Эдипов комплекс

Содержание

Эдипов комплекс и комплекс Электры: признаки, причины возникновения

Эдипов комплекс

Эдипов комплекс — это понятие, которое описывает окрашенное сексуально влечение сына к матери и ревностное отношение к отцу. Часто бывает, что при нем ребенок вступает в конкурентные отношения с отцом за любовь родителя противоположного пола.

Использовать впервые этот термин стал Зигмунд Фрейд в своих работах по психоанализу.

Выбирая название для данного психического состояния, ученый видимо руководствовался известным мифом, в котором комплекс Эдипа восходит ко временам Древней Греции. В этом сказании одного юношу (Эдипа) с младенчества лишили семьи.

Когда он вырос, дороги судьбы привели его в дом настоящих родителей, но пребывая в неведении об этом, он влюбился в свою мать, а для того чтобы жениться на ней — убил отца.

Женским вариантом подобного явления выступает комплекс Электры.

Опираясь на сюжет трагедии Софокла, Карл Юнг стал использовать в психологии понятие “комплекс Электры”, которая была описана в греческих мифах как воплощение любви к родному отцу и ненависти к матери. Зигмунд Фрейд такого понятия не признавал, он пользовался термином — “женский эдипов комплекс”

За основание своего понимания подобного явления ученый принимал начало и разгар формирования половой идентичности у детей в возрасте 2-7 лет. Объектом сексуальной любви в данном случае выступают самые близкие люди — родители противоположного пола, на них и обрушивается “коктейль” из различных эмоций ребенка.

:

Причины возникновения

Для того, чтобы понять суть формирования эдипова комплекса нужно обратиться к теории психоанализа. Это в психологии одно из ведущих направлений, объясняющих развитие неврозов и сексуальных отклонений у людей.

От благополучного разрешения этого постоянного противодействия зависит психическое здоровье человека.

В своих трудах ученый уделяет большое внимание периоду детства, в большинстве своем именно в нем господствует бессознательное, а функция контроля над поведением только формируется.

Поэтому, когда просыпается первое сексуальное влечение (как желание обладать постоянным вниманием матери или отца) и любовь к родителям противоположного пола их признаки легко увидеть в поведении ребенка:

1. Привлечение внимания отца или матери любыми способами: рисование, желание общения, капризы, телесные прикосновения и т.д.

2. Гнев, ревность, обиды на родителя своего пола при желании контактировать с избранным объектом любви.

Если в этот момент развития ребенок будет “услышан” взрослыми и его потребности в “половой” любви полностью или частично удовлетворены, он “самоутверждается” в своей сексуальности и формирование его половой идентичности продолжается, а эдипов комплекс нивелируется.

При негативном восприятии дитя, его наказании или отвержении в этот период, конфликт остается неразрешимым и может сказаться на всей жизни человека. Например, глубоко “запрятанный” Эдипов комплекс может проявится уже во взрослом возрасте по отношению к своим детям и их отцу или в брачных отношениях.

У мужчин и мальчиков

В раннем возрасте мальчики проявляют любовь к матери, предлагая свою помощь, обнимая и целуя ее. Они часто приходят в постель к родителям и занимают место отца в ней, постоянно ищут материнских одобрения и похвалы, а на наказания, исходящие от мамы, реагируют остро и порой неадекватно (впадая в истерики, демонстрируя негативизм).

Отца в это время они воспринимают как конкурента, избегают его общества, отрицательно относятся к физическим контактам с ним.

Взрослые мужчины подчас сохраняют в себе черты эдипова комплекса, бережно относясь к матери и игнорируя общение с отцом. Также сильный пол может культивировать любвеобильное отношение к дочери в семье, и быть более равнодушным к жене и сыновьям.

У женщин и девочек

Когда дочка постоянно прижимается к папе, стремится находиться с ним в одном пространстве, готовится к встрече его с работы, хочет во всем угодить — это проявления комплекса Электры.

У взрослых женщин о его чертах может сигнализировать обожание сына и ненависть к снохе, принятие собственного отца со всеми недостатками и критика матери по любому пустяку.

Лечение

В рамках психоанализа эдипов комплекс и комплекс Электры — это естественное явление у ребенка до 6-7 лет. А вот если его признаки проявляются и дальше, тогда необходимо обратиться к помощи специалистов.

Психолог, психотерапевт или психиатр в процессе консультирования и терапии помогут:

  • выстроить отношения между родителями и детьми на основе принятия и позитивного восприятия друг друга;
  • осознать триединство (минимум) в семье, важность, индивидуальность и необходимость каждого, его право на любовь и уединение;
  • понять ребенку, что настоящие отношения с противоположным полом выстраиваются вне семьи;
  • “продвинуть” формирование истинной половой идентичности ребенка, подчеркнуть плюсы его пола.

Для самодиагностики эдипова комплекса существует ряд признаков:

  • желание тотального контроля над отношениями с противоположным полом у детей, негативное отношение к ним — у родителей;
  • применение санкций и превосходства во взаимодействии с супругом (супругой);
  • систематическое одобрение поведения родителя одного пола и “затюкивание” другого;
  • ревность к детям или “предкам” противоположного пола.

Если вы обнаружили у себя подобное, значит, сделали самое главное — осознали проблему. Теперь для того, что бы жить без этого эмоционального груза, необходимо начать работать над ней под контролем специалиста.

Источник: http://PsihBolezni.ru/rasstrojstva/edipov-kompleks-i-kompleks-elektry-priznaki-prichiny-vozniknoveniya/

Дорогой эдипов комплекс

Эдипов комплекс

Сама эдипова теория нехитрая, хотя сто лет назад она казалась полным безумием. Название комплекса взято из древнегреческого мифа о царе Эдипе в пересказе Софокла, где Эдип, не ведая того, убивает своего отца и женится на матери.

Как это понимал Фрейд, мальчик между 3 и 5 годами испытывает желание обладать (что бы это ни значило) матерью и открывает, что у него есть могущественный соперник в виде папы. Он хочет устранить отца и мечтает о его убийстве. В то же время он боится наказания в виде кастрации.

Наконец, этот конфликт разрешается по типу «стокгольмского синдрома»: мальчик идентифицируется с агрессором-папой, вытесняя из сознания влечение к маме. Тогда запреты папы порождают Супер-Эго (часть психики, говорящую: «Ты (не) должен»), а мальчик попадает в класс существ мужского пола.

Без успешного прохождения этой фазы выросшего мальчика ждут неприятности: скажем, он может стать агрессивным мачо или асоциальным бунтовщиком.

Эдипов комплекс (или, если сказать правильнее, конфликт) оживает во всех любовных треугольниках, в отношениях с начальником, в страхах относительно любого рода импотенции и особенно в кабинете психоаналитика (который может стать в переносе отцовской фигурой и помочь заново пережить и осознать этот конфликт — и тем самым стать свободнее от него). Это важнейшая вещь для всего ордена фрейдистов, отец-основатель которого говорил: «…В эдиповом комплексе совпадает начало религии, нравственности, общественности и искусства в полном согласии с данными психоанализа, по которым этот комплекс составляет ядро всех неврозов» («Тотем и табу», 1913).

Кстати, тут речь почему-то шла только о мальчиках. А девочки? А девочки — потом, ниже.

Наука докажет?

Может, нам тут поможет эмпирическая наука? За сто с лишним лет после появления теории психоанализа было проведено несколько тысяч исследований, связанных с его постулатами, в том числе и относительно эдипова комплекса. Скажем, недавно венгерские ученые пытались оценить, насколько партнер взрослого испытуемого походит на его родителя противоположного пола.

Иными словами, если меня привлекают женщины, похожие на мою маму, а их привлекают мужчины, похожие на их отцов, это косвенно говорит о том, что в нас живут и продолжают работать инцестуозные желания. Исследователи получили вроде бы сенсационные результаты, но потом кто-то в них усомнился, перепроверил, и в конечном итоге данные были признаны неубедительными.

Другие исследователи намного раньше проверяли, переносят ли мальчики около 5 лет позитивные чувства с матери на отца (чего следовало бы ожидать, если прав Фрейд). Эксперименты этого не показали. Зато другие исследования продемонстрировали, что дети хорошо осознают свой пол до «генитальной фазы», не слушаясь теории Фрейда.

А в общем и целом эдипова теория не подтверждается и не опровергается исследованиями. Самих фрейдистов это не очень смущало. Хотя основоположник их учения уверял, что психоанализ строго научен, это какая-то иная наука — назовем ее условно эвристической.

В принципе, подобным образом работают археолог, историк или литературовед. Те системы, что они изучают, нельзя исследовать экспериментом, ими нельзя манипулировать, как подопытным кроликом.

Ученый создает общую картину, в которой отдельные факты занимают (или не желают занять) свое место.

Беда в том, что тут много субъективного, а критериев проверки нет. Психоаналитик скажет непосвященному: «Вы не можете тут ничего понять вообще, потому что сами не подвергались анализу». И ведь правда, есть вещи, которые не понять «снаружи», такие как вкус апельсина или езда на велосипеде, любовь или страдание. Это делает психоанализ недоступным для суда, хотя не доказывает его неправоты.

Случаи Фрейда

Фрейд же считал своим основным научным методом глубокое изучение пациентов. Его теории основываются на описаниях, и многие находят эти отчеты блестящими и убедительными. Однако любопытные люди вникли в эти исследования.

 Фрейд скрывал и маскировал описанных им пациентов, что понятно и вполне оправданно с точки зрения этики. Но многих из них можно было идентифицировать и спросить, как им работалось с Фрейдом. Оказалось, во многих случаях интерпретация Фрейда исправляла реальность и подгоняла ее под правильные идеи.

Вот пара примеров — причем оба случая крайне важны для строительства эдиповой теории.

Это, во-первых, так называемый Человек-волк. Он оказался, как ни странно, крупным землевладельцем родом из Одессы Сергеем Панкеевым. В 1910–14 годах Панкеев лечился у Фрейда: это (по описанию Фрейда) была блестящая терапия с великими открытиями.

Сам же Панкеев позднее утверждал, что она не принесла никакого улучшения, и продолжал лечиться от того же еще около 60 лет, причем, что поразительно, тоже у психоаналитиков! Фрейд уделил много внимания ключевому сну Панкеева, в котором белые волки сидят на дереве напротив окна.

Отсюда Фрейд делает гениальный вывод: это зашифрованное воспоминание о травмирующей сцене, когда мальчик стал нечаянным свидетелем полового акта между родителями.

Сам же Панкеев, говоря об этом много лет спустя, возмущался этим толкованием по одной банальной причине: все дети его социального статуса спали в отдельных покоях с нянями и никак не могли бы добраться до родительской спальни.

Другим наиважнейшим для эдиповой теории случаем был Маленький Ганс, с которым тоже удалось поговорить много десятилетий спустя. Сам он мало что помнил об анализе, но, как выясняется, в основном Фрейд общался с мальчиком через отца, который не был беспристрастным наблюдателем, потому что знал теорию психоанализа и восхищался ей.

Тут тоже участвовали животные, на этот раз домашние: у Ганса  появилась фобия лошадей. В результате кропотливого анализа Фрейд приходит к весомому выводу: за этим скрывался страх перед отцом и страх кастрации.

Хотя там, как выясняется, могло быть и другое объяснение: городской мальчик, проводя лето в деревне, впервые узнал, что лошадь может кусаться.

Тут видно, что случаи по меньшей мере неоднозначны и что даже самый добросовестный эвристический исследователь рискует увидеть в них отражение своей любимой теории.

Всеобщая ценность?

«Меня озарила одна идея, имеющая всеобщую ценность.

Я нашел это и у себя: любовь к матери и ревность к отцу, — и сегодня думаю, что это универсальное событие раннего детства», — это строки из частного письма Фрейда от 1897 года (то есть написанные за 10 с лишним лет до того, как он заявил публике об эдиповой теории). Он находил эдипов комплекс у себя, у своих пациентов, в мифах, в «Братьях Карамазовых», в происхождении монотеизма и везде и свято верил в его универсальность.

Антрополог Бронислав Малиновский, изучавший жизнь некоторых племен в Океании, нашел племя, где дисциплиной детей занимались не отцы, но дяди. Так что тут предмет эдиповой ревности (отец) был отделен от воспитателя.

В своей книге «Секс и вытеснение в обществе дикарей» (1927) он утверждал, что в этом сообществе объектом страхов детей был не тот, кто спит с мамой, но дядя.

Так что, может быть, даже если ребенок и участвует в драматичном треугольнике, сексуальность тут вообще ни при чем?

«Племенем», которое изучал Фрейд в период зарождения его великих теорий, были в основном венские женщины из среднего класса около начала XX века, и он сам отмечал, что его метод трудно приложить к рабочим и крестьянам, которые не склонны облекать в слова свои бессознательные конфликты. И есть еще много иных культур и нестандартных ситуаций, скажем, богатые дети, которые тесно общаются только с нянями, как Панкеев, дети при бабушках, мальчики без отцов. И наконец, бывают — девочки, да!

Я бы назвал девочек ахиллесовой пятой эдипова комплекса, но так не скажу, дабы не громоздить мифологические сущности. Красивая универсальная теория требовала симметрии: хорошая фрейдистская девочка должна стремиться к папе и ненавидеть маму.

Но с симметрией тут дело обстоит плохо, быть может, потому что  мама слишком важна для маленьких детей любого пола. Фрейд добавил кое-что специфическое для девочек: они, оказывается, испытывают зависть к пенису, а потом успокаиваются, понимая, что утраченный мужской орган заменит ребенок, которого они родят.

Гм. Тут я становлюсь ярым феминистом. Кроме того, что оно неправдоподобно, это описание неполноценности девочки отражает культуру угнетения и мужской шовинизм. Психоаналитик Карен Хорни в ответ придумала «зависть к утробе», которая терзает бессознательное мальчиков, не способных родить ребенка.

Как бы то ни было, тут я теряю веру в универсальный эдипов комплекс человечества.

Но он работает…

Иной прагматичный аналитик скажет мне: «В конце концов, не так важно, что вы думаете о пресловутом комплексе. Важно, что его обсуждение работает, разговоры о нем реально помогают пациентам жить лучше». И ведь это чистая правда.

Было проведено множество исследований эффективности всевозможных психотерапий. В целом из них можно сделать два важных для нас вывода. Во-первых, психотерапии, включая психоанализ, действительно работают — они эффективнее плацебо или эффекта «со временем само пройдет». Слава Фрейду, породившему разговорные терапии!

Но вторая вещь свидетельствует скорее не в пользу эдипова комплекса. Оказалось, разговорные психотерапии (оставим в стороне бихевиористские дрессировки и лекарства) эффективны независимо от теории психотерапевта.

То есть неважно, рассказывает ли лежащий на кушетке пациент психоаналитику о том, как «вдруг из маминой из спальни», или он рисует красками на полу и говорит о своем желании изменить мир и быть любимым, — это все равно помогает.

Там работают какие-то иные факторы, а не правильные теории.

Так что я не знаю, есть ли у меня эдипов комплекс. Конечно, если бы я пошел к психоаналитику, лучше было бы им обзавестись, хотя это дорогое удовольствие.

Источник: https://snob.ru/selected/entry/118390

Эдипов комплекс в 21 веке

Эдипов комплекс

В начале жизни каждый новорожденный признает авторитет только одного человека. Своей матери. Еще бы! Она и накормит, и переоденет, и спать уложит. Где уж там остальным членам семья до этой хрупкой женщины.

Взять, к примеру, того стокилограммового мужика с газетой в руках. Судя по всему, он в семье самый слабый. Как пришел, так сразу сел в кресло. Даже еду ему принесли туда же. Видимо, отец совсем ослаб после работы. А вот женщина совсем не ела.

Значит сильная очень, раз еда не нужна. Попрошу-ка я в таком случае еще грудного молока.

Примерно так рассуждает практически каждый новый гражданин нашей страны. Живет себе безмятежно, попивая молоко, требуя сухих памперсов и знать не знает что такое мировой кризис или эдипов комплекс. И если с первым термином ему все-таки придется рано или поздно познакомиться, то комплекс Эдипа зачастую оказывается совсем неизученным в современном обществе.

Хотя, как доказывают статисты, этому психологическому отклонению подвержены едва ли не 80% всего населения мира. Не верите? А зря. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно порыться в собственном подсознании, ну и еще в книгах по психологии и истории.

Дело в том, что небезызвестный Фрейд в своей теории опирается на известную древнегреческую трагедию «Царь Эдип».

«Царь Эдип»

Миф повествует о том, что однажды Лаю – царю Фив – оракулы нагадали, что тот умрет от рук собственного сына. И то, что отпрыск помимо трона посягнет еще и на его жену (свою мать). Услышанное так напугало правителя, что тот приказал бросить новорожденного Эдипа на съедение зверям.

Однако судьба распорядилась иначе, и мальчика подобрали сердобольные пастухи. Они вырастили его, не зная, кто перед ними. Поэтому для взрослого Эдипа его титул и имена родителей оставались неизвестными. В принципе он и не старался разузнать о своей родословной. Однако царская кровь брала свое, и юноша решил покорить Фивы.

Задумка дерзкому воину удалась, и тот в пылу сражения убивает собственного отца (первая часть пророчества сбылась). Далее все потекло по сценарию. Эдип влюбляется в собственную мать и женится на ней. Справедливости ради нужно заметить, что пара прожила вместе долгих 20 лет.

И только потом герой узнает, с кем именно делил супружескую постель, и кто по его вине сейчас лежит в могиле. Эдип ослепляет себя, а безутешная мать заканчивает жизнь самоубийством.

Вот такая вот грустная история. Вы, вероятно, сейчас спросите, причем тут психологические комплексы? А вот об этом мы сейчас и будем говорить более подробно.

Суть психологического комплекса

Так что такое эдипов комплекс, и как именно он поразил большую половину населения страны? Все очень просто. Это психологическое отклонение бывает как у женщин, так и у мужчин.

Точнее затрагивает он девочек и мальчиков в возрасте от 2-х до 5-ти лет и выражается в непреодолимом сексуальном влечении ребенка к родителю противоположного пола. То есть девочки вводят культ обожания отца, а сыновья испытывают нежные чувства по отношению к матери. При этом однополый родитель воспринимается «в штыки».

Дочка начинает ревновать отца к матери, а мальчики испытывают агрессию по отношению к родному папе (привет тебе, Лай, из глубины поколений).

Понятно, что ни на какое убийство, в отличие от уже упомянутого Эдипа, дети не способны, но сам комплекс может укорениться в хрупком подсознании и повлиять на всю оставшуюся жизнь человека. Здесь тебе и инфантильные девочки, и стройные ряды несамостоятельных мужчин, именуемых маменькиными сынками.

А все потому, что эдипов комплекс не только не искоренялся, но и поощрялся родителями. Папа послушно носил любимую доченьку на руках и смеялся над ее невинными заявлениями о том, что она выйдет замуж только за него.

Мамы же (частенько недополучая необходимого внимания со стороны мужчин-сверстников) баловали любимых сыночков, отдавая им последнее.

Что касается полового различия, то эдипов комплекс у девочек и мальчиков мало различается между собой. Разве только что в том, что девочки более тщательно скрывают ревностные чувства по отношению к матери.

Во взрослом же возрасте отголоски старого влечения выражаются в том, что девушка начинает искать себе мужа, похожего на отца, а у мужчин главным идеалом остается собственная мать.

Недаром же многие жены в чем-то похожи на свекровь, а девочки, выросшие без отца, подсознательно ищут в партнеры мужчин значительно старше своих лет.

Что влияет на возникновение комплекса Эдипа

Вы, наверное, полагаете, что эдипов комплекс появляется в основном у девочек и мальчиков из неблагополучных семей? А вот и нет. Подобное поведение, по мнению психологов, не зависит ни от финансового благополучия семьи, ни от возраста родителей, ни от социального положения женщин и мужчин, сочетавшихся браком.

Нет такой закономерности, которая бы определила степень вероятности появления детского комплекса в той или иной ячейке общества. Вот только в полных семьях эдипов комплекс протекает у детей более гармонично. А все дело в том, что у мальчишек и девчонок есть перед глазами пример.

Для сыновей это отец, тогда как девочки стараются быть похожими на собственную мать. И это правильно.

Другое дело, когда в семьях, где растут мальчишки, слишком авторитарные отцы. В таком случае у будущих мужчин образовывается комплекс неполноценности. Они ошибочно полагают, что не смогут стать похожими на отца и просто-напросто перестают развиваться и добиваться каких-то результатов от жизни. И это в корне неправильно.

В таком случае мужчин приходится длительное время «уговаривать» на то, что они и есть самые лучшие. Уроки могут затянуться на годы, но так и не принести должных результатов. Причем достается роль вдохновительницы не матери, а вторым половинкам мужчин, пострадавших от диктата отца.

В таком случае лучше всего вовремя обратиться к психологу за профессиональной помощью.

А вот сам эдипов комплекс лечить не стоит. Специалисты полагают, что подобное поведение у детей — целиком нормальное явление. Поэтому, если заметили у ребенка чрезмерную любовь к одному из родителей, не пугайтесь. Просто постарайтесь показать любимому чаду, что в семье все равны, и не давайте ревности по отношению к одному из взрослых перейти все допустимые границы.

Источник: http://www.JLady.ru/psixologiya-lichnosti/edipov-kompleks-u-malchikov.html

Самое важное о комплексе Эдипа: интервью с психологом

Эдипов комплекс

О том, как современные психотерапевты относятся к понятию эдипова комплекса, чего стоит ждать родителям от детей, переживающих так называемую эдипову фазу, и чем чревато невнимание к этому этапу в жизни ребенка, рассказывает психолог Александра Шарапова.

А есть ли комплекс?

— Насколько мне известно, впервые термин «эдипов комплекс» был введен З. Фрейдом (и им же описано соответствующее явление). Сейчас многие аспекты теории Фрейда критикуются за умозрительность и недоказуемость, касается ли это комплекса Эдипа?

— Конечно, теория Фрейда как таковая во многом устарела и перешла в учебники, над самим Фрейдом шутят, выставляя его харизматичным чудаком.

Однако, отдав дань истории и истеричным клиенткам доктора Фрейда, надо признать, основные его теоретические положения, несмотря на огромное количество критики и, действительно, недоказуемость, до сих пор активно используются современным психоанализом как успешно работающие.

В целом сейчас концепция эдипова комплекса понимается более свободно, чем она понималась Фрейдом: часто это понятие используется в самом широком смысле, например, в контексте обозначения и характеристики всей гаммы отношений ребенка с родителями.

— Подтверждена ли реальность существования комплекса какими-либо серьезными исследованиями?

— Как и большинство психологических феноменов, эдипов комплекс практически невозможно научно исследовать, поскольку все постулаты теории Фрейда, от которых он отталкивался при описании этого комплекса, не обладают параметрами научных гипотез и скорее являются умозрительными.

Тем не менее определенное отношение ребенка к родителю противоположного пола, сочетающееся с напряженностью и ревностью к родителю своего пола, отмечено во многих культурах на протяжении всего существования человечества, оно описано  в книгах и встречается даже в современных сводках новостей.

И, конечно, в практике психолога проявления и наследие эдипова комплекса в виде особого типа личности встречается очень часто.

— Получается, что «фаза Эдипа» — это некий универсальный этап развития личности? Или все же его возникновение обусловлено социокультурными особенностями западной цивилизации? И возможно ли нормальное развитие ребенка без возникновения этого комплекса?

— Исследования этого феномена в культурах, отличных от западной, проводились, но и они, к сожалению, противоречивы. Они то подтверждают эдиповы переживания ребенка (чаще), то отрицают их.

Сам Фрейд видел в истоках эдипова комплекса зависть вырастающих мужчин древних племен к своему отцу, желание его убить и страх наказания за убийство, возникающий как один из первых моральных человеческих законов.

Полагается, что эдиповы чувства (страх, зависть, влечение, вина) достаточно универсальны и сигнализируют об определенном этапе развития личности вне зависимости от культурной дифференциации.

Отделить, но не оттолкнуть

— Хорошо, раз этот комплекс заметно проявляется в поведении ребенка, расскажите немного о том, как именно.

— В период с 2 до 6 лет каждый ребенок сталкивается с более или менее выраженными чувствами (они могут быть не осознаны или осознаны частично, но могут и проговариваться в словах) к родителю противоположного пола.

Мальчик будет проявлять большой интерес к матери, а девочка — к отцу (в противоположность эдипову комплексу это явление называется комплексом Электры), стараться завоевать их внимание, помогать им, делать комплименты, требовать особых выражений любви и ласки и даже высказывать желание «жениться на маме» или «выйти замуж за папу». Может иметь место ревность и желание занять место матери или отца в отношениях родителей и страх наказания за свои желания. Чаще всего родители принимают это за милые детские игры, однако именно так протекает важнейший  кризис в формировании личности.

После 6 лет при благоприятном исходе эти конфликтные чувства и фантазии уходят, они могут появиться вновь в подростковом возрасте, в несколько измененном виде, а могут прорабатываться и в дальнейшем.

— Как вы посоветуете вести родителям себя с ребенком, находящимся в этой фазе?

— Безусловно, необходимо прежде всего понять важность наступившего момента для ребенка.

Помочь ему справиться с его чувствами, кое-что стараясь проговаривать открыто («ты сердишься на маму, потому что она лежит рядом со мной и не пускает тебя прилечь тоже; она моя жена, и нам хорошо вдвоем; а ты, когда вырастешь, найдешь себе тоже жену и вам тоже будет хорошо вдвоем»).

Необходимо уметь настаивать на своем и мягко, но уверенно не пускать ребенка в супружеские отношения, касается ли это обсуждения взрослых вопросов или закрытия двери спальни родителей, указывая ребенку, что он — хоть и любимый обоими, но все же ребенок и никак не может заменить собой ни мать, ни отца.

Показывать свою любовь ребенку также нужно осознанно, стараясь не допустить ни попустительства, ни чрезмерной холодности. Разумеется, не нужно идти на поводу у своих чувств вроде ревности, агрессии или желания ответить особой любовью, выделив тем самым ребенка.

Это может привести к непоправимым последствиям, создавая у ребенка иллюзию его особой значимости в жизни родителей и возможности влиять на супружеские отношения или даже разрушить их, а эта иллюзия повлечет за собой страхи, огромное чувство вины, невозможность достичь успеха в жизни (из-за ощущения, что он не достоин хорошего, или из-за несформированности идеалов), проблемы с самооценкой и при взаимодействии с другими (нарушены представления о союзе взрослых).

— То есть родителям, желающим воспитывать ребенка правильно, нужно, возможно, первый раз в жизни установить дистанцию между собой и малышом? А не будет ли это травматично для его психики?Тем более что сейчас очень популярен так называемый стиль сближения в воспитании детей, который предполагает минимум психологического давления, максимальную близость (в том числе и в плане физического общения с ребенком), получается, что к 2-3 годам необходимо от него отказываться?

— Действительно, стиль сближения при всем его либерализме создает препятствия для естественного развития ребенка после достижения им 2-2,5 лет.

  Если после того, как ребенок начинает транслировать эдиповы идеи, сближение с родителями продолжается, установления личных границ не происходит, растущему «Я» ребенка трудно выделить себя из этого общего симбиоза, в итоге поддерживаются отношения, нормальные для более раннего этапа развития, но мешающие его идентификации.

Чувства родителей и детей перемешиваются, мать начинает отвечать на ласки сына, отец — ревновать, ребенок чувствует, что угрожает родительским отношениям и ужасается. Дистанцироваться от ребенка, безусловно, нужно, чтобы он почувствовал свои границы.

Главное — не отталкивать его чувства, поскольку на этих хрупких идеализациях будет потом строиться способность любить другого человека, зрело и мудро или инфантильно и несчастливо.

В некотором смысле он должен почувствовать себя проигравшим в этой борьбе за любовь родителя и понять, что отношения взрослых — это их поле, а для него оно будет доступно, когда он сам повзрослеет. Невозможность союза между разными поколениями должна уложиться в его голове как норма, а уж задача родителей состоит в том, чтобы обеспечить ребенка поддержкой и родительской любовью, чтобы это открытие было для их ребенка менее болезненным.

— То есть если родители практиковали совместный сон с ребенком, в эдиповой фазе от него лучше отказаться?

— Да, на мой взгляд, совместный сон с  ребенком в это время, к сожалению, неуместен, поскольку даже при символических ритуалах (отделения лежащего ребенка от родителей игрушкой) у него появляется богатая почва для фантазий.

К тому же при совместном сне для ребенка не существует «скрытой любви» в жизни родителей, которая могла бы его в дальнейшем мотивировать на взросление и серьезные отношения.

Понимание того, что папа и мама могут оставаться наедине и в это время как-то по-особенному любить друг друга, и это приятно обоим, создает здоровую основу будущей сексуальности.

А уж после «эдиповых» высказываний ребенка нужно среагировать сразу, четко и серьезно: мы тебя очень любим, ты наш ребенок, но мама моя жена, мы с ней спим в одной комнате, а ты — в другой. Когда ты вырастешь, ты тоже будешь спать со своей женой. Необязательно, чтобы у ребенка была отдельная комната, но кровать у него должна быть своя.

— А если у ребенка на тот момент какие-то выраженные страхи, расстройства? И как все-таки быть с современной теорией о значимости тактильного контакта мамы и малыша?

— Тут, конечно, нужно смотреть на индивидуальные потребности ребенка и на его возраст. По современным представлениям, тесный физический контакт между младенцем и мамой очень важен для того, чтобы ребенок чувствовал доверие и любовь мамы.

Но этот опыт оптимально получить ребенку до начала эдиповой фазы.

Опираясь на него, ребенок сам начинает постепенно отделяться, как бы насытившись, сохраняя этот позитивный опыт и возвращаясь к маме в случае какого-то неблагополучия за поддержкой — таково естественное развитие ребенка в этот период.

Думаю, необходимо просто поддержать стремление ребенка к самостоятельности, стараться давать ему свободу действий и поощрять все варианты ролевого поведения соответственно полу. И, конечно, если ребенок чувствует «тыл», уверен в любви родителей к нему, никакие переживания отвергнутости, даже в эдиповой фазе, не причинят вреда его психике.

— Насколько я понимаю, роли родителей и их поведение в эдиповой фазе должны отличаться? Расскажите об этом поподробнее.

— Да, роль родителя, на которого направлено влечение, состоит в том, чтобы в меру восхищаться ребенком, стимулировать и поощрять его взрослость и новые умения, потому что похвала из уст любимого родителя будет особо значима для ребенка. Перехвалить за дело практически невозможно.

В то же время, если отец, например, будет обесценивать или высмеивать попытки девочки убираться в квартире или готовить, это может привести к невротическим нарушениям, перфекционизму или озлоблению и мужским вариантам поведения в дальнейшем.

Еще этому родителю нужно обратить особое внимание на свое личное пространство, то есть границы, и прислушиваться к своим чувствам: если вам кажется, что ребенок перегибает палку в своих ласках или требованиях к вам и вас это настораживает или напрягает, стоит выйти из игры и мягко  дать ему понять, что вы уважаете его чувства, но отношения детей и родителей — это немного не то, что он сейчас делает; отвлечь его или рассмешить. Идеализируемый родитель должен быть для ребенка и восхищающимся, и строгим.Партнер идеализируемого родителя оказывается в щекотливой ситуации, потому что он то старается сохранить близкие отношения с ребенком, то чувствует неприязнь к ребенку, обиду и желание оттолкнуть, к сожалению, часто идущие из неосознаваемой ревности и попадания в собственные детские непроработанные переживания. Совет здесь простой: просто оставайтесь для ребенка родителем. Если вы чувствуете, что ваши эмоции в отношении этой ситуации достигли определенного градуса, просто вспоминайте и повторяйте себе: «Я родитель, а это мой ребенок. Он не может быть мне соперником, не может влиять на наши с супругом отношения, он только учится любить».Особо стоит ситуация, когда родитель только один: в этих случаях эдипов комплекс обычно проходит с сильными нарушениями. Если мальчик воспитывается без папы, задача матери состоит в том, чтобы не допустить, чтобы ребенок занял в доме место отца (в практике я сталкивалась со случаями, когда сын выбирал одежду для мамы, ревновал ее к мужчинам, старался быть для нее джентльменом и не давал возможности выстроить новые отношения). Также просто необходимо обеспечить ребенка реальным, достойным мужским образом для подражания, будь то учитель в школе или спортивной секции, иначе ребенок не сформирует свою мужскую идентичность.

Если девочка воспитывается без отца, особое внимание нужно обратить на формирующееся у нее представление о мужчинах и стараться, чтобы оно было как можно более реалистичным; увеличить общение с дедушками, дядями и пр.

Потому что в отсутствие реального объекта для проекции влечения фантазия создает идеальный образ, который встраивается в супер-эго и в дальнейшем при попытке выстраивания отношений преподнесет девочке много неприятных сюрпризов.

Источник: https://detyvradost.ru/kompleks-edipa-intervyu-s-psihologom/

Эдипов комплекс: полное определения психологического понятия

Эдипов комплекс

Современные ученые-психологи и психоаналитики широко используют термин «эдипов комплекс», который изучает взаимоотношения детей и родителей. Исследования помогают выявить новые закономерности в развитии личности и вылечить такие болезни, как истерия и невроз.

Происхождение термина

Автором понятия комплекс Эдипа является знаменитый австрийский ученый Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud). Именно он, основываясь на древнегреческом мифе, в 1910 году создал свою знаменитую теорию психоанализа.

В мифе рассказывается о юноше Эдипе, который после разгадки загадки Сфинкса убил собственного отца Лая и женился на матери, не ведая этого. Судьба ребенка была предсказана еще в младенчестве.

Похожая мифологическая история связана и с героиней Электрой, которая хотела убить родную мать.

Фрейд применял свою теорию и для мужчин, и для женщин, но сегодня в противовес эдипову комплексу введено понятие комплекса Электры.

Эти легенды легли в основу теории и были использованы для объяснения притяжения детей к родителю противоположного пола, причем бессознательного, изучения становления внутреннего «Я», а также «сверх-Я»

Что такое Эдипов комплекс в теории Фрейда

Если рассматривать более подробно это понятие, то в трудах Фрейда можно найти такое утверждение: это группа неосознанных побуждений, враждебные чувства по отношению к отцу или матери с целью «устранения» родителя не своего пола.

Выражается в том, что маленький мальчик всячески льнет к маме, старается быть заменой папе и может даже проявить открытую агрессию, соперничать с отцом. Девочка же привлекает к себе папино внимание и соперничает с матерью и другими сестрами, если они есть в семье. При этом она менее агрессивна, но более услужлива.

Фрейд считал эдипов комплекс нормальной стадией развития человеческой сексуальности, которая начинает проявляться с пяти лет. Длится период вплоть до полового созревания. Во время процесса развивается и психика ребёнка. При неправильном поведении у детей могут зарождаться психические отклонения, которые в дальнейшем сложно излечиваются уже во взрослом периоде жизни.

Зигмунд Фрейд отмечал, что зачастую неврозы и истерии во взрослом состоянии могут быть следствием неправильного поведения родителей при развитии здоровой сексуальности ребенка.

Стадии сексуального развития

Процесс сексуального созревания австрийский психиатр разделял на стадии:

  • оральную, при которой ребенок пьет грудное молоко, соприкасаясь с грудью матери и полностью сконцентрирован на себе. Если в этот период младенец недополучит материнской любви, он будет замкнутым и грубым;
  • анальную, когда малыш учится ходить на горшок и контролировать свои физиологические процессы вплоть до 3 лет. Например, когда родители ругают малыша за то, что не дотерпел до горшка, они закладывают в него сдержанность в будущем;
  • фаллическую, которая является начальной стадией эдипова комплекса. Малыш в пять лет начинает понимать половые различия мальчиков и девочек и тянется к родителю противоположного пола, оттесняя «соперника»;
  • латентную, при которой человек осознает свое «Я» и «сверх-Я», помимо своих потребностей. Начинает развиваться в 6-12 лет, сталкивается с социумом. Зарождаются новые социальные потребности;
  • генитальную, являющуюся пиком полового созревания и протекающую до конца жизни.

По мнению Фрейда, абсолютно каждый проходит данные стадии. И если взаимоотношения родителей и детей построены верным образом, мать и отец живут счастливо, демонстрируя положительные образы ребенку, процесс становления сексуальности пройдет довольно быстро и не зародит психические заболевания у будущей личности.

Особенности протекания комплекса

Как для мальчиков, так и для девочек характерны следующие признаки эдипова комплекса.

  1. Чрезмерная капризность.  Ребенок требует нахождение родителя не своего пола рядом. Иначе отказывается кушать, спать, играть.
  2. Нежелание общаться со сверстниками. Девочка будет настаивать на частой игре с отцом, а мальчик – на помощи матери. При этом происходит отказ от игры с одногодками.
  3. Трудность с прощанием. Малыш не захочет отпускать любимого родителя на работу. Будет плакать и даже истерить.
  4. Раздражительность. Ребенок может вести себя агрессивно и даже отвечать на вопросы взрослого очень зло.

У мальчиков

Мама проводит с ребенком большую часть времени. На фаллической стадии мальчик начинает бессознательно испытывать к ней влечение и пока не может провести грани между разными видами любви.

Именно тогда начинает проявляться раздражительность, ребенок постоянно плачет, если мама уделяет внимание папе, а не ему. А в отношении отца возникает агрессия. Отец для него становится бессознательным соперником, которого нужно устранить.

Если отец не отнесется с пониманием к проявлению такого рода любви, не будет пытаться построить диалог, в итоге данная стадия не завершится, и процесс перейдет в эдипов комплекс у взрослых мужчин.

У девочек

Девочки мало проявляют агрессии. Они на данной стадии копируют поведение мамы, учатся угождать и именно тогда закладывается образ будущего мужа, которому девочка готовит еду, за которым моет посуду, всячески ублажает.

Если отец сформирует у девочки негативный образ, в дальнейшем будущая женщина испытает сложности с выбором партнера и формированием доверия к мужчине в целом.

Значимость понятия в психоанализе

Эдипов комплекс носит временный характер в становлении личности и половом созревании, по мнению Зигмунда Фрейда. Авторитет родителей подрывается и перемещается в бессознательное детской психики.

Он становится первым звеном в становлении «Сверх-Я», которое в дальнейшем формирует чувство вины. Оно вызывает сильнейшие невротические расстройства в дальнейшем.

И поддаются лечению только с помощью курсов психоанализа.

По мнению психоаналитиков, люди, которые прошли стадию эдипова комплекса с отклонениями, начинают часто болеть, ударяются в религию и часто критикуют общество за его несовершенство, из-за чего сами сильно страдают. Им присуще излишнее морализаторство, осуждение.

Критика явления представителями других психологических школ

Теория психоанализа и развитие понятия эдипова комплекса получило широкое развитие в трудах Карла Юнга, а также ряда других известных ученых, исследовавших взаимоотношения полов и развитие сексуальности с младенчества до зрелости.

Основная масса психиатров расширяла понятие. Некоторые в целом отказывались от данного термина и опровергали его существование, связывая раздражительность и капризность с дурным воспитанием.

У Карла Юнга

Карл Юнг был учеником Фрейда, но теорию своего учителя он отрицал, создав свое учение, основанное на архетипах, которые представляют собой мысленные представления. Они появляются в течение жизни и наполняются эмоциями.

Юнг выделял коллективное бессознательное, а также архетип матери, который является общим для всего человечества. Помимо этого, архетипа ученый выделил архетип Персона, Тень, Самость, Анима и Анимус.

  1. Персона связана с нашими социальными ролями и тем, какими мы являем себя миру с уникальным характером и способом самовыражения.
  2. Тень – материал, вытесненный сознанием на уровень неосознанного (желания, переживания).
  3. Анима и Анимус – женское и мужское начало, идеальные представления о мужественности и женственности, сформированные в результате общения с противоположным полом.
  4. Эго – центр всего сознания.
  5. Самость – порядок, целостность личности, которое объединяет и сближает сознательное и бессознательное.

У Альфреда Адлера

Ученый подчеркнул, что в нормальных условиях ребенок уже к 6 годам проявляет интерес к отцу и маме. Определенный уход в сторону, влечение может быть связано лишь с внешними воздействиями, когда малыш проводит больше времени с одним из взрослых. Эдипов комплекс при этом Адлер считает проявлением обычной капризности.

У Эриха Фромма

Фромм в целом соглашался с Зигмундом Фрейдом и считал, что развитие сексуальности действительно начинается с детства. Однако конфликт с отцом не связан с соперничеством за мать, а выступает сигналом о желании свободы и самостоятельности, независимости. Отец пробует подчинить сына, наталкиваясь на сопротивление. И это никак не связано с «войной» за мать.

В этом, по мнению Эриха Фромма, и выражается эдипов комплекс.

Насколько научен термин «эдипов комплекс»

Ученые много спорят о том, является ли комплекс Эдипа проявлением сексуального стремления к матери или же это борьба за свободу. Многие психотерапевты используют этот метод в своей работе и достигают успехов.

Важно отметить, что именно это стало отправной точкой для создания теории психоанализа, которая проверена клинически и помогает излечить множество неврозов.

Последние практики показали, что простые разговорные практики без применения медикаментов или гипноза не столь эффективны, поэтому разрабатываются новые методики работы психотерапевтов. Большую роль при этом сыграли исследования головного мозга человека.

Заключение

В заключение стоит отметить, что труды Фрейда были исключительными. Изучение развития человека и его отношений с родителями и другими людьми до сих пор продолжается и помогает в борьбе с болезнями нового века – стрессами, истериями, неврозами и другими психическими отклонениями.

Источник: http://adella.ru/you/edipov-kompleks.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.