Физическое развитие в 5 лет

Содержание

Особенности физического развития детей от 5-ти до 7-ми лет

Физическое развитие в 5 лет

Известно, до 3-х лет у детей наблюдается непрерывное физическое развитие, как говорится, они растут не по дням, а по часам, с четырех до шести лет темп роста немного замедляется. Мамы отмечают, если в первые годы жизни ребенка приходится покупать одежду раз в несколько месяцев, то в 5-7 лет малыш может носить одни и те же вещи по несколько сезонов.

В среднем 5-летний ребенок за год вырастает на 5-6 см., а вот вес тела может и не меняться. Многие родители начинают переживать, дети идут в рост, а масса не меняется, наверное, что-то не так в организме. Но прежде, чем бить тревогу, необходимо знать особенности физического развития у детей в дошкольный период.

Особенности развития физических данных у ребенка 5-7 лет

Чтобы тревожные мысли постоянно не посещали маму или папу, важно помнить, что возраст 5-7 лет характеризуется неравномерным развитием физических данных ребенка. В данный период может наблюдаться резких скачок роста или увеличения массы тела. Часто специалисты говорят о том, что в у 5-летних детейнаступает «первый этап вытягивания». Обычно рост 5-летнего малыша составляет 105-113 см.

, к семи годам он вырастает до 130 см., но темпы роста каждого индивидуальны, если, например, в семье есть высокие люди, то дошкольник может быть намного выше своих сверстников. Также не стоит забывать, что в данном возрасте девочки опережают по физическому развитию мальчиков, ближе к подростковому период, наоборот, мальчики развиваются быстрее.

На этом же возрастном этапе у дошкольников увеличивается мышечная масса, заметно улучшается координация движений, наблюдается повышенная двигательная активность. Именно в 5-7 лет у детей развивается ловкость, выносливость, быстрота передвижения, у ребенка может наблюдаться «непоседливость». В этом возрасте малыша легче всего научить кататься на коньках, велосипеде, плавать.

Вообще, 5-6 лет — идеальный период, чтобы отдатьребенка в спортивную секцию.

Период окостенения скелета заканчивается в 4-хлетнем возрасте, поэтому малыши 5-7 лет уже не такие гибкие, а вот ягодичные и лобковые кости, наоборот, начинают окостеневать только ближе к 6 годам.

К 5 годам масса сердца у ребенка увеличивает в 4 раза в сравнении с новорожненным.

В 6-7-летнем возрасте может наблюдаться резкий скачок артериального давления, а вот частота пульса, наоборот, сокращается до 70 ударов в минуту.

Нервная система у детей-дошкольников возраста еще несовершенна, поэтому ввиду повышенной двигательной активности наблюдается частая утомляемость, хотя в этом возрасте дошкольнику необходимо немного времени, что восстановить затраченную энергию, достаточно, присесть на 15 минут, и малыш готов покорять новые вершины. Часто из-за непоседливости, присущей данному возрастному периоду, ребенок невнимателен.

Если малыш не акселерат, то он будет развиваться согласно данным, приведенным выше, но если родителей беспокоит физическое развитие ребенка, то стоит обратиться к врачу-эндокринологу.

Также существует формула, по которой можно высчитать рост детей 5-7 лет, касательно отдельной семьи: сумму роста мамы и папы разделить пополам. Далее для девочек вычесть 6,5 см., а для мальчиков, наоборот, прибавить 6,5 см.

Высчитав средний рост своего малыша, можно судить о темпах его развития.

Но не стоит забывать, что помимо физического воспитания дошкольника, необходимо заниматься и развитием мелкой моторики, ведь от нее зависит речь, координация рук, глазомер, быстрота движения, фантазия.

Становление опорно-двигательного аппарата

В возрасте 5-7 лет у детей активно развивается опорно-двигательный аппарат, именно в этот период родителям необходимо тщательно следить за своим чадом по нескольким причинам:

  • в этом возрасте еще не закончен процесс окостенения, кости достаточно эластичные, а мышцы пока не развиты. В данный период легко получить травму, часто наблюдаются переломы конечностей, любые нагрузки должны быть направлены исключительно на общее физическое развитие;
  • родителям необходимо строго следить за осанкой ребенка: как он ходит, сидит на столом, в какой позе рисует или читает книгу. У некоторых специалистов есть мнение, что предрасположенность к сколиозу зарождается именно в возрасте 5-6 лет. Мама или папа редко обращают внимание на данную проблему у дошкольников, обычно бить тревогу начинают в младшем школьном возрасте;
  • в «период вытягивания» детей нужно следить за их правильным питанием, чтобы в рационе ребенка присутствовали белки животного и растительного происхождения, витамины и минералы, необходимые для правильного развития опорно-двигательного аппарата.

Условия, способствующие правильному физическому развитию и укреплению здоровья дошкольника

По мнению специалистов, каждый родитель должен создать для своего ребенка те условия, при которых малыш будет правильно и активно развиваться. Существует ряд простых мероприятий:

  1. Проведение закаливающих мероприятий.
  2. Движение — здоровье. Необходимо построить такой режим дня, чтобы 50% всего времени ребенок находился в движении, это могут быть прогулки на свежем воздухе, активные игры, движение ребенка с различным спортивным инвентарем (скакалка, мяч).
  3. Разработка физкультурно-оздоровительных мероприятий (организовать спортивный уголок в комнате ребенка, подобрать развивающие игрушки и др.).
  4. Создание здоровой среды в комнате ребенка (поддержание температуры не выше 22 градусов тепла, постоянное проветривание комнаты, увлажнение воздуха в период отопления).

Родителям нужно обязательно следить за физическим развитием своих детей 5-7 лет, для этого не требуются какие-либо специальные упражнения, достаточно прибегнуть к следующим мероприятиям:

Ходьба. Помимо ежедневных прогулок на свежем воздухе, необходимо, чтобы ребенок выполнял различные упражнения: ходьба в разных направлениях (боком, через препятствия, змейкой), ходьба на пяточках, на носочках, приставными шагами.

Бег. Бег с препятствиями, в различном темпе и направлениях, игры в догонялки.

Прыжки. Прыжки на одной ноги и на обеих. Можно высоко подвесить предмет, и попросить ребенка до него допрыгнуть.

Нужно помнить, помимо спортивно-оздоровительного воспитания родителям необходимо заниматься развитием мелкой моторики рук, ведь через год-два начнется школьный период.

Упражнения по развитию мелкой моторики

Учителя начальных классов отмечают, что у многих детей наблюдаются большие трудности при освоении письма. Ведь подготовка к школьному периоду должна начинаться как минимум за год до школы. Родителям нужно помнить, что развитие моторики рук влияет на правильную и четкую речь, зрительное восприятие, воображение, глазомер.

В 5-7 лет ребенок должен уметь: провести линию без отрыва от листа бумаги сверху вниз и справа налево, также дошкольники должны уметь штриховать, не заступая за контур (отлично для этого подходят раскраски), рисовать геометрические фигуры (круг, овал, ломаные линии). Для развития моторики у детей 5-7лет можно проводить пальчиковую гимнастику, в которую входят ряд простых упражнений.

Существует несколько несложных мероприятий для моторики рук ребенка:

  1. Графические диктанты, смысл которых состоит в том, что малыш под диктовку мамы или папы на бумаге в клеточку проводит линии без отрыва. Например, две клеточки вправо, три клеточки вниз, одна клеточка влево, две клеточки вверх.
  2. Деление дорожки линией. Родитель рисует на листе бумаги дорогу, малыш должен прямой и ровной линией поделить дорожку пополам.
  3. Рисование по точкам. Отлично моторику рук у детей развивает уроки рисования по точкам, в свободной продаже есть множество раскрасок, в которых, соединив по точкам рисунок, можно потом его разукрасить.
  4. Рисование по клеточкам. Малыш должен повторить заранее подготовленный рисунок на бумаге в клеточку.

Также существует ряд простых упражнений для развития моторики у детей 5-7 лет:

  • можно по очереди ударять ладонями о край стола;
  • руки необходимо вытянуть перед собой, сжимать и разжимать кулаки;
  • руки вытянуты вперед, пальцы сильно растопырены и напряжены, положение нужно зафиксировать на несколько секунд, руки расслабляются. Упражнение повторяется 2-3 раза;
  • положить ладони на стол, по очереди левая ладонь накрывает правую, далее, наоборот, правая ладонь накрывает левую.

Каждому родителю необходимо внимательно относится к физическому и умственному развитию своего ребенка, ведь дошкольный возраст является важным период в жизни любого малыша.

Источник: https://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/fizicheskoe-razvitie-deti-doshkolnogo-vozrasta/osobennosti-fizicheskogo-razvitiya-detej-ot-5-ti-do-7-mi-let.html

Развитие ребенка 5 лет

Физическое развитие в 5 лет

В возрасте 5-ти лет начинают формироваться основные навыки, а самое главное черты характера. Вот именно в этом возрасте родители могут очень легко подкорректировать все то, что упустили ранее. Однако делать это нужно правильно и аккуратно.

Многие родители не понимают, почему их ребенок не похож на них. Откуда у него взялись лень и капризность? Да еще в придачу нет концентрации и аккуратности во всем.

Психологи уверяют, что эти проблемы возникают от того, что воспитанием ребенка занимались плохо и при этом уделяли этому мало внимания. Нужно помнить, что воспитание – это не только командный тон, но и помощь малышу в познавании окружающего мира.

Ему нужно помогать в этом нелегком деле. Родителям нужно научиться разговаривать с ребенком на его языке, то есть на языке игры.

Многие родители совершают одну и ту же ошибку. Она состоит в том, что они очень довольны, что ребенок играет сам в свои игрушки. Поверьте, это не есть хорошо. Малыши требуют пристального внимания к себе и общения с родителями. Конечно, хорошо, когда кроха занят своим делом и не мешает маме и папе заниматься своими делами.

Не игнорируете своего ребенка. В возрасте 5 лет он притягивает все взрослое и такое интересное. Малыши очень любят разговаривать, интересоваться, размышлять. Очень любит делиться своими впечатлениями от чего-то нового. Кроме этого, ребенок обязательно выслушает ответ на свой вопрос терпеливо, и не перебивая вас при этом.

Для ребенка очень важны игры в этом возрасте. При помощи игры вы закрепите у малыша основные знания, которые он должен приобрести в этом возрасте. Малыш должен уже научиться различать цвета, форму, размер, предмета. Кроме этого, он должен определять соотношение предметов по высоте, длине, ширине.

Также кроха должен уметь определять материал, из которого изготовлен тот или иной предмет. Объясните ему значение следующих предлогов: в, над, под, это важно. Он должен понимать расположение предметов в пространстве, то есть предмет находится справа, слева, снизу, сверху и т.д.

в таком возрасте малышу нужно объяснять, чтобы он учился разговаривать вежливо, правильно излагать свои просьбы, благодарить, внимательно и терпеливо выслушивать своего собеседника.

При воспитании ребенка просто огромное значение имеют игры. Очень хорошо, если обучающий процесс проходит в детском коллективе. Игры, можно сказать, являются тренингом социального развития малыша. В коллективе он научится взаимодействовать со своими сверстниками, выполнять правила и просьбы, в чем-то уступать, проявлять свои лидерские способности.

Не стоит запрещать ребенку фантазировать во время игры. Наоборот, поддержите его. Предложите ему предметы, которые, по вашему мнению, совершенно ни к чему. Дайте крохе тряпочки, палочки и другие ненужные вещи. Благодаря игре у него формируется самостоятельность. Он как бы моделирует поведение взрослых. Во время игры малыш открывает для себя много нового и познавательного.

Физическое развитие ребенка

Очень важно в данном возрасте физическое развитие. Необходимо приучать кроху к физической культуре. Это связано с тем, что малыши в возрасте 5 лет формируются со стороны опорно-двигательного аппарата. Занятия спортом важны для детей. Просто в 5 лет ребенок осознанно может выполнять определенные физические упражнения.

Оздоровительные задачи направлены на:

  • Формирование правильной осанки и развитие всех групп мышц.
  • Повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам, то есть укрепление защитных сил организма.
  • Воспитание в ребенке закаливания организма.

К физическим нагрузкам нужно приучать с самого раннего возраста. Давайте вспомним тот момент, когда малыш появился на свет. Ему в обязательном порядке нужна была утренняя гимнастика ручек и ножек. В процессе взросления ребенка отменять эти процедуры не нужно.

Попытайтесь придумать что-то оригинальное, чтобы приобщить его развиваться физически. Естественно с детьми в возрасте 5 лет это делать немного проще. Все упражнения должны выглядеть как игра. Прекрасно подойдет ходьба.

Во время ходьбы можно попросить кроху выполнять не сложные взмахи руками.

Также, можно повыше поднимать ножки, менять темпы ходьбы и шаг. Это позволит работать многие группы мышц, а также сформировать правильную осанку. Кроме этого можно приобщить ребенка к бегу и прыжкам. Для этого педагогами были разработаны определенные игры. Очень хорошо детки играют в мяч.

Мало того, что упражнения с мячом полезны для здоровья, так еще и воспитают внимательность, резкость движений и бдительность крохи. Будет полезно, если вы научите своего ребенка кататься на велосипеде. Поездки на этом виде транспорте не только полезны для физического развития, но и для координации движений.

Малыш станет более устойчивым, и не будет бояться упасть.

Нервно-психическое развитие в 5 лет

Ребенок 5 лет очень хорошо развивается психомоторно. Ведь нервно-психическое развитие является самым главным в этом возрасте. Во время прогулок малыш вынослив, рассматривает окружающий мир с интересом и с азартом познает все новое.

В этом возрасте у малыша закрепляется мелкая моторика рук. У малыша начинает проявляться интерес к изобразительной и творческой деятельности.

Крохи очень любят рисовать, что-то вырезать и склеивать, строит волшебные замки и украшать свою комнату изделиями, сделанными своими руками.

Очень активно начинает развиваться речь. Более того, ребенок прекрасно может формировать свою мысль. То есть, может пересказать сказку, которую вы читаете ему на ночь.

Может хорошо выстраивать предложения и просить вас о чем-либо. Кроме этого, дети в этом возрасте активно делятся впечатлениями, которые он увидел в детском саду.

Словарный запас увеличивается, и ребенок может хорошо передавать то, что думает и желает выразить.

Ребенок использует речь для общения со своими ровесниками. Он начинает очень активно тренировать свои речевые способности. Очень часто в пятилетнем возрасте ребенок задает просто огромное количество вопросов.

Кроме того, у него появляется способность рассуждать и пересказывать ранее происходящие события. Иногда детки сочиняют стихи, поют песенки.

Все это развивает их речь, что не маловажно в этом сложном периоде жизни ребенка.

Малыш уже научился решать довольно сложные задачи. Он может различать предметы по определенным признакам на довольно высоком уровне, чем ранее. Нужно отметить, что логика малыша в 5 лет очень своеобразная и к этому необходимо привыкнуть.

В 5 лет малыш уже может выучить короткий стишок или песенку. То есть у него развивается сознательное запоминание определенных вещей. Но, здесь есть некоторые нюансы. Нужно развивать в ребенке смысловую память. То есть, кроха должен знать то, что его просят заучить, то есть осознавать это.

Он должен понимать, что от него требуется и зачем это нужно.

Что должен уметь ребенок в возрасте 5 лет

У малыша должен быть приличный словарный запас, около 3000 слов. Малыш должен знать свой адрес проживания. Использовать в предложении 5-6 слов. Кроха должен использовать в своей речи не только простые, но и сложные предложения. Малыш должен в 5 лет уметь пересказывать уже пройденный материал. Со стороны произношения у ребенка не должно быть корявых звуков.

Малыш должен хорошо определять право-лево у себя, но не показывать это на других. В малыше нужно развивать знание элементарных антонимов: большой – маленький, твердый – мягкий и т.д. малыши должны уже в 5 лет уметь считать до 20. Кроме этого дети должны различать количество предметов, то есть где больше, а де меньше.

Маленький человечек должен знать предметы, а также из чего они сделаны, то есть из каких материалов.

Как уже говорилось выше для ребенка очень важно общение. Общение должно быть не только с родителями, но еще не маловажно общение со своими сверстниками. Большинство родителей принимают решение отдать ребенка в детский сад.

Однако есть и такие, которые совершенно против, отдавать свое излюбленное чадо в государственные структуры. Таким родителям нужно помнить о том, что садику следует найти альтернативу. Ведь вашему крохе просто необходимо общаться со своими сверстниками.

Такой альтернативой может стать детская игровая площадка, развлекательный центр, студия для раннего развития, самодеятельный кружок. В этих заведениях ребенок может реализовываться как личность, развиваться физически и эмоционально.

Также не стоит забывать, что ребенок 5 лет должен уже потихоньку подготавливаться к школе, ведь через год он станет первоклашкой.

Мы уже говорили о том, что малыш в этом возрасте развивается хорошо с творческой стороны. Поэтому нужно обращать внимание, чем он больше всего любит заниматься. В 5 лет можно отдать малыша в какой-нибудь кружок. Это может быть танцевальный кружок, рисование, лепка и др. главное, чтоб малышу нравилось то, чем он занимается.

И на конец. Пристальное внимание обращайте на именно физическое развитие малыша. Ведь в этом возрасте они становятся более активными, обладают резкой реакцией, повышается координация и скорость движений. Кроме этого, если вы заметили, у ребенка изменились пропорции тела.

Они стали больше походить на взрослые формы. При этом центр тяжести опустился вниз, собственно, это так и нужно. Все навыки, которые малыш получил в течение своей жизни, стали совершенными. Кроха начинает очень активно играть в мяч, ездить на роликах или велосипеде.

Может глобально фантазировать, что очень хорошо.

Будьте внимательны к своим детям!

Источник: https://mirmam.info/story/razvitie-rebenka-5-let

Физическое развитие дошкольников

Физическое развитие в 5 лет

Вашему малышу 4-5 лет? Значит, вы уже поняли, что усидеть на месте он не может. Движения, активные игры, беготня, кувырки и прыжки — вот чем любит заниматься малыш.

Родителям нужно понимать, что физическое развитие в этот период проходит бурно. Кроха учится пользоваться своим телом, улучшается его координация движений. Для него полезны спортивные тренировки.

Вы можете заниматься с малышом сами – это несложно.

Подбирайте упражнения под его возраст и возможности. Если он ходит в детский садик, то с ним обязательно занимаются физкультурой там.

Физическое развитие важно не только с точки зрения укрепления мышц – активность влияет на качество психического развития, формирование личности. Если кроха уверенно чувствует себя в своем теле, значит, он более общительный, уверенный в себе.

Стоит помнить, что нельзя заниматься физкультурой во время болезни, иначе это может еще сильнее навредить здоровью детей.

Активная жизнь

Желание двигаться совершенно нормальное для детей 4-5 лет. Они уже достаточно уверенно чувствуют себя, научились управлять телом. Очень важная задача сейчас — укрепить мышцы, кости, суставы. Для этого, конечно, нужно добавить в рацион ребенка больше кальция, молочных продуктов, мяса.

Беготня, игры и постоянное движение — обычное занятие ребенка сейчас. Ему просто необходимо двигаться: так он снимает напряжение.

Например, в детском саду упражнения и занятия проводятся в середине дня – так малыши сбрасывают напряжение от простых уроков и общения. Это помогает им расслабиться.

Тут прямая связь: малыш побегал, устал, значит, будет хорошо спать. Нормальный сон днем — необходимый отдых в этом возрасте.

Для детей подвижные игры сейчас имеют важное значение. Группку детей можно научить играть в самые простые детские игры – они и не заметят, как целый час проведут в движении. Сейчас важная задача организма — стимулировать укрепление мышц, развитие скелета, а для этого необходимы ежедневные тренировки. Родителям не нужно ограничивать малыша в двигательной активности.

Необходимость физического развития

Необходимо физическое и психическое развитие необходимо для того, чтобы личность ребенка сформировалась правильно. Недостаток движений, невозможность владеть своим телом сказывается на психике детей.

Дети в 4 годика уже осознают себя, умеют немного видеть со стороны. Нет физической активности — малыш вялый, часто болеет, слабый, на фоне сверстников выглядит неумелым, застенчивым.

Это плохо сказывается на его самооценке, мешает ему правильно общаться, заводить друзей.

Достаточная физическая подготовка дает уверенность в себе. Это не какой-то фокус психологов, а вполне реальный факт. Спортивные тренировки, зарядка, физкультура развивают координацию движений, повышают реакцию и концентрацию. Так человек чувствует себя уверенно в своем теле. Даже для ребенка 4-5 лет это важно.

Занятия физкультурой помогают малышу поддерживать нормальный вес. Из-за пассивного образа жизни, недостатка движений часто начинаются проблемы с весом еще в раннем возрасте. Потом это отрицательно скажется на функционировании эндокринной системы. К 4-5 годам дети теряют свой «детский жирок», тело вытягивается. Это нормально, не стоит переживать. Потеря в весе может быть в пределах 2 кг.

Что уже умеет кроха

Физическое развитие малышей 4 лет отличается от 5-летних. Давайте рассмотрим оба возраста, чтобы увидеть прогресс ребенка всего за 1 год. Итак, что ребенок умеет в 4 года:

  • хорошо бегает, но все еще имеет проблемы с координацией;
  • выполняет некоторые простые гимнастические упражнения: преодоление препятствий, мостик, стойка на одной ноге…;
  • может пробежать до 150 метров;
  • прыгает вперед и назад, может сделать 5-6 прыжков вперед подряд;
  • умеет лазить по шведской стенке, правда, ручки еще слабые;
  • делает кувырок вперед.

Прошел всего один год – малышу теперь 5 лет. Что он умеет:

  • бежит уже 200-250 метров без остановки, на бегу может перепрыгнуть через небольшое препятствие;
  • движения более уверенные, ребенок реже падает;
  • развивается равновесие – кроха может пройтись по бревну;
  • прыгает через скакалку, крутит обруч;
  • любит упражнения на шведской стенке: может часами лазить, спрыгивать.

Для ребенка интерес к движениям — это нормально. Не принуждайте кроху 4-5 лет сидеть спокойно и играть в тихие игры. Это приведет к тому, что малыш будет перевозбуждаться, плохо спать ночью.

Движения — возможность сбросить напряжение, дать выход энергии. Если малыш не посещает садик, то обязательно ходите с ним гулять на улицу.

На площадке он сможет побегать, полазить, поиграть с другими детьми в активные игры.

Простые упражнения

Чтобы физическое развитие проходило правильно, с ребенком нужно заниматься. У детей в детском садике обязательно будут простые уроки физкультуры, где воспитатель показывает простейшие упражнения. Такие уроки длятся 15-20 минут, также часто устраиваются «спортивные минутки», чтобы дети немного отдохнули от занятий.

Точно так же с малышом можно заниматься дома. Например, утром папа делает зарядку. Пригласите малыша позаниматься с вами. Самые простые упражнения для ребенка 4-5 лет:

  • 5 приседаний;
  • наклоны в разные стороны;
  • «мельница», повороты с вытянутыми руками;
  • постоять на одной ноге, поменять ногу;
  • прыжки на одной и двух ногах;
  • бег на месте (1-2 минуты).

Так можно заниматься дома или даже на спортивной площадке. Когда кроха сможет без труда справляться с упражнениями, вводите что-то новое. Например, предложите потихоньку пробежать круг вокруг стадиона.

Такие упражнения для детей полезны не только с точки зрения физического развития. Они помогают концентрироваться, ставят некую задачу перед малышом. Ему хочется научиться делать что-то лучше, быстрее – это дает достаточное волевое развитие, стимулирует силу воли.

Этого делать нельзя

Родителям, которые занимаются физкультурой с малышами, нужно помнить несколько простых правил.

  1. Нельзя заниматься, если у ребенка простуда, он болеет. Это сильная нагрузка на сердце и легкие.
  2. Малышу 4-5 лет? Подбирайте для него только простые упражнения, рассчитанные на его возраст.
  3. Не более 5 повторений для малыша 4 лет, не более 10 – для 5 лет.
  4. Если малыш жалуется, что ему тяжело, то лучше уменьшить нагрузку. Нельзя настаивать, заставлять, особенно если ребенок жалуется на боль.
  5. Не ругайте кроху, если что-то не получается.

Конечно, вам нужно правильно мотивировать ребенка, чтобы ему хотелось заниматься. Расскажите, зачем вы это делаете: чтобы быть здоровым, быстрее вырасти. Просто заставлять детей разниматься, без разъяснений — это неправильно.

Постройте ваши занятия в виде игры, устраивайте небольшие соревнования. Дайте малышу победить. Указывайте на все ошибки мягко, показывайте, как делать правильно. Он еще не может относиться к занятиям критично, так что просто четко, медленно показывайте упражнения.

Источник: https://rebenkoved.ru/fizicheskoe-razvitie/fizicheskoe-razvitie-doshkolnikov.html

Особенности развития ребенка в 5 лет

Физическое развитие в 5 лет

Когда ребенку исполняется 5 лет, родителям рекомендуется проверить уровень его физического и психического развития, а также проконтролировать, как совершенствуется внимание, логика, память и мышление. Это можно сделать с помощью простых тестов. Если у малыша имеются проблемы с их выполнением, родители успеют подтянуть его с помощью регулярных занятий.

К сожалению, многие упускают эту возможность и начинают заниматься с ребенком всего за несколько месяцев до школы.

Малыша перегружают большим количеством информации и требований, он быстро переутомляется, и в результате у него может сформироваться негативное отношение к учебному процессу.

По этой причине проводить развивающие занятия с ребенком рекомендуется именно с пятилетнего возраста, когда времени для подготовки к школе еще предостаточно, и ее можно организовать без чрезмерных нагрузок.

Показатели нормального уровня развития ребенка в 5 лет

Оценивать уровень развития ребенка в 5 лет можно с помощью специальных тестов. Каждая группа заданий направлена на проверку определенного критерия детского развития и охватывает набор показателей, а также навыков и умений, которыми ребенок должен обладать в пятилетнем возрасте.

Физическое развитие. В 5 лет ребенок помимо нормальной ходьбы, бега и прыжков должен уметь играть с мячом, кататься на велосипеде, ходить и бегать по лестнице.

При нормальном физическом развитии ребенок в 5 лет обладает хорошим чувством равновесия, например, может почти так же ловко, как и взрослый, пройти по узкой доске. Нормы роста для мальчиков составляют 106–116 см, для девочек – 102–111 см.

Мальчики в этом возрасте должны весить от 16, 4 до 19,7 кг, а примерный вес девочек должен составлять от 15,4 до 19 кг.

Психическое развитие. В 5 лет ребенок должен уметь оценивать свои поступки и делать успехи в контроле собственного поведения: проявлять чувства справедливости и сопереживания, а также отличать плохие поступки от хороших. Малыш уже умеет запоминать правила и следовать им.

Для нормального психического развития ребенка в 5 лет очень важна атмосфера в семье.

Если все члены семьи относятся друг к другу с уважением и спокойно решают конфликтные ситуации, дети этого возраста преимущественно находятся в хорошем настроении, часто демонстрируют оптимизм, уверенность в себе, интерес к окружающему миру и высокую социальную активность.

Социальное развитие. Пятилетний ребенок должен хорошо контактировать не только со своими ровесниками, но и с взрослыми людьми.

Обычно малыш показывает стремление помочь родителям и близким и с готовностью выполняет какие-либо просьбы и поручения.

При возникновении конфликтов ребенок реже упрямится и чаще проявляет уступчивость, с ним можно довольно легко договориться. Одиночным играм он предпочитает совместные игры со сверстниками или взрослыми.

Внимание. В возрасте 5 лет ребенку необходимо умение концентрироваться на определенном задании в течение минимум 15 минут.

Ему должны легко даваться игры на быстроту реакции и внимательность, например, хлопать в ладоши, когда среди ряда произносимых взрослым слов он слышит слова на букву «а».

Также ребенок должен уметь одновременно удерживать в поле зрения 8–10 предметов, точно копировать движения, находить отличия между предметами или рисунками.

Память. Ребенок должен легко запоминать 8–10 картинок, рассказывать по памяти короткие сказки, стихи, считалочки и скороговорки, описывать содержание картинок. В этом возрасте ребенок умеет в точности повторить текст из 3–4 несложных предложений.

Мышление. Пятилетний ребенок должен уметь находить и объяснять отличия между различными явлениями и предметами, самостоятельно складывать из конструктора заданные фигуры, находить среди ряда предметов лишний и объяснять свой выбор, группировать предметы по определенному признаку, понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок.

Развитие речи. В 5 лет ребенок с правильным речевым развитием уже умеет строить сложные предложения, а также составлять фразы из предложенных слов, выразительно рассказывать стихи, составлять небольшие рассказы.

Развивающие игры и занятия для ребенка 5 лет

Занятия с пятилетним ребенком рекомендуется проводить ежедневно, постепенно подготавливая его к учебе. Время занятий нужно увеличивать постепенно.

Сначала можно уделять им по 5–10 минут в день, предлагая ребенку одно или два простых задания. Затем следует увеличивать длительность развивающих игр и занятий, отводя им по 30–40 минут в течение дня.

Учить ребенка нужно не только основам школьной программы, важно также развивать его воображение и творческие способности.

Изучение букв и цифр. Пятилетнего ребенка пора учить различать звуки родного языка. Чтобы малышу было легко научиться читать, учить буквы следует не так, как они произносятся в алфавите, а так, как они звучат в словах, иначе впоследствии ему будет сложно складывать звуки в слова: например, вместо «ма» он будет произносить «эм-а». К 5 годам ребенок должен уметь считать от 1 до 9 и наоборот.

Развитие памяти, логики и мышления. Учите ребенка запоминать изображения (показывайте картинку и спрашивайте, что на ней изображено), разучивайте вместе с ним стихи и песенки, а также предлагайте задания, где малышу нужно проявить сообразительность.

Для этого придумывайте разные игры, в которых ребенку нужно определить, чем отличается один предмет от остальных, а также правильно сгруппировать предметы по определенным признакам (цвету, размеру) и т.п.

Как только ребенок начинает хорошо справляться с очередным заданием, немного усложняйте его.

Творческие занятия. Очень хорошо, если творческая деятельность ребенка сочетается с обучением.

Например, при изучении азбуки можно предложить малышу построить буквы из деталей конструктора, нарисовать их, вылепить из пластилина, вместе с ним слепить и испечь печенье в виде букв или цифр.

Для развития воображения с ребенком можно изготавливать различные поделки, предоставляя ему возможность проявить фантазию.

Развитие речи. К 5 годам у ребенка должно полностью сформироваться правильное произношение звуков. Если малыш произносит один или несколько звуков искаженно, необходимо обратиться к логопеду, который определит причину этого нарушения и составит программу для его исправления.

Также для полноценного развития речи ребенка 5 лет важно обучать новым словам и развивать у него способность грамотно и ясно излагать свои мысли.

Такие занятия очень легко проводить в простой и непринужденной форме, рассказывая ребенку что-нибудь новое, обсуждая с ним события дня или прочитанную сказку.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/osobennosti-razvitiya-rebenka-v-5-let.html

Что должен уметь ребенок в 5 лет: моторика, мышление и речь

Физическое развитие в 5 лет

Всех умений, навыков и знаний пятилетнего малыша не перечесть. В этом возрасте уже хорошо развита мелкая моторика: ребенок умеет правильно держать карандаш, проводить линии со слабым и сильным нажимом, с наклоном в разные стороны.

Он может объяснить смысл пословицы, сделать аппликацию, безопасно пользуясь ножницами, без помощи взрослых сложить пазлы и мозаику, из конструктора выстроить фигуру по образцу.

Он находит сходства и отличия между предметами, исключает лишнее, определяет последовательность событий, отгадывает загадки — одним словом, мыслит, познает, развивается. Малыш хорошо знает названия животных, птиц, растений, явления природы.

Даже такие абстрактные понятия, как «радость», «любовь», «сочувствие» укладываются в его картине мира. Он также способен переживать эти высшие чувства.

Развитие двигательных навыков

У ребенка этого возраста развиты три важнейших компонента двигательной активности — координация, скорость движения и равновесие. Что умеет малыш в 5 лет?

  • Во время движения выполняет другие действия: подпрыгивает, подбрасывает мяч, бьет им об землю.
  • Высоко прыгает, хорошо скачет на одной ноге, легко даются прыжки с места и разбега.
  • Взбирается без поддержки по подвесной лестнице.
  • Может поймать мяч двумя руками, но это не всегда получается.
  • Катается на роликах и двухколесном велосипеде без боковых колес.
  • Умеет прыгать на скакалке.
  • Танцует под музыку.

Пятилетнего малыша уже можно обучать сложным двигательным навыкам, записывать в спортивные секции. Дети в этом возрасте достигают успехов в плавании, катании на лыжах и коньках, спортивной гимнастике, танцах.

Также пятилетний ребенок овладевает повседневными навыками самообслуживания и личной гигиены:

  • самостоятельно одевается;
  • справляется с пуговицами и молниями;
  • завязывает шнурки;
  • аккуратно ест и пьет;
  • чистит зубы;
  • моет руки с мылом.

Восприятие мира и мыслительная деятельность

Что должен уметь ребенок в пять лет? Как развивается его мышление?

  • Зрительные реакции. К 5 годам зрение обостряется, дети хорошо знают и различают цвета, с большого расстояния могут разглядеть мелкие предметы и детали. Также в этом возрасте хорошо развиты движения глаз слева направо, это поможет при освоении навыка чтения.
  • Планирование действий. Если раньше действия малыша были спонтанными, теперь у него появляется способность строить планы, разделять занятие на этапы. Дети стараются довести дело до конца, потому что им теперь важен не только процесс, но и результат. Это важное волевое качество нужно развивать и поддерживать в ребенке.
  • Внимание. В этом возрасте ребенок может просидеть за любимым занятием 15 минут и более, не отвлекаясь. Поэтому уже можно приступать к обучению письму и чтению. Внимание все еще остается непроизвольным и избирательным. Волевым усилием заставить себя что-то слушать или делать ребенок пока не может. «Заставить» его может только любознательность, интерес и увлеченность. Перед родителями стоит задача — постепенно формировать произвольное внимание, вырабатывать усидчивость, концентрацию на объекте. Также важно, чтобы у малыша появилось сознательное переключение внимания с одного объекта на другой. Этот навык понадобится ему в учебной деятельности.
  • Мышление. В трехлетнем возрасте преобладает наглядно-действенный тип мышления: чтобы мыслить о предмете, нужно его видеть, а еще лучше держать в руках. Затем развивается наглядно-образное мышление, когда достаточно образов в памяти, которыми ребенок оперирует. В 5 лет формируется словесно-логическое мышление. Ребенок пользуется понятиями, анализирует, сравнивает, обобщает, устанавливает причинно-следственные связи — это один из сложнейших типов мышления, который еще будет развиваться.
  • Время и пространство. Дети этого возраста ориентируются во времени суток, знают названия дней недели, месяцев. Но время они воспринимают иначе, оно течет для них медленнее, чем у взрослых. Пространственное восприятие связано с развитием правого полушария мозга. Считается, что мальчик этого возраста лучше ориентируется в пространстве, чем девочка, поскольку у него более развито правое полушарие.
  • Память. В этом возрасте память характеризуется непроизвольностью. Если информация неинтересная или непонятная, ребенок быстро все забывает. Запоминается то, что нравится, впечатляет, оставляет позитивные эмоции. Также в этом возрасте уже можно наблюдать, что у кого-то лучше развита зрительная память, у кого-то — слуховая. Одни дети запоминают механически, другие — подпитывают память эмоциями. Важно развивать все виды памяти. Не менее важно, чтобы малыш нашел внутреннюю мотивацию запоминать информацию и пользоваться ею. В этом возрасте дети быстро запоминают стихи и песни, пересказывают текст.
  • Воображение. Этот тип мыслительной деятельности связан с развитием правого полушария. Воображение — база для творческого мышления, индивидуального, уникального восприятия мира. У малышей примерно до 7 лет сохраняется так называемый мифологический тип мышления: им нужно прожить период сказки и чудес в своей жизни. В этом возрасте дети любят много фантазировать и сочинять. Поэтому малыши так любят сюжетно-ролевые игры. И если раньше их организовывали взрослые, теперь дети самостоятельно придумывают сценарии и роли.

Пятилетний ребенок относится к группе старших дошкольников. Родители в первую очередь беспокоятся об интеллектуальном развитии малыша, его готовности к школе, обучают чтению, счету, письму.

Но намного важнее в этом возрасте социальная адаптация ребенка, его умение общаться со сверстниками и взрослыми, способность быть в команде, играть по правилам, придерживаться морально-этических норм поведения.

Подготовка к чтению и письму

В 5 лет ребенок интеллектуально готов к освоению грамоты. Какие предпосылки для этого уже есть?

  • Развитая фразовая речь. Малыш хорошо понимает и воспроизводит речь. Важны в этом возрасте игры со сверстниками, которые стимулируют развитие речи, желание общаться, что-то рассказывать и слушать других.
  • Внимательное слушание. Малыш в 5 лет должен уметь внимательно слушать. Этот навык крайне важен для освоения чтения, поскольку он формирует у детей умение различать, распознавать звуки на слух. Развивать навык внимательного слушания можно при помощи песен, аудиосказок, сюжетно-ролевых игр.
  • Угадывание слов с первой буквы или слога. В 5 лет малыш может по начальным звукам узнавать слова. Для развития этого навыка можно читать загадки, давать задания с описанием предмета, который ребенок должен угадать. Например, такое задание: этот предмет лежит в комнате, он мягкий, у него длинные уши, начинается на букву «з» (заяц). В непринужденной игровой форме ребенок легко может выучить алфавит.

предпосылка — это желание учиться читать и писать. В этом возрасте у большинства детей в первую очередь возникает внутренняя мотивация к освоению чтения. Ребенок открывает книгу, видит интересные картинки, в нем просыпается любопытство — «что же там написано, о чем там речь»?

Речевое развитие ребенка в 5 лет

Как развиваются речевые навыки ребенка в 5 лет?

  • Расширение словарного запаса. В активном словаре уже около двух тысяч слов. Дети легче усваивают и понимают конкретные существительные. Существительных, обозначающих абстрактные понятия, в их речи пока мало. Больше появляется глаголов, прилагательных и наречий. Малыш уже умеет описать предмет и его качества, охарактеризовать действия, дать личную оценку происходящему. Ребенок учится рассуждать, что связано с развитием образного мышления и логики.
  • Грамматика. В 5 лет ребенок правильно склоняет существительные и прилагательные по роду и падежу. Правильно употребляет формы множественного числа, будущее и прошедшее время, сослагательное наклонение. Все грамматические сложности родного языка даются ему легко. Из набора слов ребенок может составить предложение, правильно употребляя пространственные предлоги (в, за, под, над, на).
  • Освоение сложных синтаксических конструкций. Раньше ребенок составлял только простые предложения. Теперь пробует строить сложносочиненные конструкции с союзами «и», «а», «но». Также употребляет в речи сложноподчиненные предложения с союзами «чтобы», «если», «потому что». Пятилетний малыш может строить вопросительные и восклицательные предложения.
  • Произношение звуков. В 5 лет дети умеют четко и чисто выговаривать все звуки, определять мягкие и твердые, согласные и гласные. Но бывает, что пятилетние малыши не произносят сонорные звуки («р», «л»), еще реже требуется постановка шипящих и свистящих. Какова причина дефектов речи? Чистота произношения зависит от развития носоглотки и челюстных костей, состояния мышц языка, глубины и силы дыхания. Также проблемы могут корениться в нарушениях фонематического слуха, когда не различаются некоторые звуки и заменяются похожими. Если малыш говорит нечетко и невыразительно, не произносит какие-то звуки, глотает или переставляет слоги, следует обратиться за помощью к логопеду.

Для речевого развития важно языковое окружения и постоянное общение. Чтобы малыш знал и любил родной язык, необходимо читать книги, слушать песни и сказки, общаться, пересказывать тексты. Эмоциональная связь с родным языком есть у каждого, она закладывается с раннего возраста на подсознательном уровне. Нужно лишь помочь малышу открыть для себя богатство языка.

Что может ребенок в 5 лет? Он искусно овладел навыками крупной моторики и теперь способен осваивать разные виды спорта. У него хорошая эмоциональная память, воображение, образное мышление, развитая устная речь, он учится читать, считать, писать. В этом возрасте малыш уже оценивает себя как личность, получает бесценный опыт социальной адаптации, общения со сверстниками.

Источник: http://kids365.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-5-let/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.