Фавизм

Фовизм

Фавизм

Фовизм стал первым модернистским течением 20 столетия. Большую роль в его возникновении сыграла посмертная выставка В. Ван Гога, проходившая в 1901 г. в Париже. Звучные чистые краски полотен знаменитого голландского мастера оказали неизгладимое впечатление на группу французских художников, во главе которых стоял Анри Матисс.

Фовисты громко заявили о себе на парижской выставке 1905 г., шокировав публику яркими, кричащими красками, придававшими картинам несколько «дикий» вид. Этот эпитет и стал причиной появления столь необычного названия (от французского fauve — дикий).

Декоративная живопись фовистов характеризуется сочными, чистыми цветами, широкими темными контурами, искажением формы и отсутствием объемов. Представители этого направления не стремились к достоверности в изображении окружающего мира, главным для них было выразить свои чувства и настроения. Основное художественное средство фовистов — цвет.

Крупнейшими представителями фовизма являлись Ж. Руо, А. Дерен, А. Марке, М. Вламинк, Ж. Брак, Р. Дюфи, О. Фриез, Ж. Фландрен, К. ван Донген. Самой авторитетной фигурой в этой группировке был А. Матисс, не только художник, но и видный общественный деятель.

Анри Матисс

Анри Эмиль Бенуа Матисс, французский художник, график, скульптор, родился в 1869 г. Получив юридическое образование, он до 1891 г. работал адвокатом в Сен-Кантене.

Заниматься изобразительным искусством Матисс начал в 1890 г. В 1891 г. он приехал в Париж, где стал учиться в академии Жюлиана. Позднее поступил в Школу декоративных искусств, а затем в Школу изящных искусств.

Все свободное время Матисс проводил в Лувре, копируя произведения великих мастеров. Большое влияние на его раннее творчество оказало искусство Ж. Б. Шардена. Близки живописи этого мастера XVIII в.

ранние натюрморты Матисса («Бутылка шидама», 1896).

Вскоре художник познакомился с живописью импрессионистов и постимпрессионистов, благодаря чему его палитра стала светлее и насыщеннее. Неизгладимое впечатление на Матисса произвели картины У. Тёрнера, с которыми он познакомился при посещении Лондона в 1898 г.

В 1904 г. Матисс встретился с П. Синьяком, познакомившим его с приемами дивизионизма. В этой технике Матисс исполнил свою картину «Роскошь, покой и наслаждение» (1904).

В начале 1904 г. Матисс объединил вокруг себя фовистов. С этого времени его картины становятся по-фовистски яркими («Женщина в шляпе», 1905; «Вид Коллиура», 1906). В 1906 г. художник открыл свою мастерскую, в которой обучал молодежь.

В этом же году он опубликовал «Заметки живописца», в которых изложил свои взгляды на искусство. Матисс писал: «Я хочу, чтобы усталый, измученный, изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение».

Эти мысли подтверждало и его творчество: он писал лишь спокойные моменты
жизни — женщин за чтением или занятием музыкой, пейзажи и натюрморты.

Большое влияние на художника оказала негритянская скульптура и живопись мастеров Раннего Возрождения, с которой он познакомился во время путешествия в Италию в 1907 г. Годом раньше Матисс посетил Алжир, а в 1910 г.

— выставку исламского искусства в Мюнхене. Восточное искусство произвело на художника огромное впечатление. Именно от него идут восточные мотивы во многих работах Матисса («Статуэтка и вазы на восточном ковре», 1908) .

В 1910 г. живописец создает свои шедевры — пасторальные картины «Танец» и «Музыка», предназначенные для особняка С. И. Щукина в Москве. В настоящее время эти полотна хранятся в Эрмитаже.

С 1909 г. Матисс живет в Исси-ле-Мулино, в собственном доме. Он пишет полотна с изображением интерьеров. В этих работах черты реальности соединяются с фантастическими деталями. При взгляде на картины «Мастерская художника» (1911), «Красная мастерская» (1911) кажется, что скульптуры и люди на полотнах, висящих на стенах
мастерской, оживают.

В 1910-1911 гг. художник вновь посетил Испанию. Впечатления от поездки вылились в ряд работ, среди которых — «Испанский натюрморт» (1911), «Госпожа Матисс в манильской шали» (1911).

Многие картины 1910-х гг. навеяны путешествием, совершенным художником в Марокко в 1912-1913 гг. (скита из трех полотен «Вид из окна. Танжер», «Зора на террасе», «Вход в казба», 1912).

Первая мировая война, оставившая глубокий след в душе Матисса, изменила его художественную манеру. Колорит картин стал темным и мрачным, а рисунок — почти схематичным («Вид на Нотр-Дам», 1914; «Балконная дверь в Коллиуре», 1914).

С 1918 г. художник почти безвыездно живет в Ницце, изредка навещая в Париж. Радостные и яркие краски вновь возвращаются в его живопись . Он пишет залитые солнечным светом интерьеры, букеты цветов, причудливые орнаменты.

В 1920-е гг. картины наполняются образами «одалисок» — обнаженных или одетых в восточные костюмы женщин среди ярких ковров, драпировок, сосудов («Одалиска в красных шароварах», 1924-1925). В этот период Матисс также занимается литографией, скульптурой, оформлением театральных постановок (балет И. Ф. Стравинского «Соловей»).

В 1930 г. Матисс совершил поездку на Таити. В том же году посетил США, где получил заказ на панно для музея Барнса в Мерионе («Танец», 1931-1933). Художник увлекается графикой.

Он рисует пером, занимается литографией и офортом.

Напоминает графику и его живопись: четкими и гибкими становятся контурные линии, а фактура — легкой и почти прозрачной («Розовая обнаженная», 1935; «Дама в синем», 1937).

С 1939 г. Матисс почти не покидает Ниццу. В 1943 г. он поселился в Вансе. Художник тяжело болен и прикован к постели, но не оставляет занятий искусством. Он создает декупажи — композиции, составленное из фигур, вырезанных из бумаги, окрашенной гуашью.

Эти работы вошли в альбом «Джаз» (1947). В такой технике Матисс выполнял эскизы для витражей, ковров, а также т. н. «вырезанные картины» («Полинезия. Море», 1946; серия «Синие обнаженные», 1952). В 1940-е гг. художник оформлял книги («Цветы зла» Ш.

Бодлера, 1947; «Избранная любовная лирика Ронсара», 1948).

Не оставляет Матисс и масляную живопись. Он пишет интерьеры, натюрморты, букеты, виды сада из окна («Красный интерьер, натюрморт на голубом столе», 1947; «Египетская занавесь», 1948). Его композиции с женскими фигурами наполнены светом и воздухом (Две девушки. Коралловый фон, голубой сад», 1947; «Молчание в домах», 1947).

Одной из последних крупных работ художника стал интерьер Капеллы четок в Вансе, завершенный в 1951 г. В ансамбль вошли росписи с фигурами Марии, Христа, Св. Доминика; сине-желтые витражи, сквозь которые в помещение проникает свет; золотистый алтарь и изящные светильники. Ансамбль Капеллы сам Матисс считал вершиной своего творчества.

Скончался Анри Матисс в 1954 г. в Ницце.

Андре Дерен

Андре Дерен, французский живописец, иллюстратор, гравер и скульптор родился в 1880 г. в Шату.

Первые уроки живописи он начал брать в 1895 г. у провинциального художника Жакомена. В 1898 Дерен поступил в академию Карьера в Париже, где познакомился с А. Матиссом, Ж. Пюи и А. Марке. Через два года юноша оставил академию и начал учиться самостоятельно.

Значительное влияние на формирование художественной манеры Дерена оказало творчество В. Ван Гога, П. Сезанна и П. Гогена. В 1900 г. он познакомился с М. Вламинком, с которым работал в окрестностях Шату. В 1905 г. художники Шату вошли в объединение фовистов и представили свои картины на выставке Осеннего салона.

В 1905 г. Дерен с Матиссом совершил путешествие на юг Франции, в Коллиур. Под впечатлением солнечной природы Коллиура Дерен создает красочные пейзажи. Художнику присуще тонкое чувство цвета, делающее его яркие пейзажи удивительно гармоничными.

В картине «Порт в Коллиуре» (1905) красные мачты на фоне морского залива удачно сочетаются с желто-зеленой высокой травой на берегу. Все пространство картины пронизано светом горячего солнца Средиземноморья.

В этом же году Дерен едет в Лондон. Его лондонская живопись так же ярка и празднична, как и полотна, написанные на побережье Средиземного моря. Сочетания синих, красных, зеленых оттенков создают ощущение влажной атмосферы лондонской столицы («Биг Бен», 1905; «Вестминстерский мост», 1906).

В 1907 г. Дерен познакомился с П. Пикассо и с художниками из его окружения. Это знакомство оказало большое влияние на живопись французского мастера.

Колорит его картин становится более сдержанным, а формы — лаконичными. Натюрморты и пейзажи Дерена, написанные в этот период, напоминают работы П.

Сезанна и ранних кубистов («Натюрморт на столе», 1910; «Старый мост в Кане», 1910; «Роща», ок. 1912).

Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). На полотне изображена голубая полоска залива, белоснежные здания на берегу, зеленоватые горные склоны, большая скала, закрывшая небо. На скале растут редкие деревья.

Выполненные в манере наивного искусства, они напоминают детский рисунок и контрастируют с остальными эле¬ментами пейзажа. Ландшафт безлюден: у причала качаются пустые лодки, на парусных яхтах, плывущих по волнам, не видно команды. Все пространство картины заполняет прозрачный воздух.

А. Дерен. Тропинка в лесу Фонтенбло. Ок. 1908 г.
А. Дерен. Гавань в Провансе. 1912 г.

В годы Первой мировой войны Дерен попадает на фронт. Трагические картины разрушений, оставленных войной, изменили мировосприятие художника.

Пейзаж теперь почти не интересует Дерена, он обращается к портретному жанру и композициям с человеческими фигурами. В этих произведениях черты сезанновской живописи дополняются элементами классического и наивного искусства.

Таковы «Тайная вечеря» (1913), «Люси Канвейлер» (1913), «Субботний день» (1911-1914), «Девушка в черном» (1914).

После окончания войны Дерен оформляет театральные декорации к спектаклям С. Дягилева. Он пишет и пейзажи, которым свойственна стилизация под старинную живопись. Значительное место в его творчестве занимают графические работы. Среди них — прекрасные иллюстрации к произведениям Овидия, Ф. Рабле, Ж. Лафонтена.

В 1921 г. Дерен посетил Рим. К 1920-м гг. относятся его картины с фигурами обнаженных женщин, танцовщиц, персонажей комедии дель арте («Обнаженная с кошкой», 1923; «Пьеро и Арлекин», 1924).

Дерен никогда не останавливался на достигнутом, он постоянно совершенствовал свой метод, изучая и копируя произведения мастеров Раннего Возрождения, болонских живописцев и современных ему знаменитых художников. Многие особенности их творчества он применял в своей живописи («Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935; «Мрачный пейзаж», ок. 1950).

В позднем творчестве Дерена появились драматические и мрачные ноты («Лодки в Нуармутье», 1950). Веет печалью и одиночеством от его последних работ, в которых мир кажется ирреальным и непрочным («Пейзаж», 1954).

Умер Андре Дерен в 1954 г.

Источник: http://istoriya-iskusstva.ru/fovizm/

Фовизм в живописи: особенности нового течения

Фавизм

Начало XX века ознаменовалось появлением в живописи нового художественного течения — фовизма. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное».

Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения.

Впервые такая характеристика была употреблена известным критиком Луи Вокселем относительно работ нескольких молодых художников, картины которых были представлены в 1905 году на Осеннем Салоне.

Кроме картин в салоне находилась статуя, выполненная в стиле эпохи итальянского Возрождения. Увидев ее в окружении необычных работ, критик сказал, что фигура похожа на Донателло среди диких зверей. Так и повелось, что представителей нового направления стали называть фовистами.

Творения новаторов произвели фурор среди посетителей Салона, ведь они кардинально отличались от уже существующих стилей. Неординарный подход к искусству и особый взгляд на мир взбудоражили общество: на фоне фовизма даже импрессионизм стал казаться рациональным и более привычным, традиционным.

Фовизм в живописи отличался от других течений: художников, работающих в этом направлении, не объединяла какая-то общая эстетическая программа.

Их холсты — это, скорее, способ утвердить свое субъективное видение мира, используя для этого максимально простые очертания и формы.

Нарочитая острота композиционных решений, отрицание линейной перспективы, примитивизация изображаемого — все это объединило таких художников, как Анри Матисс, Морис Марино, Андре Дерен, Жорж Брак, Жорж Руо, Отон Фриз, Альбер Марке и другие.

Представители фовизма в живописи, хотя и придерживались схожих принципов в работе, отличались мировоззрением. Андре Дерен был более рационален; Анри Матисс — мечтателен; Жорж Руо выражал образы с особым трагизмом и гротескностью.

Столь контрастные отличия стали причиной того, что фовисты были объединены между собой короткое время (союз распался в 1908 году).

Затем пути их разошлись, и каждый из художников нашел себя в более близких по духу и восприятию стилях, изменив при этом приемы работы и творческие принципы.

Особенности нового течения

Деятельность фовистов, несмотря на короткий период существования объединенной группы его представителей, оказала существенное влияние на развитие европейской живописи.

Смешение самых значимых достижений того времени, заимствование тех или иных приемов из разных стилей сделали это направление особенным и хорошо узнаваемым.

Фовизм в живописи стал своеобразным горнилом, смешавшим приемы японской цветной гравюры, методы постимпрессионистов и даже средневековых художников. Целью фовистов было максимальное использование цвета, который являлся лакмусовой бумагой настроения творца.

Чаще всего предпочтение отдавалось ярким тонам, которые на контрасте играли с натуральными природными цветами, подчеркивая и обостряя их. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией.

Матисс и его видение живописи

Для некоторых художников, решивших воплотить в своем творчестве смешение разных стилей, целью стал фовизм в живописи. Матисс — один из наиболее ярких представителей этого течения, был не только его основателем, но и человеком, сделавший весомый вклад в развитие направления.

В частности, он первым прибег к, казалось бы, шокирующим методам: например, Матисс считал уместным изобразить женщину с зеленым носом, если это придавало картине экстравагантности и пикантности.

Он утверждал, что изображает не женщину, а картину, поэтому цветовая гамма может быть такой, какой хочет ее видеть художник.

Вдохновляясь работами выдающихся импрессионистов (в частности, Ван Гога и Гогена), Матисс создавал яркие, сочные работы в насыщенных тонах.

Оригинальная техника художника особенно четко видна в картинах «Вид Коллиура», «Дама в шляпе».

В них он стремился подчеркнуть основополагающие принципы нового течения, а именно выразить чувства, вызываемые увиденным, но не привязанные к цветовой гамме окружающего, а воплощенные на полотне теми оттенками, которые близки по духу творцу.

Таким представлялся Матиссу фовизм в живописи. Картины известного авангардиста не раз подвергались критике, одна из них – «Голубая обнаженная» – даже была сожжена на Международной выставке современного искусства 1913 года, проходившей в Чикаго.

Влияние фовизма на европейскую живопись

Фовизм в живописи европейских художников сыграл огромную роль в дальнейшем развитии изобразительного искусства, дав толчок к выражению на холсте в оригинальной манере чувств художника, их видения окружающего мира. Человечество в очередной раз расширило горизонты мировоззрения благодаря новаторству фовистов.

Источник: http://fb.ru/article/195367/fovizm-v-jivopisi-osobennosti-novogo-techeniya

История возникновения направления

Считается, что именно фовизм, а не предшествующий ему импрессионизм, стал отправной точкой разрушения традиционной живописи. Надо сказать, большинство будущих фовистов обучались у образцовых мастеров: Эжена Карьера, Густава Моро, Леона Бонна, копировали образцовые классические работы в Лувре.

Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Разговорившись, художники узнали, что они оба в восторге от творчества Ван Гога и оба весьма недовольны положением дел в искусстве.

Такую точку зрения Вламинка можно было объяснить тем, что он не получал, в отличие от Андре, классического художественного образования и даже никогда не был в Лувре.

Дерен же, хоть и был противоположностью собеседника, также считал, что реалистическая живопись уже в упадке, а будущее – за новым искусством.

Тогда, в 1901 году, ими была высказана мысль, что живопись не должна слепо копировать объект изображения, хоть она и пока сдавлена классической парадигмой. Мнение друзей было подхвачено и другими художниками, в голове которых витали подобные мысли.

Характеристика течения

Так чем же так самобытно направление живописи фовизм? Многие искусствоведы находят в нем отголоски влияния Поля Гогена, Жоржа Сера, Пола Синьяка, Делакруа, импрессионистов (в частности Моне) и, конечно же, Ван Гога, что естественно, так как фовисты не могли творить и развиваться в вакууме. Но фовизм в живописи имеет и свои оригинальные, новаторские черты:

    Самое важное: картина не должна быть “рабом” реальности – она независима от предмета-натуры. Ее суть – сочетание цветов, линий, пятен, а не похожесть на изображаемый объект.Главный герой творения – цвет, чистый и яркий. Отсюда и тяготение к “кипящим” краскам и контрастным цветам: зеленый и красный, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый. Представители фовизма в живописи называли их “первичными элементами”, способными взбудоражить человеческие чувства до самых глубин души.Накладывание краски мазками разной ширины (иногда даже большими пятнами), использование линий, что кардинально отличало их от импрессионистов, любивших небольшие мазочки и не приемлющих ничего остро геометрического.Так как решительно отрицалось четкое соответствие изображаемого действительности, предметы вырисовывались деформированными, а силуэты – предельно обобщенными. Линейная и воздушная перспектива также были не в почете у фовистов.Как итог, фовистическая картина – в какой-то мере подобие арабески, яркой, жизнерадостной и далекой от привычной реальности.

Фовизм в живописи: художники

Идеи Вламинка и Дерена были поддержаны большой группой молодых художников. Перечислим их наиболее ярких представителей:

    Анри Матисс;Анри Манген;Жан Пюи;Отон Фриез;Жорж Руо;Луи Вальта;Шарль Комуэн;Жорж Брак;Альбер Маке;Рауль Дюфи;Кес ван Донген и др.

Вдохновителем и призванным лидером течения стал Анри Матисс. Остановимся подробнее на этой неординарной личности.

Фовизм в живописи: Матисс

Анри Матисс был не только новатором – он постоянно переосмысливал прошлое искусства.

Он считал, что цвет уже сам по себе полон и самодостаточен, поэтому напрямую связывать его с объектом – лишнее: “Когда я пишу зеленым, я не пишу траву, а когда пишу синим, я не пишу небо”.

Он и его последователи отрицали смешение цветов, даже малейшие намеки на контур предметов – только чистые и яркие фабричные краски.

Матисс учил своих учеников писать картины “невинно” – так, как это делают маленькие дети. А именно – переносить на холст свое первое впечатление об изображаемом. Только такой подход, по его мнению, открывал дорогу в “чистое искусство”.

При этом он глубоко уважал старых мастеров и часто использовал их приемы в своих работах. Только в живописи Матисса они становились фовистскими, переделанными по законам его мира.

Многие искусствоведы, а также последователи Анри Матисса выделяют его мазок кисти: мастер скрупулезно варьировал густоту нанесения краски, отчего то тут, то там в просветах виднелся холст, что создавало чудесное сочетание – казалось, что цвет на картине “дышит”. Ему принадлежит и изобретение новой техники живописи – декупажа, “рисования ножницами”. Это вывело работу по упрощению объекта и его геометрических форм на новый уровень.

Матисс никогда не выплескивал в свою работу собственные эмоции. Когда он творил, он отрешался от мира, от общества – от всего окружающего. Для художника существовал только один холст во всей Вселенной.

Фовизм и общество

Первая выставка фовистов случилась в 1905 году на парижском Осеннем сезоне. Новые художники тогда просто ошеломили искушенную публику. Так как в зале, где выставлялись новаторы, также была выставлена “приличная” неоклассическая скульптура, то влиятельный в то время французский критик и искусствовед Луи Воксель одарил ее фразой: “Донателло среди диких зверей”.

Язвительная реплика была подхвачена художниками – Матисс предложил своим последователям так и назвать себя: фовисты – дикие (франц. “les fauves”).

Но многие ценители искусства, наоборот, высоко оценили новые творения, в частности русские коллекционеры Сергей Щукин и Иван Морозов. Поэтому, кстати, в Эрмитаже можно увидеть обширную экспозицию стиля фовизм.

Закат фовизма и его новые последователи

Жизнь направления была стремительно короткой – последняя выставка фовистов состоялась в 1908 году. Матисс, Марке и Дюфи после этого стали развивать каждый свое индивидуальное видение фовизма, другие художники поменяли взгляды на кубизм, экспрессионизм, иные направления.

Фовизм в живописи на этом не угас: его отголоски можно заметить в творчестве абстракционистов, “новых диких” (1950-1960 гг.), в российских “голубой розе” и “бубновом валете”.

Фовизм проповедовал самостоятельность картины и всего искусства от действительности. Новаторство его также состояло и в том, что это было абсолютно политически нейтральное искусство, отрицавшее различную документацию и иные художественные проявления, кроме чистой живописи.

Источник

Источник: https://www.obovsyom.ru/post/fovizm-v-jivopisi-osobennosti-novogo-techeniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.