприятностей – в первую очередь, для самого мальчика.

Часто родители знают о переходном периоде, готовятся к нему, ждут его, но ждут к 15 или 16 летнему возрасту. А он приходит в 12, и они к этому совсем не готовы.

Родителям важно знать об этом, чтобы адекватно реагировать на изменения в поведении ребенка-подростка, постараться сохранить с ним доверительные отношения, несмотря на вызывающее поведение, странный (с точки зрения родителей) внешний вид или круг общения.

Обычно все подростковые бунтарские течения, будь то эмо, готы, неформалы или другие, далеко не так страшны, как их описывают в прессе, а увлечение ими проходит вместе с этапом гормональных бурь переходного возраста.

Зато доверительные отношения помогут узнать и удержать, если ребенок попадет под более серьезное и опасное влияние – сект или наркотиков, и тут вовремя оказанная помощь может быть просто неоценима. Разумеется, все описанное реально и без участия акселерации, просто при ускорении проблемы могут проявляться острее.

Акселерация – продукт социума? А может, миф?

В настоящее время все большую популярность приобретают исследователи так называемых отсталых племен – с точки зрения их уклада, принципов воспитания и взглядов на развитие детей.

Например, бестселлер психотерапевта Жан Ледлофф о принципе преемственности в воспитании, написанный на примере быта южноамериканских индейцев. В таких племенах мальчик часто считается равноправным членом племени, мужчиной, уже в 7-9 лет. Вряд ли они слышали об акселерации и связанных с нею проблемах.

Это позволяет предположить, что акселерация и связанные с ней проблемы – продукт нашего образа жизни или взглядов на воспитание.

Впрочем, необязательно ходить за примерами так далеко – еще в 1774 году в России церковь устанавливала минимальный возраст вступления в брак – 13 лет для женщин и 15 лет для мужчин.

Позже, императорским указом 1830 года, минимальный возраст был повышен до 16 лет для невесты и 18 лет для жениха, однако, с благословения церкви возможны были более ранние браки.

А в Иране, например, вследствие реформы законодательства в 2002 году мальчики смогут жениться только в 15 лет, вместо 14, как раньше. Что же – все они акселераты? Сомнительно.

Впрочем, миф акселерация или научно доказанный факт – не так важно. Главное, чтобы в трудные периоды жизни, к которым можно отнести и переходный период, независимо от возраста его наступления, наши мальчишки могли рассчитывать на нашу любовь, помощь, поддержку и понимание. Тогда и проблем и сложностей будет меньше, а решать их – проще.

Источник: http://OurBoys.ru/acceleration

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть