Формирование личности и интеллекта

Содержание

Развитие интеллекта и мышления

Формирование личности и интеллекта

Интеллект

Развитие интеллекта зависит от ряда факторов, которые обнаруживают тесную связь друг с другом…

4 256 30 ноября 2015

Под интеллектом обычно понимают способность к эффективному обучению, освоению полезных навыков. Каждый человек обладает индивидуальным интеллектом, позволяющим ему достигать определенных вершин, на которые нацелена именно его личность.

Люди изначально не равны по своим интеллектуальным способностям. Глупо и совершенно неправильно было бы сравнивать одного человека с другим по умственным показателям. В данной статье будет рассмотрен вопрос, от чего зависит интеллект и мышление человека.

Процесс развития интеллекта занимает особую позицию в становлении индивидуальности личности,  зависит от ряда факторов, которые обнаруживают тесную связь друг с другом.

Генетические и врожденные характеристики

Сюда относят отличительные особенности отца и матери, которые в момент оплодотворения оказывают весьма значительное воздействие на формирование интеллектуальных способностей будущего ребенка.

Наследственная информация – это своеобразный фундамент формирования личности. Она закладывается в период формирования плода и ее особенности изменить невозможно. От родителей ребенку передается цвет глаз, волос, какие – то умственные способности.

Иногда случаются хромосомные аномалии, приводящие к появлению на свет малыша с синдромом Дауна. Перенесенные болезни в период беременности (например, краснуха) так же негативным образом сказываются на умственном развитии младенца, как и употребление матерью алкоголя, табака и лекарственных препаратов.

Развитие интеллекта во многом зависит от родителей.

Факторы окружающей среды в развитии интеллектуальных способностей

Всякое развитие начинается еще в утробе матери. Формирование интеллектуальных способностей получает свое полное проявление в период освоения ребенком социальных навыков – это, как правило, важный момент от одного года до семи лет.

На развитие интеллекта в той или иной степени влияют следующие компоненты.

Социальный статус семьи

Многочисленными исследованиями доказано, что обстановка внутри семьи оказывает самое прямое воздействие на развитие детского интеллекта.

Если ребенок воспитывается у родителей, которые понимают ценность каждого прожитого дня и стремятся дать своему малышу все самое лучшее, то он с детства впитывает в себя модель победителя.

У него каждый день имеется перед глазами пример, которому можно следовать для достижения удовлетворительных результатов.

Большое значение приобретает тот факт, насколько сами родители думают о счастливом будущем своего чада, стараются ли предпринимать необходимые шаги для его умственного становления.

Формирование интеллекта ребенка – это долгий и кропотливый процесс, требующий максимальной самоотдачи и дисциплинированного подхода.

На самом деле лишь единицы понимают, что развитие интеллектуальных способностей и мышления – ответственность самих родителей, которые готовы посвящать малышу время, нацеливать его на новые победы.

Когда имеет место неблагополучная обстановка в семье, то малышу оказывается изначально достаточно тяжело сориентироваться в ценностях. Ему необходим положительный опыт переживания, а его в данном случае просто неоткуда взять. Такой ребенок постоянно испытывает трудности в процессе социального взаимодействия, у него наблюдается в той или иной мере задержка психического развития.

Чем выше социальный статус семьи, тем больше шансов у маленького человечка найти свое место в мире, сделаться по – настоящему успешной личностью, живущей в гармонии с собой и окружающим миром.

Особенности питания

Не секрет, что наше самочувствие во многом определяется тем, какую пищу мы употребляем в течение дня. Некоторые продукты показаны для усиления мозговой активности, другие ее снижают.

Родители, для которых развитие ребенка является одной из главных задач, несомненно, будут уделять этому пункту достаточно пристальное внимание.

Растущему организму необходимо получать все необходимые вещества для полноценного роста и развития: витамины, микроэлементы, минералы и т.д.

Если ребенок с детства приучается питаться правильно, регулярно ест горячую пищу, то в будущем сможет избежать многих заболеваний, таких как гастрит, различные нарушения работы желудка. Умственный процесс усиливает потребление в разумных пределах шоколада, орехов.

Психическая стимуляция

Речь идет о поддержке взрослых. Когда она есть, развитие умственных способностей идет полным ходом и дает ожидаемые результаты.

Известно, что в детских домах дети страдают от недостатка внимания, поэтому их развитие по понятной причине задерживается.

Любому ребенку важно, чтобы его принимали таким, какой он есть, а не старались переделать какие – то неугодные обществу личностные особенности.

Число детей в семье так же имеет значение. Замечено, что чем больше семья, тем меньше шансов у конкретного ребенка достичь значимых результатов.

Это происходит по той причине, что когда у родителей много детей, не всегда удается каждому уделить достаточно внимания. Иногда невозможно сразу заметить какие – то изменения в их настроении, распознать истинные причины поступков и действий.

Одному ребенку можно посвятить всего себя полностью и с такой родительской поддержкой личность многого достигнет в жизни.

Как развивать интеллект: эффективные способы

Мышление занимает главенствующую позицию в процессе развития интеллекта. Эти два понятия обнаруживают тесную взаимосвязь и во многом обусловливают друг друга. Умение анализировать, сопоставлять, обобщать материал невозможно без развития мышления, без формирования гибкого, критического ума.

Польза  самообразования

На самом деле только немногие люди готовы учиться всю жизнь. Однако это непременное условие, если вы хотите сохранить свой интеллект на высоком уровне.

Если интеллектуальными способностями не заниматься, не уделять им достаточно внимания, то постепенно их уровень снижается. Сначала ухудшается память, появляется чувство лености и нежелания что – либо познавать.

Затем личность вдруг обнаруживает, что ей достаточно трудно вспомнить какие – либо события или детали.

Самообразованием нужно заниматься постоянно, если вы хотите достичь ощутимого эффекта в будущем. Известно, что человек использует не больше 4 – 5 % своего разума. Остальные 95 % — это то, что никогда не осознается и не задействуется головным мозгом.

Невозможно представить себе жизнь без мышления, однако только у людей интеллектуального труда есть реальные шансы задействовать свои мыслительные способности по-максимуму. Старайтесь больше читать, узнавать что – то новое и немедленно применять это на практике.

Чем больше усилий вы приложите сейчас, тем легче вам придется в тот момент, когда достигнете преклонного возраста. Люди интеллектуального труда стареют медленнее, чем их сверстники, признающие только физическую нагрузку.

Развитие позитивного мышления

Наша жизнь не обходится без сюрпризов. Иногда внезапно возникшие обстоятельства могут выбить из колеи, лишить последних моральных сил. В эти минуты так важно собрать свою волю в кулак и направить энергию на решение важной задачи.

Разве можно здесь обойтись без позитивного мышления? Такой подход к жизни может помочь в трудной ситуации, подтолкнуть в нужном направлении.

Умение мыслить конструктивно – залог успеха в любой деятельности и одновременно секрет уверенности в себе.

Развитие – это процесс, которым можно управлять и регулировать его течение. Умение встретить с улыбкой трудную ситуацию уменьшает стресс, способствует поддержанию внутренних сил организма.

Умение во всем видеть перспективы

Данный навык является определяющим звеном в цепочке движения к успеху. Если личность настроена искать во всем лучшее, то ее мышление будет целиком и полностью направлено в сторону анализа имеющихся перспектив. На самом деле жизнь всегда готова предложить нам что – то хорошее и значимое.

Другое дело в том, способны ли мы сами это увидеть и оценить. Конструктивное мышление во многом способствует формированию интеллектуальных способностей, у человека появляется потребность расширять свой кругозор.

Можно составлять список идей, которые хаотично приходят в голову, а потом моделировать из них совершенно новое направление в деятельности или творчестве.

Развитие мышления и интеллекта – это главная задача, которую должен поставить себе современный человек, стремящийся к личностному росту и самосовершенствованию. Без этих значимых компонентов не будет возможно достижение длительного, полноценного успеха в жизни.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/intellekt/razvitie-intellekta.html

Интеллектуально-личностное развитие: умственная работоспособность плюс успешное преодоление трудностей

Формирование личности и интеллекта

Что такое интеллектуально-личностное развитие? Как личность может повлиять на развитие собственного интеллекта, возможно ли это в принципе? Интеллект помогает не только решать школьные задачки, но и является качеством, которое позволяет приспособиться индивиду к трудной жизненной ситуации. Оно позволяет использовать наиболее оптимально полученный ранее опыт. При этом интеллект оперирует такими инструментами, как мышление, память, внимание, воображение.

Какими способами можно повысить интеллект, и возможно ли это во взрослом возрасте? В следующей статье мы рассмотрим основные инструменты, повышающие производительность умственного труда в разы, и делающие интеллектуальную работу источником личного успеха.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION – лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

Развитие памяти

Хорошая память – обязательный элемент, без которого невозможно интеллектуально-личностное развитие. Когда-то известный ученый Нейман, специализирующийся в области математики и кибернетики, сделал интересное утверждение. Согласно его словам, в человеческом мозге умещается память объемом в 1020 информационных единиц.

Это означает, что каждый человек в состоянии запомнить информацию, содержащуюся в миллионах книг Ленинской библиотеки. Поначалу такое утверждение может показаться сущей фантастикой.

Но если обратиться к истории, то можно найти немало персонажей, которые действительно натренировали свою способность к запоминанию до невероятных параметров.

Общеизвестный факт – Юлий Цезарь и Александр Македонский помнили имена каждого из своих солдат своей армии – а это до 30 тыс. служащих. То же самое историки утверждают и о персидском царе Кире.

Сенека мог повторить ряд из 2 тысяч не связанных между собой слов, услышав их всего лишь один раз. Отечественный академик С.А.

Чаплыгин мог вспомнить номер телефона, который он набирал единожды пять лет назад.

Но, пожалуй, самой выдающейся способностью к запоминанию был наделен журналист С.В. Шерешевский. Три десятка лет он находился под наблюдением великого нейропсихологи А.Р. Лурии.

Память Шерешевского была практически безгранична. Он легко запоминал ряды из 20-30 чисел, бессмысленных слов, цветов, формул. Например, таблицу в 20 цифр за 35-40 секунд.

Однако случай Шерешевского скорее можно отнести к разряду феноменальных.

Способы улучшить память

Но интеллектуально-личностное развитие необходимо не только гениям. Как повысить способность к запоминанию обычному человеку? Рассмотрим по порядку законы улучшения памяти.

1. Осмысление. Это один из самых простых законов. Воспользоваться им значит максимально сблизить память и мышление.

Например, прежде чем читать книгу, вы думаете заранее: о чем она может быть написана? Далее, вы делаете собственные прогнозы после прочтения первой главы – это также поможет развить навык мышления.

Он незаменим в таких областях, где необходимо быстро и качественно обрабатывать информацию, а также в сфере обучения. Отрицательным примером может послужить «зубрежка», при которой запоминающиеся без осмысления данные практически не остаются в долговременной памяти.

2. Интерес. Чтобы поглощать знания в больших количествах, нужно приступать к этому процессу с интересом.

Но тогда возникает закономерный вопрос: а каким же образом возможно пробудить этот интерес? Интерес – это не праздное любопытство по типу «а что там происходит в квартире у Ивановых?».

Это серьезная личная заинтересованность, которая сопряжена с глубинными потребностями человека. Необходимо связать запоминаемый материал с насущной целью, к которой вы стремитесь в будущем.

3. Увеличение объема знаний. Чем больше человеку известно в той или иной сфере, тем легче ему будет запоминать новую информацию. Память можно образно представить как кладовку. Так делали военачальники Наполеон и Суворов.

Наполеон говорил: «Разные дела уложены у меня в голове, словно по полкам. Мои дела не перемешиваются и не мешают друг другу». При этом Наполеон никогда не страдал от бессонницы. «Когда я ложусь спать, я закрываю все ящики».

Научиться классифицировать полученные знания – непростая задача. Для этого при знакомстве с материалом необходимо соотнести его с теми данными, о которых уже известно по этой теме.

Студенты-новички медицинских факультетов отчаиваются от обилия информации по анатомии. Многие из них по этой причине даже сбегают из медов. Но те, кто учится систематизировать информацию, привыкают держать свою «кладовую ума» в порядке.

Миф о невозможности освоить анатомию рассеивается.

Увеличить сосредоточенность

Концентрация внимания – еще одно необходимое требование для любого интеллектуального достижения. Интеллектуальное развитие человека происходит только при условии сосредоточенности на предмете. Рассмотрим несколько методов, которые позволят улучшить сосредоточенность и мотивацию, а тем самым и повысить продуктивность интеллектуальной работы.

1. Сокращение количества поставленных задач. Хорошо, если их будет не более пяти-шести на ближайшие три месяца. Почему именно это число? Во-первых, сознание не может концентрироваться одновременно на больших объемах информации.

Три месяца – это срок, в течение которого можно быть сфокусированным на цели без опасности «выгорания», так как цель не надоест. Кроме того, этот срок позволяет увидеть реальные успехи. Что обеспечит мотивацию двигаться дальше.

Множество программ для развития личности рассчитаны как раз на эту цифру – три месяца. Например, программа для похудения.

2. Определение главной, или «ключевой», цели. Эта цель должна давать настолько много энергии, чтобы ее хватало на достижение и второстепенных целей. Ведь, если вы посмотрите на список своих задач, то наверняка заметите нечто общее между всеми ними. Ключевая цель – это та, которая помогает добиться осуществления остальных задач.

3. Следующее упражнение, которое поможет увеличить сосредоточенность на любой задаче – это ответ на вопрос «Почему?». Необходимо четко понимать, что вам даст изучение хинди, программирования или экономической теории.

Обычно ответы приходят интуитивно.

Но если на этом этапе возникают трудности, можно расширить вопрос, добавив еще несколько пунктов: что мне даст выполнение этой задачи? Что я буду чувствовать, когда моя цель станет реальностью? Какие новые горизонты откроются передо мной?

4. Визуализация цели. Чтобы разум был полностью сконцентрирован на решении задачи, необходимо как можно более четко представить себе конечный результат.

Подсознание в миллионы раз мощнее сознания, а оно, как известно, мыслит образами.

Для визуализации можно воспользоваться разными подручными средствами: создать «коллаж мечты», носить фотографии или вырезки из газет в кошельке. К ним же можно подписать нужные аффирмации.

Тайм-менеджмент: два часа для себя

Так называемое «решение двух часов» — это концепция, которая позволит сделать оптимальной планирование любой деятельности. Интеллектуально-личностное развитие – это деятельность, которая не должна растягиваться на долгие годы.

Но чтобы видеть ощутимые результаты своего труда, без навыков управления временем не обойтись. Гуру личностного роста Стивен Кови говорил: «Все в жизни человека создается два раза – сначала в воображении, а затем и в реальности».

Например, сначала архитекторы чертят план здания, а через несколько лет оно радует жителей.

Это же относится и к нашей жизни. Сначала мы проектируем свою неделю, затем она становится реальностью. Концепция «двух часов» предполагает, что в течение этого времени вы будете заниматься исключительно планированием следующей недели. Кому-то два часа покажутся непозволительной роскошью. Однако они принесут неоценимую пользу.

Интеллектуально-личностное развитие может включать в себя различные аспекты: изучение иностранных языков, программирования, танцев, различных научных дисциплин. Как сделать ощутимый скачок в этом направлении? Только тщательно спланировав свои занятия на неделю вперед, затем еще на неделю, и так далее.

Способ «двух часов» должен применяться в конце одной недели перед началом следующей. Что необходимо делать в это время? Во-первых, вспомнить о целях – в том числе о ключевой. Реально рассмотрите свои дела на предстоящее время.

Подумайте о том, каких результатов нужно достичь, какие конкретные действия для этого должны быть выполнены. Распишите все по дням и по часам. Интеллектуально-личностное развитие также требует времени, поэтому уделите внимание и такому пункту, как самосовершенствование.

Это может быть чтение специальных книг, прослушивание аудиозаписей, поход к коучу или психологу.

Настойчивость в решении задач

Настойчивость является необходимой чертой, которая обуславливает интеллектуально-личностное развитие, и по сути представляет собой самодисциплину в действии. Она является способностью продолжать идти вперед, несмотря ни на какие обстоятельства. Такая самодисциплина совершенно необходима для развития личности.

При этом она прямо пропорциональна уровню самооценки. Когда вы заставляете себя, к примеру, решать алгебраические уравнения с целью улучшить способности к логике, ваша самооценка становится выше. Рост самооценки происходит во всех случаях, когда вы заставляете себя делать что-либо вопреки лени, депрессии, обстоятельствам.

Настойчивость можно развить при помощи установок и позитивных аффирмаций. Самая простая из них, и в то же время мощная – «Я никогда не сдамся!». Прежде чем настанет тот момент, когда интеллектуальное развитие человека принесет первые плоды, всегда приходится проходить своеобразную «проверку на прочность».

Она может напоминать внезапное испытание, которое будто бы обрушивается на голову и ломает все планы. Приходит время доказать, кем вы являетесь на самом деле.

Например, таким испытанием может быть дотошный крик ребенка за стеной квартиры, при котором вы продолжаете преследовать свою цель и упорно продолжать решать алгебраические уравнения, не отвлекаясь на этот стимул.

Теории личностного развития в психологии уделяют разное внимание теме настойчивости, однако история человечества пропитана примерами, показывающими, что наличие самодисциплины – это аксиома в достижении успеха.

Интеллектуально-личностное развитие и самонастроение

Мозг – это машина, которой можно легко управлять при наличии определенных знаний. Что любит мозг? Правильно, получать удовольствие. Похвала, позитивные переживания, развлечения и новые эмоции – все это необходимое «питание» для мозговой активности.

Занятия, которые приносят удовольствие, провоцируют выброс дофамина и серотонина.

Для контраста спросим себя, сможет ли достичь высоких результатов в написании контрольной работы студент, находящийся в глубокой депрессии по поводу разлуки с любимой девушкой? В большинстве случаев, мысли студента будут заняты только одним – и вряд ли это будет изучаемый предмет.

Приводить мозг в состояние боеготовности можно также при помощи позитивной лексики. Как это сделать? Нужно выбирать слова, которыми вы в данный момент описываете реальность, сознательно.

Вместо того, чтобы называть себя «тупицей», замените это определение на «умницу». Слово «растерянность» замените на «уверенность». Выражение «я глуп» пусть превратится в «Я полон открытий».

Это упражнение достаточно простое, однако оно оказывает на подсознание огромное влияние. Аффирмации позволяют мозгу функционировать на все сто процентов.

https://www.youtube.com/watch?v=TmBWLKwyHlE

Вспомните отличников, которые учились с вами энное количество лет назад. Скорее всего, они продолжали быть отличниками до самого выпуска.

И одной из причин тому был не только их высокий интеллект, но и постоянное получение похвалы от родителей и учителей. Скорее всего, подобная судьба – но лишь наоборот – преследовала и двоечников.

Получая плохие отметки, они также испытывали на себе действие отрицательной обратной связи от учителей. Что не могло не сказаться на их «успехах» в дальнейшем.

Вывод

Несмотря на то, что уровень интеллекта в очень малой степени поддается увеличению во взрослом возрасте, есть неисчислимое количество способов воспользоваться своим мозгом по максимуму. Влияние инструментов, которые увеличивают умственную работоспособность, трудно переоценить. Их использование приносит успех и нужные результаты в самый кратчайший срок.

Так же вам может быть интересно:

Источник: https://zazama.ru/razvitie-lichnosti/intellektualno-lichnostnoe-razvitie.html

Умственное развитие: понятие, норма и отклонения. Умственные способности и интеллект

Формирование личности и интеллекта

Каждый человек – это личность, со своими особенностями, характером, жизненными убеждениями, целями и мыслями. Чтобы лучше его узнать, нужно ближе познакомиться посредством общения. В процессе, которого по мимике, жестам, манере держаться, при умении слушать раскроется и уровень его умственного развития и интеллекта.

Это две характеристики, которые отражают навыки индивида к умственной деятельности.

Что такое интеллект и умственное развитие

Определенно их можно улучшить и повысить благодаря самосовершенствованию.

Умственное развитие предполагает комплекс знаний и навыков, который формировался в процессе их получения.

В переводе с латыни – познание, понимание. И означает совокупность потребностей к оценке, анализу и разрешению ситуации. Термин объединяет все познавательные процессы человека: память, речь, мышление, воображение, внимание, а также восприятие.

Отсюда следует что, человеческий интеллект – это определенная система навыков, которая позволяет приспосабливаться к новым обстоятельствам, процессу обучения, основываясь на полученном опыте, благодаря которым осуществляется управление различными сложившимися жизненными условиями.

Термин «интеллект» можно раскрыть тремя характеристиками:

  1. Биологическая. Это умение осознанно подстраиваться под ситуацию;
  2. Воспитательная. Способность к процессу обучения.
  3. Структурный подход. Его автор Альфред Бине французский психолог. Интеллект – это способность приспособления средств к достижению цели. Другими словами, это комплекс определенных навыков.

Делаем вывод, что интеллект определяется масштабной способностью к разумному действию, рациональным мыслительным процессом и умелым преодолением жизненных ситуаций.

Умение распознать сюжет любимого фильма, с полуслова понять собеседника либо без труда объяснить, о чем книга – это качества, демонстрирующие умственные способности.

Для начала дадим определение термину

Это способность индивида к распознанию, анализу и принятию верного разрешения ситуации. Умственные способности объединяют все когнитивные процессы человека. К ним относятся: мышление, воображение, чувствование, понимание и представление.

Теперь разберем некоторые моменты, влияющие на уровень умственных способностей

Нет четкого определения данного термина, ученые спорят, от чего зависит уровень. Зато существует три критерия, которые его определяют:

  1. Познавание. Это способность к пониманию и анализу речи иного индивида либо осознанию прочитанной книги, допустим;
  2. Здравомыслие. Характеризуется умением трезво оценивать ситуацию, выделять положительные и отрицательные моменты, и сохранять объективность в экстремальных обстоятельствах;
  3. Память. Возможность к запоминанию нужной и важной информации. Умение воспроизвести ее в требуемый момент времени.

Мы разобрались, что влияет на уровень умственных способностей, а теперь узнаем, как их измерить.

Измерение интеллектуальных способностей посредством IQ – теста

На сегодняшний день удачно практикуется во многих компаниях IQ – тестирование рабочего персонала. Дети также могут проверить свой интеллектуальный уровень. Да, вокруг ходит много споров, но все же он имеет место.

Ответ выражается, полученной по итогу прохождения теста, цифрой. Средний результат варьируется от девяноста до ста десяти. Если коэффициент выше ста тридцати, то человек имеет наивысшие способности. Все показатели вниз от отметки девяносто показывают, что интеллектуальные способности ниже среднего.

Но не стоит отчаиваться, потому что интеллектуальное умственное развитие можно повысить.

Какими способами его возможно улучшить

Учеными были доказаны факторы, способствующие их ухудшению, это долговременное бездействие, физические и психологические отклонения, старость.

Но есть способы, позволяющие удерживать их на должном уровне и улучшать:

  1. Разгадывание ребусов, шарад, кроссвордов, различных задач;
  2. Работа со специально разработанными компьютерными программами, которые улучшают мозговую работоспособность;
  3. Хобби, любимое занятие. К примеру, посещение разных тренингов, развивающие игры;
  4. Специальные комплексы упражнений, дающих физическую нагрузку.

Получив неудовлетворительный результат теста IQ, не стоит расстраиваться. Необходимо тренировать ум: это решение логических задач, чтение научных и художественных книг, изучение языков. Нужно заниматься самосовершенствованием постоянно. И, конечно же, придерживаться здорового питания и много отдыхать.

А теперь поговорим о том, как развить способности ребенка

Нельзя судить об умственном развитии малыша, который только родился, потому что он еще неспособен к действию. Определенно у него есть природные задатки.

Это заложенные от рождения особенности, в виде физиологических, анатомических, психологических свойств, которые будут надежно способствовать развитию талантов в какой-либо деятельности.

Допустим, чувство ритма и умение слышать музыку для танцев, быстрота реакция и точность двигательных движений для занятия определенным видом спорта и др.

Задатки потом выражаются в предрасположенности ребенка к любому роду занятия (танцы, рисование, пение). Это увлекает малыша, причем доставляет огромное удовольствие.

Для выявления данных талантов, ребенка необходимо погрузить в определенный процесс. Ну и, конечно же, их развитие будет происходить только при регулярном, системном занятии с преподавателем.

Но следует отметить, что какими бы природными задатками ни обладал ребёнок, без трудолюбия, дисциплины, воли, старания нельзя добиться высот. Порой, люди, не имеющие талантов, добиваются небывалых результатов благодаря силе воли и упорству.

В принципе мы раскрыли вопрос «понятие об умственном развитии ребенка», но еще можно кое-что добавить.

Ученые предполагают, что у малыша основа умственных способностей заложена на 50 – 60 %. Причем они имеют больше творческий характер, который не всем удается развить. И только от процесса воспитания будет зависеть, насколько они разовьются.

Об умственных способностях ребенка судят по количеству и качеству полученных знаний. С раннего возраста он совершенствует ум. На основании этого можно сделать вывод, что развитие способностей зависит от ряда социальных и биологических составляющих.

Это работа взрослых (родителей, педагогов) над умственным развитием детей, с целенаправленным намерением передачи и сообщения знаний. Обучение применять на практике полученные навыки. задача – развитие активного мыслительного процесса дошкольников.

Следовательно, умственное развитие и воспитание находятся в тесной взаимосвязи. Тут очень важно не перегружать мозг ребенка. Допущенные ошибки ложатся отпечатком на дальнейшей жизни дошкольника. Например, малыш был лишен игр с конструктором и строительным материалом. Впоследствии у него будет плохо развито пространственное воображение, что вызовет проблемы в изучении геометрии и черчении.

Поэтому для успешной учебы в школе, ребенку необходимо овладеть самостоятельностью, навыками и знаниями.

Подведем итоги:

  1. Человек с рождением получает определенный набор задатков, которые помогают в развитии способностей;
  2. Способности отображаются скоростью получения навыков для успешного исполнения действий. Развиваются в процессе деятельности, которую должны контролировать специалисты;
  3. Окружающая среда играет огромную роль в выявлении и развитии способностей ребенка. Это его окружение: родители, детский сад, школа;
  4. Только целеустремленность, усидчивость, старание, сила воли, желание помогут достичь успеха.

Хорошо, когда ребенок здоров, но, к сожалению, случается задержка умственного развития. Это беда не только для родителей, но и самих детей естественно. Ведь от этого они страдают сначала в детском садике, а потом и в стенах школы.

Что понимают под умственной отсталостью

Отсталое умственное развитие человека – это нарушение интеллекта, которое, к сожалению, необратимо.

Выделяют две основные клинические формы, которые различаются временем возникновения:

  1. Олигофрения. Возникает из-за внутреннего повреждения мозга ребенка на первых годах жизни. Здесь происходит нарушение развития интеллекта вследствие его недоразвития;
  2. Деменция – это развал уже существующих функций интеллекта по причине разных заболеваний мозга, вследствие повреждения его коры в возрасте после первых двух, трех лет жизни.

Поговорим о степенях умственной отсталости

Они различаются повреждением головного мозга:

  • Идиотия. Тяжелая форма. Характеризуется глубинной травмой коры головного мозга, что влечет серьезные нарушения в психологическом и физиологическом развитии. Среди больных бывают такие люди, что неспособны к передвижению, а также не могут сидеть. Требуют за собой постоянного ухода;
  • Имбецильность. Средняя степень заболевания. Различают легкую и выразительную форму. Вторая тяжелая, выражается, даже в отсутствие паралича, слаборазвитой двигательной функцией. Дети не способны прыгать и бегать, и, вообще, испытывают затруднения в переключении движений. Могут не работать руки и пальцы, что ограничивает их в формировании навыков самостоятельного обслуживания. Очень плохая память. Легкая форма позволяет развить образное мышление и примитивное наглядное. В состоянии овладеть простыми навыками самообслуживания. Их можно научить писать и считать, а также подготовить к предстоящей трудовой деятельности. Не могут жить и функционировать самостоятельно. Но имеют способность к физической активности, контакту с окружающими, участию в общественных мероприятиях, организованных педагогами. Могут трудиться под присмотром;
  • Дебильность. Это легкая форма отсталости. Деток с таким диагнозом, возможно, научить правильно, говорить, выстраивать грамотно предложения. Хорошо поддаются обучению письму. Но допускают при этом очень много ошибок. Ограниченные возможности памяти. У них можно развить произвольное внимание, а также элементарное логическое и образное мышление.

Необходимо вовремя распознать симптомы задержки умственного развития. Как правило, это заметно, ребенок выглядит незрелым на фоне сверстников, его поведение и способность овладения знаниями слабо выражена.

В раннем детстве признаки также явно выражены. Это когда ребенок не заинтересован в познании окружающего мира, не играет. Поздно начинает говорить, при этом замедлено речевое и двигательное развитие. Это явные физические несоответствия, большая голова, неправильная форма черепа и др.

Детки, имеющие значительные нарушения умственного развития, обучаются в специальных реабилитационных центрах. Очень важно родителям продолжать заниматься с ними и дома. С легкими формами нарушения можно учиться в средней образовательной школе. Здесь важна поддержка семьи, педагогов и класса.

Когда стоит обратиться к врачу

Если развитие вашего малыша вызывает некие вопросы, не стоит ждать, нужно отправиться к педиатру. Он развеет сомнения. Если врач уверяет, что все в порядке, но беспокойство не оставляет, попросите направление на консультацию к специалисту.

И напоследок поговорим о том, какое влияние умственная деятельность оказывает на наше психологическое состояние

Только положительное. Она способна успокоить и сконцентрировать человека. Как правило, люди, которые заняты мыслительным процессом, меньше подвержены эмоциональным срывам. Голова не забита плохими мыслями, потому что она вся в работе.

Активная умственная деятельность позволяет повыситься уровень мышления. Человек много думает, что-то вычисляет, решает задачи. Это помогает уйти от депрессии, и просто избавиться от негативных мыслей.

Хорошо, когда голова загружена позитивными мыслями. Нужно уяснить, что любая умственная активность должна находить реализацию на практике, то есть проявляться в результате. Это напрямую влияет на психику, потому что мы должны получать подтверждение правильности наших мыслей. Нужно подумать и осуществить мечту.

Следует сказать только одно, что совершенству нет пределов. Повышать уровень IQ можно до глубокой старости, главное – не бездействовать. Необходимо развивать умственные способности, и тогда жизнь будет здоровее, интереснее и насыщеннее.

Источник: http://fb.ru/article/318170/umstvennoe-razvitie-ponyatie-norma-i-otkloneniya-umstvennyie-sposobnosti-i-intellekt

Интеллект – виды, коэффициент, уровни и развитие

Формирование личности и интеллекта

Умственная деятельность отличает человека от остальных живых существ. Интеллект является одним из таких видов деятельности, который имеет уровни и коэффициент своего проявления. Развитием интеллекта необходимо заниматься, чтобы он был на достаточном высоком уровне. Все аспекты данного вопроса будут рассмотрены на сайте психологической помощи psymedcare.ru.

Что такое интеллект?

Под интеллектом понимается познавательная деятельность, которая позволяет принимать, осмыслять и разрешать любые задачи.

Благодаря интеллекту человек может усваивать новый опыт, знания, приспосабливаться к новым обстоятельствам. В интеллектуальную деятельность человека включают:

  • Ощущение.
  • Воображение.
  • Мышление.
  • Восприятие.
  • Память.
  • Представление.

перейти наверх

Психология интеллекта

Во все времена люди занимались изучением интеллекта. Однако основным учением стали теории Пиаже, который разделил первые направления в приспособлении ребенка к окружающей среде в виде ассимиляции (пояснение ситуации с помощью имеющихся знаний) и аккомодации (усвоение новых сведений). В психологии, по теории Пиаже, выделяют такие стадии развития интеллекта:

  1. Сенсомоторная. Проявляется в первые годы жизни, пока ребенок изучает окружающий мир. Первой интеллектуальной деятельностью ученый называл появления собственных суждений.
  2. Предшествующая операциям. Мир постепенно становится многообразным для ребенка, однако он пока способен решать простые задачи и оперировать элементарными понятиями.
  3. Конкретные операции. Когда ребенок начинает ориентироваться на собственные суждения и совершать конкретные действия.
  4. Формальные операции. У подростка уже возникают определенные представления о мире, которые обогащают его духовный мир.

Однако не у всех людей равномерно происходит развитие интеллекта. Существуют тесты, разработанные психологами, которые показывают, на каком уровне развития находится человек.

перейти наверх

Уровень интеллекта

Чтобы решить определенные задачи, человек прибегает к таким уровням интеллекта, как конкретное и абстрактное.

  1. Конкретный интеллект позволяет выполнить повседневные задачи, используя при этом имеющиеся знания.
  2. Абстрактный интеллект позволяет оперировать понятиями и словами.

Уровень интеллекта можно измерить с помощью специального IQ теста, разработанного Г. Айзенком. Тест представлен в виде шкалы, которая разделена на деления от 0 до 160. Средним уровнем интеллекта обладает большая часть людей – это составляет 90-110.

Если постоянно заниматься своим развитием, то можно повысить уровень на 10 баллов. Лишь 25% обладают высоким интеллектом (более 110 баллов). Среди них лишь 0,5% населения достигают отметки более 140 баллов.

Оставшиеся 25% обладают низким интеллектом – менее 90 баллов.

Низкий коэффициент интеллекта присущ олигофренам. Средний коэффициент наблюдается у большей части населения. Высокий коэффициент отмечается у гениев.

Интеллект, по мнению психологов, всегда сохраняется на том уровне своего развития, к которому пришел человек. А. Лазурский выделил 3 интеллектуальные активности:

  1. Низкий – абсолютная неприспособленность индивида.
  2. Средний – хорошая адаптация к окружающей среде.
  3. Высокий – стремление к модификации окружающей среды.

Тесты на выявление IQ обладают большой популярностью. Однако их разнообразие не всегда является хорошим показателем. Чем более разнообразные задачи в тесте, тем лучше, что позволяет протестировать человека на развитие различных видов интеллекта.

На уровень IQ влияют такие факторы:

  • Наследственность и семья. Здесь важную роль играют достаток семьи, питание, образование и качественное общение между родственниками.
  • Половая и расовая принадлежность. Отмечается, что после 5-летнего возраста мальчики и девочки различаются в своем развитии. На это также влияет расовая принадлежность.
  • Здоровье.
  • Страна проживания.
  • Социальные факторы.

перейти наверх

Виды интеллекта

Интеллект является гибкой частью индивида. Его можно развивать.

Гармоничным человек становится, если развивает у себя все виды интеллекта:

  • Вербальный – включает речь, письмо, общение, чтение. Для его развития необходимо изучать языки, читать книги, общаться и пр.
  • Логический – логическое размышление, рассуждения, решение задач.
  • Пространственный – оперирование зрительными образами. Развитие происходит за счет рисования, лепки, нахождения выходов из лабиринтов.
  • Физический – координация движений. Развивается с помощью танцев, спорта, йоги и пр.
  • Музыкальный – чувствование ритма, понимание музыки, сочинительство, пение, танцы.
  • Социальный – понимание поступков других людей, установление взаимоотношений с ними, адаптация к социуму.
  • Эмоциональный – понимание собственных и чужих эмоций, умение ими управлять и распознавать.
  • Духовный – самосовершенствование и мотивация самого себя.
  • Творческий – создание нового, продуцирование идей.

перейти наверх

Диагностика интеллекта

Вопрос интеллекта беспокоил многих психологов, что позволило им заняться разработками различных тестов, позволяющих выявить уровни и качество развития интеллекта. В качестве диагностики интеллекта часто применяются:

  1. Прогрессивные матрицы Равена. Необходимо установить связь между фигурками и выбрать недостающую среди предложенных.
  2. Тест исследования интеллекта по Амтхауэру.
  3. Тест Гудинаф-Харриса. Предлагается нарисовать человека. После чего обсуждаются малопонятные элементы.
  4. Свободный тест Кеттела

перейти наверх

Мышление и интеллект

Одним из видов интеллектуальной деятельности является мышление. Здесь человек оперирует понятиями и суждениями. Он размышляет, что и позволяет в дальнейшем видеть решение поставленных задач.

Мышление – непрерывный процесс, который постоянно меняется, в зависимости от имеющихся знаний. Оно целенаправленное и целесообразное. Человек познает нечто новое через то, что ему уже известно. Таким образом, мышление является опосредованным.

Интеллект позволяет решать задачи в уме, используя при этом имеющиеся знания и умения. Связь между данными понятиями часто сливающаяся.

Однако под интеллектом воспринимается ум человека, а под мышлением – его способность к обдумыванию.

Если под интеллектом часто понимается наличие у человека знаний, то под мышлением – его способность использовать эти знания и приходить к определенным выводам, суждениям.

перейти наверх

Как развить интеллект?

Интеллект необходимо развивать, поскольку он является гибкой частью, его интеллектуальной деятельностью. На развитие влияют генетические и наследственные факторы, а также те условия, в которых человек проживает.

С рождения даются определенные задатки, которыми человек затем пользуется. Если во время развития плода или на генетическом уровне ребенку передались определенные болезни, то возможно развитие низкого уровня интеллекта. Однако рождение здорового ребенка позволяет ему в будущем обладать средним или высоким уровнем интеллекта.

Без окружающей среды человек не сможет эффективно развиваться. Без участия социума интеллект останется на низком уровне, какими бы интеллектуальными задатками человек ни был наделен.

Важную роль в этом играет семья: ее материальный достаток, социальный статус, атмосфера, отношение к ребенку, качество питания, обустроенность дома и пр.

Если родители не занимаются с ребенком, тогда он и не может развить в себе высокие интеллектуальные способности.

Также на формирование интеллекта влияет личность самого человека, которая определяет направленность его умственного развития.

Обычно для развития интеллекта используются различные игры на логику, память, мышление и пр. Это нарды, ребусы, головоломки, загадки, шахматы и т. д. Популярными на сегодняшний день становятся компьютерные игры с данными направленностями.

В школе ребенок обучается математике и точным наукам. Это позволяет структурировать мышление, сделать его последовательным, упорядоченным. К этому процессу можно подключить познание чего-то нового. Когда человек получает новые знания, тогда его интеллект расширяется, становится более богатым и многогранным.

При сохранении любознательности и желания самосовершенствоваться человек способствует своему постоянному развитию. Хотя, по мнению некоторых ученых, интеллект всегда сохраняется на прежнем уровне, как его ни развивай.

перейти наверх

Что такое эмоциональный интеллект?

На сегодняшний день популярным понятием стал эмоциональный интеллект, который, по мнению некоторых психологов, играет большую роль, нежели IQ.

Что это такое? Это способность человека распознавать и понимать собственные эмоции, управлять ими и направлять в нужное русло.

Также сюда включается способность человека понимать чувства окружающих, управлять ими и влиять на настроение людей. Развитый эмоциональный интеллект позволяет устранять стрессы.

Практически все люди обладают тем или иным уровнем эмоционального интеллекта. Можно пройти все этапы развития, а можно застрять на одном из них:

  1. Понимание и проявление эмоций.
  2. Использование эмоций в качестве интеллектуальной мотивации.
  3. Осознание собственных и чужих эмоций.
  4. Управление эмоциями.

перейти наверх

Что такое социальный интеллект?

Под социальным интеллектом понимается способность индивида понимать и управлять чужими эмоциями людей, чувствовать их состояние и влиять на это. Развитие данного навыка зависит от социальной адаптации человека.

Дж. Гилфорд выделил 6 факторов, которые позволяют в развитии социального интеллекта:

  1. Восприятие поведенческих сигналов.
  2. Выделение из общего потока главных поведенческих сигналов.
  3. Понимание отношений.
  4. Понимание мотивации к проявлению конкретного поведения.
  5. Понимание того, как поведение меняется в зависимости от ситуации.
  6. Предвосхищение поведения другого человека.

В формировании социального интеллекта участвует жизненный опыт человека, культурное познание и изучение, имеющиеся знания и эрудированность.

перейти наверх

Интеллект ребенка

Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.

Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.

перейти наверх

Итог

Интеллект позволяет человеку становиться образованным и социально приспособленным. С каждым годом он все больше начинает использовать свои интеллектуальные способности, которые влияют на память, мышление, внимание и даже речь. На их развитие влияют родители и окружающая среда. Итог зависит от того, насколько благоприятными обстоятельствами был окружен человек еще с раннего возраста.

Источник: http://PsyMedCare.ru/intellekt

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть