Диспраксия

Содержание

Диспраксия: когда ноги — руки, руки — грабли, а мысли — пластилин

Диспраксия

Несмотря на достаточно высокий уровень современных знаний и инновационных методик исследования, которые доступны невропатологам, диспраксия, как и ее лечение, до сих остается достаточно сложным вопросом для специалистов этой области медицинской практики.

Ибо все аспекты здоровья неразрывно связаны не только с уровнем развития общества в плане гигиеническом, но и в плане социальным.

Поэтому для иллюстрации линии: социум – дети – неврология – диспраксия полезно обратиться к знакомому всем детскому стихотворению.

Лирическое отступление с практическим смыслом

Вот его нехитрая фабула: на берегу речки, в которой плывет большой красно-синий резиновый мяч, рыдает маленькая Таня.

Отчего она столь безутешна? Ей жаль мяча? Нет, она в ужасе от самой себя.

А теперь время «заглянуть за кулисы». Ибо детский стишок умалчивает о многом.

О тощей нервной танинной матери с трясущимися руками, которая перебивается шитьем на дому. Потому что для нее выйти на службу означает потерять дом. Она вынуждена быть его сторожем, ибо муж, хоть и работает, пропивает и зарплату, и вещи из дома.

От него, алкоголика, Таня и родилась. И хотя условием рождения ребенка было категорическое требование к будущему отцу «завязать», его очарование «зеленым змием» оказалось сильнее.

В результате, после девяти месяцев непрерывных слез матери Таня родилась, чтобы вырасти слабой и робкой девочкой в доме, где царит едва прикрытая приличием нищета, и где вопрос: что купить девочке на день рождения, вызывает панику.

Куклу? Дорого. Платье? Тем более.

И вот куплен большой нарядный, но дешевый резиной мяч. А теперь Тане страшно вернуться домой, где мать в очередной раз замахнется на нее полотенцем и назовет «безрукой».

Ибо именно Таня не смогла поймать брошенный ей детьми в игре столь «дорогой» мяч.

«Безрукая», «безногая», «ноги – как руки, а руки – как грабли». Эти и еще великое множество подобных дразнилок часто слышат в свой адрес дети, страдающие диспраксией (синдромом неуклюжего ребенка) – от детей нормальных.

Почему ноги – как руки? Они постоянно за все цепляются. А руки подобны граблям, которыми можно чертить землю, но нельзя ни ловко и крепко ухватить, ни поймать подброшенное в воздух, ни совершить сколь-нибудь тонкое действие.

Сказать, что у ребенка руки и ноги не действуют совсем, нельзя – они просто «не слушаются». По разным причинам.

По причинам, огорчающим до невозможности…

Включая причины прошлого:

  • патологическую, часто алкогольную наследственность;
  • состояние психики будущей матери, которая подвергается регулярным стрессам, приводящим к гипоксии мозга плода, а затем к рождению младенца раньше срока – на 31-36 неделе, либо позже него – на 41-42 неделе.

А также по причинам во времени настоящем. В виде напряженности психологической обстановки, окружающей растущего ребенка в семье и социуме.

Основными из которых стали:

  • прессинг родительского недовольства;
  • поддразнивание сверстников, часто всего лишь ищущих «повода поржать».

Поскольку страдающий диспраксией ребенок умственно отсталым не является, отсутствие видимого результата от прилагаемых телом усилий вызывает в нем глубокое до отчаяния огорчение собственной неловкостью.

Видимых им выходов из ситуации всего два: либо уединиться там, где тебя никто не найдет (в том числе, в аутизме, что и случается лет в 5-6, когда зависимость от родителей полная), либо же в отчаянии, широко раскрывая глаза, бросаться на обидчика.

У такого ребенка возникает желание мчаться туда, где опасно – но есть надежда стать «как все». Где можно изменить свой статус, заслужив славу «прущего напролом» бузотера-бунтаря-одиночки.

Самый частый финал — дети становятся любимцами публики и опекаемыми окружением забавными увальнями и хамоватыми клоунами.

Но это – позже, лет в 9-11.

Разновидности и проявления в зависимости от возраста

В детском саду основным признаком диспраксии является невозможность автоматической деятельности:

  • вербальной (речевой, оральной) – с расстановкой в должном порядке слов во фразе или при необходимости иной словесной обработки;
  • моторной (двигательной) – при действиях с вещами.

Также такой ребенок характерен:

  • постоянными падениями без причины;
  • разведением «свинства» во время еды;
  • частой потерей вещей;
  • замешательством в порядке действий;
  • затруднениями с пересказом увиденного и с пониманием конструкции вещей;
  • путаницей с левым и правым ботинком;
  • быстрой потерей нити беседы, неспособностью выполнить одновременно сразу два требования воспитателя.

В начальных классах присоединяются признаки диспраксии офтальмологической, или глазодвигательной – неспособности к устойчивому подчинению воле направления взгляда и движений глаз. Вместо того, чтобы следовать за текстом при чтении глазами, ребенок «челночит» головой влево-вправо.

При всем своем обилии симптомы двигательных расстройств у детей сводятся всего к нескольким видам диспраксии:

  • кинетическая с невозможностью контроля движений, требующих быстрого темпа (при беге, прыжках);
  • кинестетическая — каждодневный поиск артикуляционного уклада;
  • идеативная с неспособностью, как к осмыслению действия перед практическим его совершением, так и затруднениями, испытываемыми при его выполнении;
  • выразительная с невозможностью выразить мимикой переживаемые эмоции;
  • деамбулаторная с неспособностью изменить ритм и способ передвижения (с ходьбы на пятках на ходьбу на носках);
  • конструктивная с трудностью рассчитать движение, исходя из трехмерности пространства (воспринимаемого как двухмерное).

Школьники с диспраксией отличаются затруднениями с письмом разборчивым и четким, с обучением чтению. Они устают быстрее одноклассников, хотя задания выполняют медленнее их.

При выполнении движений часто испытывают страх не справиться с «заплетающимися» руками и ногами, особенно в играх и танцах.

Любая критика со стороны вызывает у них отчаяние и уныние, снижая и без того низкую самооценку.

На перемене они одиноко стоят у окна, держась подальше от насмешек сверстников, которые способны довести страдающих диспраксией как до агрессии, так и до депрессии и пропуска занятий.

При сочетании патологии с синдромом Дауна либо Аспергера, с аутизмом либо ДЦП, речи об обучении в социуме не возникает вообще.

К теплу родного очага

Что могут противопоставить родители болезни, проявляющейся в ребенке постоянной угнетенностью, избыточным упрямством в сочетании с полным непониманием направления для приложения усилий к движению, обидчивостью вкупе с застенчивостью и пугливостью до «затравленности», со сверхчувствительностью к прикосновениям?

Несмотря на знание того, что ребенок мало восприимчив к влиянию извне и, скорее всего, останется в том виде, в каком уже существует, родителям не следует опускать руки, смирившись с существующим положением вещей.

Прежде всего, следует привести в порядок… себя, максимально сосредоточившись на текущем моменте, а не на своем представлении о нем.

Приготовить свои руки, ум и сердце к предстоящей кропотливой и нелегкой работе. Ибо, только видя и чувствуя веру в него родителей и их готовность помочь, дитя потянется к теплу родного очага, а не уйдет на улицу, днями пропадая где-нибудь в парке.

Проявляя мягкую настойчивость и не знающее границ терпение, внимательней присмотревшись к занятиям, увлекающим и отвлекающим дитя от его беды, к его полезным пристрастиям, стоит начать всячески их поддерживать и стимулировать.

Неважно, будет ли это занятие:

  • собиранием открыток;
  • попыткой рисования, черчения или аппликации;
  • «ковырянием» в садовой земле.

Неважен даже отрицательный результат, а важен сам процесс и укрепление в ребенке в ходе него веры в свои… небезграничные, но – возможности!

Пять игр с ребенком для развития речи:

Помощь профессионала необходима

Без нее у родителей просто не хватит умения максимально подготовить чадо к будущей жизни без их помощи и заботы. Ибо жизнь родителей не вечна, с ними когда-то да придется расстаться.

Поэтому обращение за профессиональной помощью откладывать не следует.

Прежде всего, невролог исследует возможности пациента, наблюдая за выполнением простых действий вроде прыжков, ходьбы разными стилями, строительства из кубиков, копирования простейших рисунков и нанизывания крупных бус. Ибо необходимо отдифференцировать диспраксию от иной сходной неврологической патологии.

Далее составляется программа коррекции наиболее выраженной патологии:

  • мышления – с целью его систематизации и организации;
  • речи – позволяющая предотвратить как задержку развития речи, так и ухудшение качества речи уже имеющейся;
  • движений – с обучением сложному движению путем его первоначального «рассечения» на отдельные «куски» – мини-движения с последующим объединением в законченный жест.

В воплощении этой программы в жизнь неоценимым является вклад в процесс реабилитации логопеда, офтальмолога, школьного психолога.

С видом на грядущее

Будущее ребенка-диспрактика зависит от степени его подготовленности к самостоятельной жизни, как благодаря самоотверженной родительской любви и терпению, так и благодаря самому непосредственному участию в его судьбе детского невролога и врачей других специальностей.

При незначительной выраженности состояния отдельные его проявления удается значительно сгладить.

В случае же «необучаемости» пациента ввиду глубоко зашедшей патологии, либо ее сочетания с другим заболеванием, а также позднего обращения за неврологической помощью ребенок остается таковым на всю предстоящую ему жизнь – неуклюжим, подверженным сомнениям в собственной ценности и влиянию чужого мнения.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/dispraksiya.html

Диспраксия – это… Описание заболевания, причины возникновения, симптомы, методы лечения, профилактика

Диспраксия

Мало кто знает в нашей стране, что популярный актер, исполнивший роль Гарри Поттера, имеет неизлечимое заболевание – диспраксию.

Это нарушение координации движений, которые делаются целенаправленно.

Просматривая кадры фильма, тяжело представить, что у этого человека есть какие-либо проблемы, однако, как утверждает сам Дэниел, что только благодаря этому неизлечимому заболеванию он стал актером.

Что это такое?

Диспраксия – это патология, которая проявляется в детском возрасте. Ребенку достаточно сложно выполнять ежедневные действия, одеваться или даже разговаривать.

Согласно МКБ-10 – заболевание отнесено к категории расстройств развития двигательной функции, а в справочнике DSM-IV патология занесена в отдел расстройств развития координации.

Проще говоря, ученые под термином «диспраксия» понимают расстройство в работе головного мозга, при котором пациенту тяжело запланировать свои движения.

При этом ребенок все понимает, что происходит вокруг, что ему следует сделать, но спланировать и повторить движения ему достаточно сложно.

Несмотря на высокий уровень развития медицинской области, данный вид патологии вызывает множество споров, как в части причин ее появления, так и в части лечения.

Основные проявления

Патологию обнаруживают у 3-6 % всех детей. Она может проявляться в той или иной мере. Болезнь присуща больше мальчикам, чем девочкам.

Многие малыши бывают неуклюжими, но диспраксия – это то заболевание, которое остается на всю жизнь.

Самые яркие и часто встречающиеся проблемы, с которыми сталкивается ребенок:

  1. Нарушения артикуляционной функции, часто сопровождается дыхательной дисфункцией. Малышу тяжело скоординировать работу речевых мышц.
  2. Проблемы при удержании ручки или карандаша. Такие детки долго осваивают навыки письма, рисования. Даже научившись писать, делают это очень медленно.
  3. Проблемы с чтением. Ребенку тяжело концентрироваться на одной строке и следить взглядом по ней.
  4. Проблемы с выполнением самых обычных задач: ходьба, бег, удержание равновесия. Также ребенку тяжело запомнить, а тем более позднее воспроизвести последовательные движения, тяжело поддаются игры высокой сложности.

Симптомы в зависимости от возраста

Несмотря на слабую изученность проблемы, все же заподозрить патологию можно даже на бытовом уровне.

В раннем возрасте (от 0 до 1 года), патология может проявляться в виде нарушения сна и сосательной функции. Малыш может не уметь направить свой взгляд в одну точку, а тем более удержать его. Могут наблюдаться расстройства захватной функции, раздражительность и частый плач.

В данном случае диспраксия – это нарушение в двигательном развитии, проявляющееся тем, что малыш с трудом сидит и ползает, практически не проявляет интерес к играм, не выражает свое настроение жестами и словесными сигналами.

Дошкольный период

Это возраст от 1 до 5 лет. В данном возрасте болезнь может характеризоваться следующей симптоматикой:

  • пониженная концентрация внимания;
  • повышенная физическая активность;
  • проблемы с засыпанием;
  • неумение самостоятельно питаться;
  • нескоординированная походка.

В этом возрасте уже явно наблюдается проблема с артикуляцией, у таких деток очень скудный запас слов, они могут знать не более 50 слов. Некоторые даже не умеют рисовать и использовать ножницы, танцевать в ритме с музыкой.

Школьный возраст

Диспраксия у детей от 6 лет вызывает проблемы с освоением школьной программы, тяжелее всего поддается математика. Ярко выраженная дисграфия и вообще сложности с обучением.

Почему это происходит?

Чаще всего заболевание диагностируется у детей с 5 до 11 лет. Есть огромные сложности с постановкой диагноза, так как симптоматика диспраксии пересекается со многими заболеваниями.

Относительно реальных причин развития заболевания существует множество гипотез, но единого мнения среди медиков не существует.

Одной из определяющих причин развития патологии считается наследственность. Естественно, если хотя бы у одного родителя есть какое-либо заболевание, то ребенок однозначно находится в группе риска.

По другой теории, болезнь является генетическим нарушением. Предполагается, что это связано с мутацией гена FOXP2, который играет решающую роль в развитии вербальных навыков. К примеру, подобное нарушение свойственно лицам с диагностированным аутизмом, у которых также наблюдаются проблемы с вербальной функцией.

Другие ученые предполагают, что моторная диспраксия и другие виды заболевания могут быть следствием микротравм головного мозга, которые возникают на фоне аноксии плода, то есть появляются в период вынашивания. Тем более, что уже давно замечено, что детки, которые недоношенные или наоборот, переношены, чаще страдают данным видом патологии.

Помимо всех этих факторов, установлена взаимосвязь между диспраксией и синдромом Дауна, Аспергера и аутизмом. Болезнь часто возникает на фоне черепно-мозговой травмы и при наличии ряда неврологических проблем.

Виды в зависимости от причин

На сегодняшний день выделяют несколько видов диспраксии, в частности в зависимости от причин возникновения:

  1. Первичная. Четко установить в данном случае, почему появилась болезнь практически невозможно, так как она не является следствием какого-либо заболевания или травмы.
  2. Вторичная, то есть развитие заболевания связано напрямую с другой патологией.

Виды в зависимости от типа действия

По другой классификации, патологию разделяют по типам в зависимости от типа действия.

Вербальная или артикуляционная диспраксия, то есть проблемы с правильным расставлением слов, построением фраз. Нередко ребенок не в состоянии четко выразить свою мысль. Часто данный тип сопровождается проблемами с выполнением движений и речевым аппаратом.

Моторный тип патологии характеризуется нарушением двигательной функции. Проявляться может не только в виде шаткой походки, могут быть проблемы с хватанием предметов и с выполнением других ежедневных задач.

Офтальмологическая или глазодвигательная патология. В данном случае наблюдается проблема с контролем движения глаз. Часто, чтобы прочесть предложение, ребенку необходимо двигать всей головой или он вообще не в состоянии сосредоточиться и быстро прочесть что-либо.

В данной классификации присутствует:

  1. Кинетическая диспраксия. Патология характеризуется замедленными движениями, то есть невозможность выполнять практически любые движения в быстром темпе.
  2. Идеативная. Больной имеет трудности с осмысливанием и дальнейшей реализацией действий.
  3. Деамбулаторная. Ребенок с таким видом диспраксии неспособен чередовать ходьбу и бег, либо другие предложенные движения.
  4. Выразительный тип характеризуется практически полным неумением выразить свои эмоции мимикой. Ребенок не соотносит мимику со своим эмоциональным состоянием.
  5. Конструктивная. Больной не воспринимает окружающий мир адекватно, ни в трехмерном, ни в двухмерном измерении.
  6. Одевательная дисфункция, как понятно из названия связана с процессом надевания. Ребенок может путать последовательность процесса надевания, к примеру, сначала обуться, а только потом надеть нижнее белье.

Как определить?

Огромная роль диспраксии в возникновении моторной дисграфии, что в дальнейшем будет только усложнять во взрослом возрасте. В свете этого, очень важно, как можно раньше идентифицировать заболевание, ведь его достаточно просто спутать с другой патологией.

Родители могут заподозрить, что появились проблемы дома. К примеру, наблюдая, как одевается и раздевается малыш. Если правильный порядок постоянно нарушается, то лучше обратиться к врачу. Ребенка можно попросить поиграть с головоломкой, где требуется соединить пазы. Также можно заметить, что есть проблемы, если идущего ребенка попросить тут же побежать, но он не может сразу перестроиться.

При малейшем подозрении следует обратиться к врачу. Это может быть педиатр, офтальмолог или логопед.

Лечебные мероприятия

На сегодняшний день не существует методики лечения, которая позволила бы полностью избавиться от диспраксии. Необходимо быть готовым, что ребенок с данным видом патологии будет иметь определенные трудности во взрослой жизни.

Несмотря на это, существуют определенные методики, которые позволят упростить ребенку и взрослому социализацию в обществе.

В частности, двигательный тип патологии корректируется при помощи так называемого метода «Третьего лица». Упражнения позволяют научить малыша совмещать собственные движения с сигналами, поступающими из окружающего мира. Одновременно удается улучшить восприятие времени и пространства.

Упражнения под названием «Тело и я» позволяют развить чувство собственного тела. Ребенок учится контролировать собственное дыхание и конечности – верхние и нижние.

Помимо этого, рекомендуется ввести в режим дополнительные занятия, которые улучшат состояние. К примеру, плавание, которое позволяет улучшить координацию. Потребуется постоянный контроль за осанкой и походкой, за движением глаз.

Коррекция диспраксии двигательного типа предполагает трудотерапию. В данном случае ребенок учится четко выполнять повседневные функции, что позволит максимально социализироваться в окружающей среде.

Лечение вербального типа патологии

Именно этот тип встречается чаще всего у детей. Поэтому очень важно, чтобы ребенку было проще жить, обратиться вовремя к логопеду. Диспраксия – это в данном случае невозможность четко выразить свои мысли и правильно образовывать звуки.

В зависимости от оценки проблемы, выбирается одна из двух стратегий реабилитации:

  1. «Перевоспитание» фонетики. В данном случае врач помогает улучшить качество звуков и их количество.
  2. Корректировка двигательной функции лица с издаваемыми звуками. В данном случае проводится тренировка мышц лица, чтобы в дальнейшем ребенок смог запомнить движения и использовать их в контексте собственной речи.

Диспраксия у взрослого населения

На протяжении длительного времени медики всего мира были уверены, что ребенок «перерастает» диспраксию. Но сегодня уже четко понятно, что патология сохраняется на протяжении всей жизни и несет ряд проблем для пациента.

Взрослые люди с диспраксией могут характеризоваться как лица с неумением планировать, то есть постоянно опаздывают, с трудом выполняют домашние дела, либо делает все слишком долго. Им тяжело научиться даже управлять автомобилем и велосипедом.

Изучение взрослой патологии находится лишь на начальной стадии, поэтому речь о том, чем можно кардинально помочь таким людям, даже не идет.

Профилактика

Несмотря на стремительное развитие медицины, никто не придумал профилактические мероприятия и вакцины от диспраксии. Самое главное, при малейшем подозрении на то, что со здоровьем малыша что-то не так, – срочно обратиться к врачу, так как лечение данного вида патологии достаточно длительное.

Источник: http://fb.ru/article/392410/dispraksiya-eto-opisanie-zabolevaniya-prichinyi-vozniknoveniya-simptomyi-metodyi-lecheniya-profilaktika

Диспраксия у детей: что это такое, симптомы и методы лечения нарушения

Диспраксия

Проблема проявляется как нарушение двигательной функции и координации движений у детей с нормальным мышечным тонусом. Многие малыши в раннем детстве неуклюжи, но ребёнок с диспраксией сохраняет неловкость движений, даже становясь взрослым.

Диспраксия – это расстройство двигательной функции и координации движений у ребёнка с нормальным мышечным тонусом. Отклонение связано с нарушением тактильных ощущений и планирования движений.

Нередко патология проявляется с самого рождения, хотя родители не сразу это замечают.

О том, что у малыша имеются проблемы с артикуляционной моторикой, чаще всего сообщает логопед после обследования ребёнка.

Специалистам впервые стало известно о диспраксии в начале прошлого века. Первоначально её называли «синдром неуклюжего ребёнка», «сенсорная интеграция», «нарушение развития координации», «диспраксия развития». Важно не путать её с термином апраксия.

Причины и симптомы детской диспраксии

Это заболевание может быть как первичным, так и вторичным. В первом случае причины диспраксии не связаны с невропатологическими нарушениями, однако, их непросто определить без применения специальных методик. Во втором случае диспраксия является следствием черепно-мозговой травмы, ДЦП, других патологий нервной системы или входит в симптоматику синдрома Дауна, аутизма, синдрома Вильямса.

Предположительные причины патологии:

  • Генетическая предрасположенность — мутации гена FOXP2.
  • Семейное наследование по прямой линии, от родителей.
  • Патологическое течение беременности – стрессовые ситуации, токсическое влияние лекарств, продуктов жизнедеятельности бактерий при вирусных инфекциях, окружающей среды, кислородное голодание плода.
  • Переношенная или недоношенная беременность.

В основе патологии, по данным медицинских исследований, лежит не повреждение, а недоразвитие связей между нейронами. Вследствие этого нервный импульс, возникающий в коре головного мозга, не находит пути к двигательному аппарату.

Симптомы патологии могут отличаться в зависимости от возраста ребёнка. В первый год жизни диспраксия проявляется в виде нарушений врождённых рефлексов:

  • нарушения сосательного рефлекса;
  • проблемы с фиксацией взгляда;
  • трудности с захватыванием ладонью предметов;
  • нарушения координации движений.

В дошкольном возрасте наблюдается повышенная двигательная активность, плохое внимание, трудности с приёмом пищи и с удерживанием равновесия.

Симптомы нарушения следующие:

  • замедленное формирование умения есть и одеваться;
  • неловкость в движениях;
  • затруднения с определением ведущей руки;
  • частые падения и спотыкания во время ходьбы;
  • неумение ловить и бросать мячик, подпрыгивать, стоять на одной ноге, ездить на велосипеде;
  • трудности с освоением чтения и письма;
  • затруднения с ходьбой по прямой линии;
  • сложности с поиском ответа на простой вопрос, хотя ребёнок его знает;
  • проблемы с долговременной памятью, когда ребёнок забывает изученный накануне учебный материал;
  • неспособность удержать в памяти и выполнить сложную инструкцию;
  • затруднения с определением правой и левой стороны;
  • нарушения сна;
  • чувствительность к прикосновениям.

Иногда патология проявляется лишь в старшем школьном возрасте. Обычно для этого необходим сильный эмоциональный раздражитель – чрезмерная учебная нагрузка, негативное отношение сверстников или учителей.

У детей школьного возраста патология чаще всего проявляется в неспособности к овладению материалом. Особенно тяжело даются диктанты и списывания. Дети страдают от дисграфии, дискалькулии.

Все эти симптомы накладывают отпечаток на психоэмоциональное состояние ребёнка. Он не в состоянии реализовать свой потенциал из-за того, что постоянно является мишенью для насмешек сверстников. Дети становятся тревожными, раздражительными, пассивными. Они отдаляются от сверстников, часто остаются в одиночестве.

Способы самостоятельной диагностики

Очень важно своевременно обратить внимание специалистов на эту проблему, потому что в дошкольном возрасте развитие движений и развитие психики тесно связаны друг с другом. Отставание в какой-то области влечёт за собой искажённое развитие других качеств личности. Важно прийти к порогу школьного обучения с максимальной компенсацией диспраксии.

Существует простой способ первоначальной диагностики диспраксии, который можно провести в домашних условиях — прыжковый тест. Прыгать нужно на двух ногах в сопровождении счёта «один-два-три-четыре», меняя движения ног в определённой последовательности:

  1. один – ноги в стороны;
  2. два – ноги перекрещены (левая нога впереди правой);
  3. три – ноги в стороны;
  4. четыре — ноги перекрещены (правая нога впереди левой).

Признаки неблагополучия:

  • ребёнок не может прыгать по предложенному взрослым образцу;
  • он не в состоянии соблюдать ритм, заданный счётом;
  • перекрещивая ноги, он разворачивает таз.

Этот метод диагностики достаточно точен, может применяться начиная с 4–5 лет.

Методы лечения

Для коррекции диспраксии применяются современные инновационные методики с использованием кинезиотерапии:

  • метод стабилометрии с биоактивной связью;
  • динамическая коррекция с рефлекторонагрузочными устройствами «Гравистат», «Адели», «Гравитон»;
  • пассивная вестибулярная тренировка с использованием компьютерного стенда;
  • электростимуляция мышц;
  • компьютерный видеоанализ движений;
  • транскраниальная поляризация головного мозга.

Одновременно с подобными методиками применяется фармакологическая терапия церебропротекторами ноотропного действия: Цитофлавин, Актовегин, Кортексин, Лецитин, Глицин, Семакс, Глиатилин.

Высокоэффективны общетерапевтические мероприятия – лечебная физкультура, психолого-логопедическая коррекция. Большое внимание уделяется восстановлению функции равновесия и основных движений, для чего применяются подвижные и пальчиковые игры и элементы спортивных игр.

При лечении вербальной диспраксии логопед выбирает для малыша специальную систему упражнений, одна часть которых направлена на развитие произношения звуков, а вторая — на восстановление артикуляции.

  • Первый вариант предполагает обучение ребёнка точной артикуляции фонем. Большое внимание уделяется звуковым схемам.
  • Суть второго варианта состоит в активной тренировке лицевых мышц, отвечающих за артикуляцию. В начале проведения терапии малыш подражает элементарным движениям губ, языка, описание которых облечено в сказочный сюжет («Сказка о весёлом язычке»). По окончании коррекции он должен самостоятельно воспроизводить последовательность нескольких движений.

Детям с диспраксией рекомендуется участвовать в групповых занятиях гимнастикой. Они прекрасно развивают вестибулярный аппарат, и ребёнок приобретает контроль над своими движениями. Очень полезны игры с музыкальным сопровождением. Играя в них, дети будут чувствовать ритм, что позволяет улучшить контроль над движениями тела и координацию.

Несколько упражнений от логопеда

Игра – ведущая деятельность дошкольников, для детей с диспраксией она особенно важна. Игровая мотивация поможет достичь целей, которые в обычной жизни сложно осуществить. Именно в процессе игры со сверстниками могут проявиться и совершенствоваться многие способности малыша.

Игры для развития координации движений:

  • «Чудесный мешочек» — сначала малыш знакомится с 5–7 предметами, потом достаёт их из небольшого мешочка, предварительно определив на ощупь предмет. Можно устроить соревнование на время между несколькими участниками.
  • «Верёвочка» — нарисовать при помощи скакалки или верёвочки предмет несложной формы (змею, ёлочку, домик, человечка).
  • «Гонки многоножек» — устроить соревнование по бегу между 2–3 участниками, где по столу бегают «двуногие или пятиногие многоножки» (кисти рук).
  • «Прижми палец» — играют 2 человека, сцепившиеся сомкнутыми пальцами правой или левой руки. Большой палец при этом поднят вверх. Задача – прижать палец соперника к кисти, за что присуждается 1 очко. Победителем становится тот, кто получит 10 очков.
  • «Самолётики» — бумажные самолётики соревнуются в дальности полёта.
  • «Ходим в шляпах» — дети соревнуются в продолжительности ходьбы с грузом, положенным на голову (мешочек с песком до 0,5 кг весом, книга, диск от пирамидки). После водружения «шляпы» на голову взрослый проверяет правильность осанки у ребёнка.
  • «Быстрые лошадки» — нужно намотать шнурок, к которому привязана игрушечная лошадка, на палочку. Чья лошадка быстрее «прискачет», тот и победитель гонки.
  • «Горячий мяч» — играют несколько человек, сидящих в кругу. Они передают друг другу мяч, при команде «стоп» тот, кто на этот момент окажется с мячом в руках, выходит из игры.

Очень полезны занятия лепкой, аппликацией, рисованием, моделированием, шитьём, черчением, трудотерапией, включающей в себя работу по дому. Выполнение бытовых дел совместно с родителями вызывает у ребёнка положительные эмоции и позволяет ему улучшать свои двигательные способности.

Если родители заняли правильную позицию по отношению к малышу с диспраксией, тесно взаимодействуют со специалистами и всячески способствуют его развитию, то спустя некоторое время наступит заметное улучшение. К сожалению, в большинстве случаев признаки заболевания окончательно устранить не удастся.

Правильная стратегия родительского поведения:

  • поощрять любые занятия детей, помогающие им освоить нужные навыки;
  • усложнять выполняемые задания;
  • ставить достижимые цели и предлагать пути их достижения;
  • на ранних этапах коррекции не навязывать задания, предложить выполнить то, что хочется ребёнку;
  • поддерживать тесный контакт с педагогами и другими специалистами, работающими с малышом;
  • отмечать любые попытки достижения целей, независимо от результата;
  • соблюдать режим дня и размеренный темп жизни;
  • не торопить малыша при выполнении заданий, запастись терпением.

Теперь, когда вы знаете, что такое диспраксия, запомните — для детей с этим нарушением очень важно организовать комфортный психологический климат. Ни в коем случае нельзя их ругать, особенно по пустякам. Даже если что-то не выходит, их все равно надо поощрять и хвалить за небольшие достижения и делать на этом акцент.

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/rech/dispraksiya/

Что такое детская диспраксия – двигательные нарушения у детей

Диспраксия

Диспраксия – это заболевание, которое проявляется в детском возрасте, при этом ребенку трудно выполнять некоторые простые ежедневные действия, такие как одевание, разговор, игра и т.д.

Причины развития заболевания остаются не ясными, но своевременное обнаружение симптомов имеет решающее значение для установления правильного диагноза и принятия эффективного лечения.

Что такое диспраксия – особенности и виды

Диспраксия – это расстройство, которое касается выполнения некоторых ежедневных действий, требующий сложной интеграции на уровне мозга между схемами движения и основными функциями.

Согласно международной классификации болезней (МКБ-10) диспраксия находится в категории расстройств развития двигательной функции, в то время как DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual Of Mental Disorders – IV) относит её к расстройствам развития координации движений.

В целом, мы можем утверждать, что диспраксия – это заболевание, которое вызывает трудности в выполнении повседневных действий, таких как одевание или произнесение слов, что приводит нарушениям развития в школьные годы, в частности, к проблемам с обучением письму или чтению, и которые не следует путать с апраксией.

Диспраксия поражает обычно «детское население», в частности, 3-6% детей (в том числе между 5 и 11 годами), и возникает чаще всего у мальчиков, по сравнению с девочками.

Существует несколько типы в диспраксии, отличающихся в зависимости от причин, клинической формы и типа действия, которое не удается осуществлять в автоматическом режиме.

В зависимости от причины мы можем выделить следующие типы диспраксии:

  • Первичная: этот тип диспраксии не связан с неврологическими проблемами или другими заболеваниями, и возникает по причинам, до сих пор не совсем понятным.
  • Вторичная: развивается в результате влияния патологии, например, при синдроме Дауна, аутизме или синдроме Вильямса, а также как следствие неврологических проблема, таких как ДЦП, черепно-мозговой травмы.

В зависимости от типа действия, которое ребенку трудно выполнять автоматически, можно выделить следующие типы диспраксии:

  • Вербальная: относится к снижению способности обрабатывать фразы, расставлять слова в правильном порядке, чтобы четко выразить мысль и, в целом, отличается проблемами выполнением движений, участвующих в образовании звука.
  • Моторная: включает в себя нарушения, связанные с движением, например, хождение, письмо, одевание, завязывание шнурков и другие ежедневные действия, связанные с выполнение автоматизированных движений.
  • Офтальмологическая: также называется глазодвигательная диспраксия, связана с меньшей способностью контролировать движения глаз и взгляд. Например, неспособностью во время чтения следовать взглядом вдоль строки, двигая только глазами, чтобы выполнить это действие ребенок, страдающий от диспраксии, должен двигать всей головой.

Также производят деление типов диспраксии на основе более конкретных двигательных нарушений:

  • Кинетическая: этот тип относится к снижению способности выполнять движения в быстром темпе, например, ходьба, прыжки, бег.
  • Идеативная: в этом случае нарушается способность осмысливать действие и в дальнейшем применять его на практике. Больной испытывает трудности как с обдумыванием возможного действия, так и с его реализацией.
  • Выразительная: в этом случае субъект имеет низкую способность выражать эмоции с помощью мимики. Не может, следовательно, соотнести эмоциональное состояние (страх, гнев, печаль, счастье) с соответствующими движения мышц лица, которые служат для выражения эмоций.
  • Деамбулаторная: больной не в состоянии изменить способ ходьбы в зависимости от того, что будет предложено. Например, возникают трудности в том, чтобы чередовать ходьбу в быстром темпе, ходьбу на цыпочках или ходьбу на пятках.
  • Конструктивная: трудность в этом случае заключается в пространственной организации движения, субъект не может воспринимать пространство адекватно, как двухмерное или трехмерное.
  • Одевательная: в этом случае сложность пациента заключается в одевании различных предметов одежды на различные части тела, что ведет к снижению возможности самостоятельно одеться, завязать шнурки и т.п. Например, неспособность одевать одежду в нормальном порядке (вместо того, чтобы начать с нижнего белья и заканчивать обувью, ребенок может выполнять все действия в обратном порядке).

Неизвестные причины «трудностей» с движениями

Диспраксию иногда трудно диагностировать, поскольку симптомы могут перекрываться другими заболеваниями. На сегодняшний день причины этого расстройства во многом не понятны и существует много гипотез относительно развития заболевания. Тем не менее надо хорошо знать, что может вызвать такую патологию, и как можно поставить диагноз правильно.

Среди различных гипотез, определяющих причины развития диспраксии, выделяют следующие:

  • Наследственные: наследование, безусловно, играет важную роль в развитии диспраксии. Действительно, чаще это расстройство проявляется у детей родителей, которые страдали диспраксией.
  • Врожденные: эта гипотеза предполагает, что диспраксия имеет врожденные причины на генетическом уровне, например, мутации гена FOXP2. Этот ген участвуют в развитии вербальных навыков и его мутация приведет к развитию вербальной диспраксии. Часто мутации этого гена обнаруживают у больных аутизмом, но на сегодняшний день нет научных доказательств, подтверждающих связь.
  • Связь с беременностью: возможно, что во время беременности возникают необнаружимые условия аноксии мозга плода, что может привести к микротравмам головного мозга. В зависимости от пораженной области может развиться вербальная, двигательная или офтальмологическая диспраксия.
  • Связь с родами: замечено, что диспраксия часто встречается у недоношенных детей, точнее, у тех детей, которые родились между 31-ой и 36-ой неделе, или у детей, родившихся после срока родов, в частности, между 41-ой и 42-ой неделями. Еще не известно, но как связаны эти два события с развитием диспраксии.

Также обнаруживается явная корреляция диспраксии с патологическими генетическими синдромами, такими как синдром Дауна, задержка психического развития, аутизм, Синдром Аспергера, а также неврологическими проблемами, такими как паралич или черепно-мозговая травма.

Как распознать диспраксию – внимание на симптомы

Мы уже указали, в общем виде, что может случиться с ребенком, который имеет диспраксию. Сейчас следует оговорится, что каждая возрастная группа имеет свои симптомы.

Мы можем отличить симптомы диспраксии в зависимости от возраста:

Раннее детство: в течение этого периода, который длится от рождения ребенка до первого года жизни, диспраксия может проявляться такими симптомами, как:

  • изменения сна;
  • трудности с сосанием и кормлением;
  • проблемы с направлением взгляда и движением глаз;
  • трудности с захватом объектов;
  • изменения в поведении – раздражительность и безутешный плач.

Также возникают задержки в фазе движений, например, ребенок не может сидеть или ползать, слабый интерес к играм, отсутствие словесных сигналов или выразительность жестов.

Дошкольный период: у ребенка дошкольного возраста (от 1 года до 4-5 лет) диспраксия проявляется такими симптомами, как:

  • чрезмерная двигательная активность;
  • сниженная концентрация внимания;
  • нарушения сна (в частности, трудности с засыпанием);
  • неспособность принимать пищу самостоятельно и трудности с поддержанием равновесия.

Кроме того, возникают проблемы с социализацией, трудности в артикуляции слов, скудный словарный запас (ребенок знает меньше 50 слов), низкая координация движений (ребенок не умеет пользоваться ножницами, потому что он не может координировать свои движения, не может рисовать, координировать жесты в ритме музыки).

Школа: у детей школьного возраста (от 6 лет) диспраксия проявляется:

  • трудностями в изучении математики;
  • дисграфией;
  • общие трудности обучения;
  • чрезмерное замедление выполнения задач, например, копирование с доски или письмо под диктовку.

Диагностика диспраксии

Методы диагностики диспраксии до сих пор остаются предметом дискуссий и часто результаты диагностики являются неопределенными и не окончательными, так как это нарушение часто скрывается или маскируется другими формами поведения.

Процесс диагностики включает первоначальный сбор точной истории болезни ребенка, которая включает в себя историю семьи, историю беременности, когда произошли родов, как проявляется расстройство (например, проблемы с приемом пищи, поведением, сном и т.д…) и когда. Затем переходят к выполнению некоторых целевых тестов.

Например, просят ребенка:

  • Раздеться или одеться, чтобы увидеть, имеет ли он трудности с одеванием одежды в правильном порядке.
  • Поиграть с головоломкой или игрой, в которой предусматривается соединение деталей по пазам, чтобы понять, имеются ли трудности в пространственной ориентации.
  • Ходить в различных стилях, например, на цыпочках, на пятках, прыжки через препятствия, для диагностики двигательной диспраксии.
  • Выполнять движения в быстрой последовательности, например, быстро дотронуться до носа.

Вы также можете воспользоваться консультацией врачей-экспертов (офтальмолог, логопед и т.д.), для диагностики конкретных форм диспраксии (офтальмологической и вербальной).

Как жить с диспраксией – лечение двигательных расстройств

От диспраксии невозможно полностью излечиться: расстройства, которые проявляются в детском возрасте, как правило, сохраняются и во взрослой жизни, вызывая некоторые трудности в выполнении самых простых, повседневных действий, таких как одевание или формулирование фразы.

Несмотря на это, Вы можете использовать некоторые формы лечения, которые помогают ребенку решить проблемы, связанные с движением и речью, и, тем самым, избавляют от некоторых проблем во взрослой жизни.

Реабилитация вербальной диспраксии

Лечение вербальной диспраксии состоит из методов реабилитации, проведенных специалистами в данной области, – логопеды подбирают для ребенка серию упражнений, улучшающих способность выражать мысли и понятия, а также образовывать звуки.

В частности, лечение вербальной диспраксии, проведенное логопедом, включает, после точной оценки проблем ребенка, две стратегии, первая связана с «перевоспитанием» фонетики, вторая – с восстановлением движений лица в звучании.

Первая стратегия состоит в переобучении звукопроизнесения (увеличивают количество звуков и качество формулирования фразы), увеличении запасов звуков, известных ребенку (повторение слогов помогает запоминать и автоматизировать образование речи), укрепление и развитие правильных схем фонетической артикуляции.

Вторая стратегия основана на тренировке мышц лица и обеспечивает развитие моделей движений мышц. В первое время ребенок будет подражать простым движениям, которые будут связанные с объектом, в дальнейшем эти движения лишают контекста, а на третьем этапе ребенок должны имитировать последовательности из 2-3 движений.

Реабилитация двигательных и пространственных функций

Реабилитация при двигательной диспраксии выполняется с помощью метода „Третьего лица“, что позволяет научиться интегрировать сигналы из окружающего мира с движениями собственного тела.

Метод основывается на следующих упражнениях:

  • Пространство – время: ребенок выполняет упражнения, развивающие восприятие пространства и времени.
  • Тело и я: используются упражнения, направленные на развитие осознания тела, через контроль дыхания, развитие чувственного восприятия оси тела по вертикали, и контроль всех сегментов тела, какие верхних и нижних конечностей.
  • Мир и я: ребенок выполняет упражнения для развития способности воспринимать то, что находится вокруг него (окружающего пространства) и упражнения направленные на развитие тактильных способностей, координацию движений пальцев и осознанность движений рук.

Эти упражнения дополняются реальной двигательной реабилитацией, через практику направленную на улучшение координации (например, плавание, которое используется для координации рук и ног), осанки, походки и движений глаз.

В двигательной реабилитации важна также трудотерапия, которая помогает ребенку выполнять повседневные задачи, принимать участие в решение общих задач, и, соответственно, правильно войти в жизнь общества.

Источник: https://sekretizdorovya.ru/publ/dispraksija_dvigatelnykh_narushenija_detej/3-1-0-431

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.