Леворукость

Содержание

Леворукость

Леворукость

Леворукость – преимущественное использование левой руки, основанное на ее врожденной или вынужденной ведущей функциональности. Особенность проявляется с раннего детства, дошкольного возраста.

Левой рукой ребенок берет ложку, карандаш, игрушки, машет при прощании, опирается при вставании, преодолении препятствий.

У школьников проявляется феномен зеркальных движений, затруднения пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировки «право-лево», формирования навыков письма, счета, чтения. Диагностика проводится методом функциональных проб. Коррекция не требуется.

Термин «леворукость» следует понимать дословно – активность левой руки. Данная особенность бывает врожденной или приобретенной в результате травмы. Основой является ведущая роль правого полушария в обеспечении произвольных движений.

От леворукости нужно отличать левшество – устойчивый, неизменный тип организации центральной нервной системы, проявляющийся доминированием левой стороны тела – руки, ноги, глаза, уха. Не всякий леворукий ребенок – левша.

Распространенность изменяется с возрастом: до года она составляет 47%, в 1-2 года – 29%, в 2-7 лет – 20%, после 8 лет – 2-8%. Преобладают представители мужского пола.

Причины леворукости

Леворукость формируется во время внутриутробного развития либо является результатом травмы натального, постнатального периода.

Наибольший интерес исследователей вызывает врожденная функциональная асимметрия: выдвигаются теории о влиянии плохой экологии, ультразвуковых обследований, уровня тестостерона беременной на мануальное моторное доминирование будущего ребенка. Наиболее подтверждено участие следующих этиологических факторов:

  • Состояние здоровья матери. Беременные женщины с хроническими заболеваниями почек, сердечно-сосудистой системы, аутоиммунными патологиями, употребляющие алкоголь, курящие, подверженные стрессу имеют больший риск родить леворукого ребенка. Негативные факторы влияют на формирование полушарий головного мозга.
  • Осложнения беременности. Леворукость может быть спровоцирована гипоксией плода, конфликтом по резус-фактору, системе АВ0, фетоплацентарной недостаточностью. Левое полушарие эмбриона высокочувствительно, подвержено угнетению.
  • Травмы, заболевания. Приобретенная леворукость – результат поражения левого полушария, проявляющегося снижением функций правой руки (правосторонние формы ДЦП, постинсультного паралича). Вынужденная леворукость также развивается при тяжелых травмах конечности.
  • Наследственность. Леворукость в 10-12 раз чаще встречается у детей, имеющих родителя-левшу. Механизмы генетической передачи изучаются.

Феномен леворукости объясняется доминантной ролью правого полушария. Мозг человека разделен на две симметричные, но функционально неравнозначные части. При поражении одного полушария происходит частичная взаимозаменяемость функций, активизируются компенсаторные механизмы.

Левостороннее мануальное предпочтение формируется при пренатальном, натальном и постнатальном поражении левого полушария. Другой патогенетической основой является повреждение непосредственно функционального органа – правой руки. Оно влечет за собой вынужденную перестройку активности полушарий.

Исследования генетической основы леворукости продолжаются: определен ген (LRRTM1), предположительно связанный с левшеством.

Классификация

По внешним проявлениям леворукость классифицируется на явную и скрытую. Второй вариант определяется у людей, переученных с детства. Они пользуются правой рукой, выполняя привычные бытовые дела – письмо, шитье, готовку, прием пищи. В критических ситуациях проявляется доминирование левой. Подробная классификация основана на этиологических факторах. Выделяют следующие виды леворукости:

  • Генетическая. Рассматривается как индивидуальная особенность, вариант нормального развития.
  • Компенсаторная. Вызвана поражением левого полушария. Часто сочетается с нарушениями речи, мелкой моторики.
  • Вынужденная. Возникает при травме правой конечности, подражании леворукому родителю, другу.
  • Псевдолеворукость. Развивается из-за недостаточной латерализации мозговых функций, нарушений межполушарного взаимодействия. Тщательная диагностика выявляет амбидекстрию.

Признаки леворукости

Физически при леворукости определяется большая величина, ширина ногтевых пластин, более развитая мускулатура ведущей конечности.

Функциональная активность проявляется мануальным предпочтением: человек выполняет большинство действий левой рукой, правую использует как вспомогательную.

Письмо, рисование, манипуляции столовыми приборами, зубной щеткой, расческой, швейной иглой, компьютерной мышью, защита от неожиданной опасности производятся ведущей рукой.

Доминирование правого полушария ассоциируется со склонностью к творчеству, развитым конкретно-образным мышлением, повышенной тактильной чувствительностью. Начиная школьное обучение, леворукие дети испытывают сложности при адаптации.

Наблюдается недостаточность развития зрительно-двигательной координации, зрительно-пространственного гнозиса, зрительной памяти. Проявляются проблемы формирования образов букв и цифр, трудности копирования. Дети медленно пишут, читают, путают сходные по написанию буквы, цифры, добавляют лишние и не дописывают необходимые элементы символов.

Почерк неустойчивый, с изменяющимся наклоном, неравномерными штрихами. Встречается зеркальное написание символов (зеркальное письмо).

Осложнением леворукости можно назвать трудности использования инструментов, технического оборудования, созданного для праворуких. Недоступными оказываются некоторые рабочие профессии, например, станочника. Насильственное переобучение провоцирует осложнения невротического характера – усиливается раздражительность, вспыльчивость, плаксивость.

Дети плохо засыпают, пробуждаются среди ночи, вскрикивают. Эмоциональное напряжение нарастает на фоне медленного прогресса в развитии мелкомоторных движений (письма, рисования, лепки, шитья). Познавательный интерес снижается, ребенок отказывается посещать школу.

Тяжелые случаи сопровождаются психосоматическими реакциями – рвотой, нейродермитом, бронхиальной астмой.

Диагностика

Диагностика леворукости обычно не представляет затруднений. Часто родители самостоятельно определяют данную особенность у ребенка, наблюдая за его ежедневными действиями. Причиной обращения к специалистам становятся сопутствующие трудности развития речи, школьного обучения. Профессиональной диагностикой занимается врач-невролог. Используемые методы:

  • Клинический опрос. Врач собирает анамнез, выявляет существующие патологии ЦНС. Беседуя с родителем, уточняет имеющиеся проявления леворукости.
  • Наблюдение. Дети раннего возраста проявляют предпочтение в актуальных действиях. Левой рукой они тянутся за игрушкой, держатся за маму, опираются, вставая со стула.
  • Функциональные пробы. Дети дошкольного, младшего школьного возраста обследуются экспериментально (спонтанной активности недостаточно). Врач предлагает отрыть/закрыть бутылку с откручивающейся крышкой, завязать шнурки, переложить предмет со стола на полку, поймать небольшой мяч, похлопать.
  • Анкетирование. Для обследования школьников и взрослых используются различные шкалы, определяющие право-, леворукость, амбидекстрию. Распространено применение теста по Аннет, состоящего из 12 вопросов.

Лечение леворукости

Лечение не требуется. Однако трудности, возникающие при обучении, заставляют родителей, учителей задуматься о переучивании ребенка. Данный процесс приводит к изменению межполушарных связей мозга, имеющих биологическую основу.

В итоге программа действия актуализируется в правом полушарии (доминантном), после переносится в левое, координирующее движения правой руки.

Искусственно созданный «обходной» путь является энергозатратным, навыки долго формируются, часто остаются несовершенными.

В отношении леворуких людей стоит говорить не о лечении, а о создании благоприятных условий для учебной и профессиональной адаптации.

Необходимо правильно организовать рабочее место: подобрать удобный угол рабочей поверхности, установить источник света справа, применять инструменты и оборудование, предполагающее использование любой рукой (например, ножницы с одинаковыми кольцами).

От детей не стоит требовать письма с правым наклоном и без отрывов, важно подобрать ручку с не мажущими чернилами.

Прогноз и профилактика

При уважительном отношении окружающих, правильной организации условий обучения и труда прогноз леворукости благоприятный. Дети практически не испытывают трудностей в овладении школьными навыками, легко адаптируются в коллективе, взрослые успешно применяют свои умения в профессиональной сфере.

Профилактика затруднительна, сводится к тщательному планированию беременности, ведению здорового образа жизни будущей мамой.

Чтобы предупредить осложнения, необходимо отказаться от переучивания ребенка, проявлять терпимость к бытовым и учебным трудностям, относится к леворукости как к индивидуальной особенности.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/left-handedness

Леворукость: особенности явления

Леворукость

Леворукие люди – в настоящее время это не редкость. Да и вообще, если верить ученым, то все наши далекие прародители были левшами, и только с развитием цивилизации общество стало в большинстве своем праворуким.

О том, почему люди в процессе эволюции стали правшами, говорится очень много, и есть масса версий, но лишь некоторые из которых могут претендовать на истинность. Самым распространенным мнением является тезис, что у современных людей все больше и больше развивается левое полушарие головного мозга. В связи с его доминированием именно правая сторона у человека становится «более рабочей».

Примечательно, что людей, у которых оба полушария работали бы одинаково, практически нет. Это явление в науке именуется как межполушарная асимметрия. Получается, что у наших пращуров было более развито правое полушарие головного мозга, отвечающее преимущественно за интуицию, бессознательные действия, восприятие звуков, ритма, красок и ориентацию в пространстве.

В процессе эволюции эти явления потеряли свою особую значимость – скорее всего, именно поэтому в мире стало больше правшей, чем левшей. Кстати, тем, у кого более развита левая половина мозга, свойственны математические способности, хорошо развитое логическое мышление, целеустремленность.

Получается, что со временем человек из природного существа превратился в дитя прогресса. При этом праворукость стала общепринятой нормой, а левшей стали воспринимать как аномалию. В определенные исторические периоды в разных странах праворукость чуть ли не возносили на пьедестал, а с левшами боролись разными способами.

Рекомендуем: Что такое дисграфия?

Вспомните, например, Советский Союз, в котором школьников отучали писать левой рукой. Это, конечно помогало научиться держать ручку в правой руке, но вот изменить ход мыслей могло вряд ли. Только с распадом Союза и переломом всего государственного строя к левшам в нашей стране стали относиться как к нормальным людям, а леворукость и праворукость были признаны равноправными.

Статистика и не только

Ученые подсчитали, что в современном мире около 15% населения являются левшами, причем большинство из них – представители англосаксонской культуры. В разные исторические времена были известные люди, для которых понятия леворукости и левшества были не просто словами. Например:

  • Жанна дʹАрк.
  • Юлий Цезарь.
  • Чарли Чаплин.
  • Александр Македонский.
  • Наполеон.
  • Микеланджело.
  • Леонардо да Винчи и другие.

Более развитое правое полушарие головного мозга сделало из них великих людей, так что смело можно утверждать, что левша – это не приговор и тем более не патология.

Происхождение и развитие

Говоря о природе рассматриваемого нами явления, стоит отметить, что встречаются ярко выраженные правши и левши. Последние обычно имеют генетическую предрасположенность. Но есть еще и те, кто предпочитает писа́ть, есть и делать прочие важные вещи левой рукой, но одновременно успешно может делать то же самое и правой.

Кстати, рассматривая все о левшах, нельзя не отметить, что они отличаются от правшей не только в плане предпочтения руки, но и по ведущему уху, глазу и другим признакам. Кстати, многих левшей можно назвать скрытыми.

Такая леворукость определяется по нескольким признакам: большая выраженность вен на левом запястье, нежели на правом; больший поперечный размер ногтей на левой руке и преимущественное движение левой рукой во время работы.

Рекомендуем: Дислексия — это

Предрасположенность к леворукости, по мнению ученых, является врожденной. А некоторые исследователи считают, что причиной такого явления могут быть родовые травмы или проблемы во время беременности.

Но до 3-4 лет она практически никак не проявляется. Дело в том, что в это время полушария мозга у ребенка работают почти автономно, а затем сила того или иного полушария начинает сначала незначительно, а потом более выраженно проявляться. Развитию мозга ребенка во многом способствует окружающая его среда, насыщенная разнообразными впечатлениями.

В семьях, где с детьми много занимаются и следят за их развитием, выбор ведущей руки происходит гораздо раньше, нежели у детей, предоставленных самим себе. У последней категории выбор происходит непосредственно в 7 лет, когда дети идут в школу.

Наиболее сложным периодом «борьбы» между полушариями является возраст 8–10 лет.

В этот период взрослым вмешиваться уже не стоит, это может привести к неблагоприятным психологическим последствиям – например, к серьезным неврозам.

Даже если вам не нравится, что ребенок пишет и ест левой, а не правой рукой, не стоит на него давить. Нужно запастись терпением и принимать малыша таким, какой он есть, оказывая ему всяческую помощь и поддержку.

Проблемы левшей

Несмотря на то, что явление леворукости давно признано нормальным, люди с этой особенностью в современном мире сталкиваются с массой самых разных проблем – преимущественно бытовых. Еще бы! Ведь большая часть того, чем мы пользуемся в повседневной жизни, устроено именно так, как удобно правшам.

Это и бытовая техника, и дверные ручки, и компьютерная мышь, и рабочие инструменты, и многое другое. Тот дискомфорт, который ежедневно приходится испытывать левшам, называется среди ученых декстрастрессом.

Но это только то, что лежит на поверхности. На самом деле проблема левшей гораздо глубже и серьезнее. Если праворукие люди могут воспринимать окружающее пространство разнородным, то левши – нет. К примеру, правши легко могут воспринимать текст, глядя на него сверху вниз и слева направо, –у левшей же такой способности нет.

Рекомендуем: Кто такой амбидекстр?

Чтобы человек с более развитым правым полушарием смог отличить слова «мама» и «амам», ему нужно приложить весьма серьезные усилия. Кстати, дети, когда учатся писать, часто «зеркалят» буквы.

Дело в том, что в это время полушария их мозга спорят между собой и борются за лидерство.

Если это не проходит в начальной школе, то, скорее всего, ребенка начали учить писать не той рукой, которая у него является ведущей.

Кстати, педагоги и ученые склонны считать, что ребенок-левша должен в учебном классе занимать определенное место. Классная доска, впрочем, как и все учебное пространство, должна располагаться слева от ученика. То есть сидеть таким детям лучше либо на третьем ряду, либо на втором варианте второго ряда.

Как утверждают ученые, левши могут испытывать затруднения в освоении некоторых наук, в частности математики, географии и т.д. У праворуких людей с этим все гораздо проще – они способны усваивать многое просто «на автомате», подражая в детском возрасте взрослым.

Левшам же приходится много думать и потом приспосабливаться, а также заучивать наизусть определенные алгоритмы действий. Но зато они способны весьма эффективно работать над собственными ошибками и на основании приобретенного опыта развиваться лучше, чем многие сверстники. В связи с этим учителя часто говорят о леворуких детях как об очень способных учениках, которые не по годам развиты.

Рекомендуем: Причины и лечение заикания

Но опять же стоит отметить, что для детей такое развитие стоит больших усилий, особенно учитывая то, что они более утомляемы и менее усидчивы, чем правши.

Также левшам свойственны ранимость, раздражительность, обидчивость и тревожность, поэтому при общении с ними нужно быть очень осторожными, чтобы не нанести глубокой психологической травмы.

Но есть и преимущества: например, они гораздо быстрее и лучше приобщаются к художественному творчеству.

Сферы деятельности

Мы уже отмечали, что о леворукости нельзя говорить как о проблеме, тем более что мозг человека функционирует не отдельными половинками, а целиком.

Этот факт позволяет левшам быть весьма успешными людьми во многих сферах жизнедеятельности: немало леворуких среди известных музыкантов, художников, архитекторов и т.п.

Все это благодаря тому, что им свойственны такие черты личности, как эмоциональность, экспансивность и артистичность.

Во многих странах мира, несмотря на то что леворукость официально признается, она вызывает у многих негативное отношение. Это имеет культурно-исторические корни: например, «леворукий» в испанском, французском, английском и немецком языках означает «зловредный, лицемерный, неуклюжий, коварный».

Да и в русском языке имеются весьма говорящие фразы: «ходить налево», «встать с левой ноги», «левый доход» и т.п., которые также являются далеко не положительными. А значит, обществу еще только предстоит стать по-настоящему толерантным к людям с такой физиологической особенностью. Елена Рагозина

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/levorukost.html

Левша или леворукий?

Леворукость

Левша… Обычно это слово звучит как диагноз. Что означает леворукость? Если ребенок стойко и упорно действует левой рукой – это не всегда означает, что он левша.

Чтобы разобраться, надо разделить понятия

Отличия леворукого ребёнка и ребёнка-левши

Общего у них только то, что человек все делает левой рукой. А дальше начинаются отличия.

Отечественный нейропсихолог Анна Семенович утверждает: у левшей тип мозговой организации психических процессов особый. Действие левой рукой для них естественно, как и для правшей – правой. Это врожденное. Настоящих левшей не более 10-15%.

Леворукость – приобретенное. Она может развиться как компенсация. Левая рука становится ведущей из-за того, что слаба правая. Причины этого явления бывают разными.

Чаще всего это выраженная асимметричность в развитии мозга на первом году жизни. Она проявляется в виде одностороннего гипо- или гипертонуса (усиления или ослабления работы мышц тела с одной стороны).

После принятых мер (массажа и др.) проблема может не проявляться до начала обучения.

Компенсаторная леворукость плоха тем, что правая рука плохо развивается, со временем слабеет и становится все менее ловкой. А ведь с нею напрямую связано левое полушарие мозга, которое тоже начинает отставать в развитии.

Вывод: внешние проявления левшества и леворукости одинаковые (работают левой рукой), а причины разные.

Переучивать или нет?

Этот материальный мир приспособлен для правой руки, левша часто чувствует себя в нем некомфортно. Поэтому считалось, что переучивать на правую руку надо обязательно. Надо сказать, изобретались достаточно жестокие методы вроде привязывания левой руки к телу или стулу. Никаких разумных оправданий подобному найти невозможно.

Последнее время родители и специалисты стали придерживаться другой точки зрения: не переучивать. Ни та, ни другая позиции не являются однозначно правильными.

Левшество и леворукость на практике

Известный нейропсихолог А. Цыганок приводит 2 примера из своей многолетней практики.

I случай.

Мальчик 12 лет. Неуклюжий, неловкий, заторможенный, плохо учился. Замкнут, родители жалуются на невротические проявления. Выяснилось, что ребенок с детства пытался все делать левой рукой. И с детства же его достаточно жестко переучивали, то есть не давали развиваться в соответствии с заданной программой.

Врач-невропатолог подтвердил истинное левшество. Понадобилось 2 года, чтобы помочь ребенку справиться с трудностями не только в деятельности, но и в поведении (нормализация поведения).

II случай.

Леворукий мальчик 11 лет. Вялый, медлительный, быстро устает, плохо запоминает стихи, делает много ошибок в речи. С детства все делает левой рукой. Невропатолог подтверждает компенсаторную леворукость: слабость и неловкость правой руки и т. д. В этом случае была разработана программа постепенного перехода на двуручную деятельность, активизации правой руки. Мальчик успешно учится.

Леворукость и школа

Поскольку может пострадать готовность к школе, нейропсихологи советуют.

1. Необходимо выяснить левша ребенок или леворукий.

Ответить на этот вопрос может нейропсихолог или опытный невропатолог.

2. Что делать, если выяснилось, что ваш ребенок пользуется левой рукой компенсаторно, потому что правая рука у него слабая и неловкая?

Надо непременно активизировать правую руку. Допустим, ребёнок уже привык все делать левой рукой и не хочет учиться работать правой. Не стоит слишком жестко настаивать. Достаточно хотя бы по нескольку минут в день “заставлять” работать правую руку.

Игры на активизацию правой руки

Активизация правой руки начинается с развития двуручной деятельности. Это должны быть крупные движения обеими руками:

  1. игры в большой мяч (бросать, ловить, отбивать двумя руками, отбивать каждой рукой поочередно),
  2. гимнастика для рук с гантелями (можно заменить другими предметами),
  3. прыжки на скакалке
  4. вымешивание большого количества глины или теста и др.
  5. врач может назначить массаж и лечебную физкультуру.

Мелкие движения, например, работа с мелким конструктором, менее эффективны! 

Очень важно, чтобы к 6-7 годам у ребенка определилась ведущая рука, тогда ему будет проще осваивать школьные навыки.

Главное! Если ребенок работает левой рукой, и это никак не отражается на его поведении, умственном развитии, общении с окружающими – оставьте его в покое, не придумывайте ему проблем.

Все эти рекомендации нужны, если у ребенка реальные, а не изобретённые мамойпроблемы.

Источник: https://mama-pomogi.ru/o-detyakh/levorukost/levsha-ili-levorukiy

Леворукость у детей

Леворукость

Ситуация: Родители проглядели, что ребенок пишет левой рукой. Не обращали внимания, считая, что ребенок мал и еще успеет научиться правильному действию руками, а привычка уже образовалась. Что делать: примириться с этим или переучивать ребенка-левшу?

Левша ли ребенок?

В семьях, в детских садах иногда встречаешь малышей, у которых проявляется склонность к предпочтительному пользованию левой рукой. Ею они заводят игрушку, кормят куклу, берут отдельные вещи, рисуют, кушают и т. д. Во время игры, движений левая рука у них бывает более активной. Возникает вопрос: Левша ли ребенок?

У большинства детей такая склонность вначале имеет нестойкий характер. Так, во время еды ребенок может взять ложку в левую руку, но после замечания он перекладывает ее и продолжает есть уже правой рукой. Это вовсе не означает, что ребенок левша.

В раннем возрасте леворукость ребенка — явление непостоянное и формируемое!

В раннем возрасте на пользование той или другой рукой влияет самое положение предмета. Когда ложка лежит слева, ребенок берет ее левой, рукой. Но если ложка лежит справа, то дети едят правой рукой. Лишь в отдельных случаях у ребенка уже в раннем возрасте проявляется устойчивая склонность к леворукости.

Как быть с такими детьми? Развивать ли им правую руку или предоставить им возможность пользоваться лишь левой рукой?

Учение И. П.

Павлова об условных рефлексах и пример самого ученого (в детстве он был левшой) показывают, что у детей, склонных к леворукости, можно выработать умение успешно действовать и правой рукой.

Это важно, так как управление многими орудиями производства и машинами требует хорошего развития правой руки. Того же требуют некоторые предметы повседневного употребления, удобное положение за столом и т. д.

Переучивать ли ребенка левшу?

Переучивая маленького ребенка левшу рисовать и кушать правой рукой, мы облегчаем ему овладение этой рукой и для других действий. Развивая у леворукого ребенка и правую руку, можно научить его успешно действовать обеими руками.

Известно, что левши пишут обычно правой рукой и лишь при других действиях пользуются преимущественно левой рукой.

Если своевременно не приучить ребенка пользоваться правой рукой, то в дальнейшем это затруднит обучение его письму в школе. Писать же левой рукой неудобно, так как обстановка класса и мебель приспособлены для пользования правой рукой, да и садятся ученики всегда так, чтобы естественное освещение было слева.

Следует помнить, что, когда у ребенка уже сложилась привычка действовать главным образом левой рукой, процесс переучивания усложняется и требует иногда больших усилий. Наоборот, чем младше ребенок, тем легче выработать у него правильные двигательные навыки, несмотря даже на склонность к пользованию левой рукой.

Родители могу услышать разные советы — одни настаивают на том, чтобы переучивать левшу, другие считают, что все должно оставаться как есть.

Здесь нужны не случайные советы, вызывающие лишь сомнения, переучивать ли ребенка левшу, а консультация специалиста. Необходимо показать сына врачу-психоневрологу. На основе того заключения вы и педагог того класса, где учится мальчик, должны вместе решить, что следует предпринять.

Общие рекомендации могут быть следующими: 

Правую руку развивать, конечно, следует. Но — постепенно, осторожно. Не принуждайте мальчика писать правой рукой, если левой ему удобнее. Не ругайте его, не наказывайте. Не доводите до конфликта, а то у ребенка может произойти нервный срыв. Ни в коем случае не показывайте мальчику, что вас беспокоит его леворукость. Не подчеркивайте вообще, что он чем-то отличается от других детей.

Работа эта требует внимания и терпения. Воспитательница часто напоминает леворукому ребенку, что все дети держат ложку, едят и рисуют правой рукой. «Вот этой рукой», — говорит она и дотрагивается до его правой руки.

Ребенок выполняет указание взрослого. Однако во время еды или рисования он нередко снова перекладывает ложку или карандаш в левую руку.

Воспитательница зорко следит за малышом и тут же напоминает о нарушении правила или сама перекладывает карандаш, ложку в его правую руку.

Как переучить левшу на правшу. В школе учительница, чтобы не отвлекать внимание класса, негромко произносит имя ребенка,— это для него служит сигналом переложить ручку в правую руку. На занятиях по рисованию или лепке воспитательница сажает леворуких детей поближе к себе, чтобы постоянно держать их руки в поле зрения.

Взрослые должны помнить, что леворукость у детей нередко развивается из-за невнимания к мелочам, например, к тому, как ребенку подают игрушки и другие предметы, как располагают на столе приборы для еды и т. д. Родители часто обращаются к ребенку со словами; «Дай ручку», не обращая внимания, какую он подает руку. Следует приучать его протягивать только правую руку.

Усилия детского сада и семьи в деле переучивания левши должны быть совместными. Чтобы не получилось так, что в саду воспитательница стимулирует к работе правой рукой, а дома ребенок забывается и пользуется левой.

Переучивание леворукости порой затрудняется из-за того, что в семье неумело побуждают ребенка к пользованию правой рукой, действуют окриками, запугиванием, наказаниями.

«Мама кричит», «наказывает», «бьет по рукам», «не дает цветных карандашей, красок», — говорят малыши. Некоторые родители, когда ребенок рисует или пишет, даже привязывают его левую руку или надевают на нее варежку. Все это отвлекает и раздражает детей, вызывает у них упрямство, делает их нервными.

Важно, чтобы ребенок сам стремился действовать правой рукой. Чтобы переучить левшу, надо терпеливо направлять его усилия, подчеркивая каждый успех.

Источник: http://mamotvet.ru/levorukost-u-detej/

Леворукость в специфике качеств психики левшей

Леворукость

Всем привет! Здравствуйте и будьте здоровы.

Леворукость – это норма или патология.

Периоды формирования предпочтений руки ребёнка.

Леворукость и проблемы левши в «праворуком мире».

Леворукость в перспективе их сферы деятельности.

Леворукость – это норма или патология

Учёные считают, что наши прародители в подавляющем большинстве были леворукими и только с эволюцией человечество «поправело». В возобладании праворукости причин выдвигается довольно много, но все они существуют на уровне гипотез. Мне же наиболее вероятным представляется утверждение о постепенном изменении роли левого полушария в том плане, что оно становится преобладающим.

Как известно, у каждого из нас голова устроена таким образом, что левое полушарие управляет правой половиной тела, а правое – левой и что характерно: хотя полушария внешне как бы и похожи, но они, оказывается, думают, работают и живут по-разному. Это называется межполушарной асимметрией.

У нашего древнего леворукого прародителя более активным было правое полушарие, так как в ту пору были востребованы более всего бессознательные действия, чутьё и интуиция, образная память, особое чувство ритма, красок, звуков, прикосновений, хорошая ориентировка в пространстве.

Эволюционные процессы привели к развитию цивилизации и человеку многие вышеуказанные свойства стали не особенно нужны. Людям, вовлекаемым в технологии цивилизационных процессов, всё чаще приходилось использовать функции левого полушария, управляющего правой рукой.

Для управления правой рукой требовались уже такие функции, как сознательное конкретное мышление, математические и аналитические способности, речь, чтение и письмо, целенаправленные и дифференцированные движения.

Именно всё это способствовало тому, что человек из дитя природы превратился в дитя прогресса с активной правой рукой и в зависимости от ситуации, хватающий успешно не только молоток или ложку, но и меч или перо.

Праворукость, подкреплённая культурными традициями, была возведена на пьедестал и стала доминирующей. Левшей же оттеснили и дискриминационными действиями поступали с ними, как с существами с неполноценной психикой.

Левшей на Земле не так уж мало и считается, что в среднем леворукость бывает примерно у 15% населения планеты, причём больше всего их среди англосаксов.

Однако достоверно известно, что леворукость не помешала таким личностям, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Жанна дʹ Арк, Наполеон, И. П.

Павлов, Чарли Чаплин доказать как свою состоятельность, так и то, что леворукость – это не патология.

Периоды формирования предпочтений руки у ребёнка

В научном понимании есть, с одной стороны, ярко выраженная категория людей – правшей, с другой же – наследственные левши, а между ними – незначительное число людей с менее выраженной праворукостью, амбидекстеры, то есть те, кто способен свободно пользоваться обеими руками и левши, не имеющие в роду левшества.

Но также люди могут различаться не только по признаку предпочтения руки, а вот ещё и по ведущему глазу, уху, по расположению речевого центра в одном из полушарий.

И тем самым в природе имеется большое многообразие типов людей с признаками праворукости и леворукости.

Каждый из этих типов имеет как свои сильные, так и слабые стороны, особенности восприятия и переработки информации, особенности построения картины мира.

С момента рождения ребёнка у него хотя и сохраняется возможность, чтобы унаследовать праворукость или леворукость, но вопреки генетической предрасположенности он не принадлежит к определённому типу от рождения.

И такая неопределённость объясняется тем фактом, что на периоде первых лет жизни полушария его мозга «выясняют отношения», делят обязанности и учатся сотрудничать.

Так как этот процесс по времени долгий и непростой в судьбе ребёнка, то всё это надо учитывать.

Структуры мозга ребёнка до 3–4 лет работают практически автономно, и это как раз то время, когда обмен информацией между полушариями только зарождается. До этого возраста у ребёнка отсутствует предпочтения какой-то руки.

Из практики жизни известно, что насыщенная впечатлениями среда способствует развитию мозга. Поэтому у детей, где в семьях им создавались благоприятные условия, предпочтение руки появляется значительно раньше (к 4 годам), а у детей, где в семье пренебрегли педагогическими рекомендациями, приводящее к задержке психического развития, оно обычно проявляется запоздало — к 7 годам.

Ранее на блоге вот тут уже указывалось на то, что, если молодые родители заметят в своём малыше какие-либо не совсем характерные перемены, то в условиях иного поведения ребёнка надо разобраться и помочь ему преодолеть нетипичные перемены.

Период до 8–10 лет это как раз то время, когда процесс «разделения обязанностей» между полушариями является наиболее сложным в жизни ребёнка. Поэтому необдуманное вмешательство старших на этом периоде может привести ко многим серьёзным проблемам. Такое вмешательство из-за желания переучить ребёнка – левши часто приводит к появлению заикания, к возникновению проблем в обучении и к неврозам.

Такие проблемы возникают не только тогда, когда ребёнка ругают и наказывают за использование «неправильной» руки, но это случается даже при ненасильственном переучивании, когда родители, раз за разом, перекладывают ложку и карандаш в правую руку. Малышу крайне важно самому определиться с предпочтением руки. Удел же родителей, если они заботятся о психическом здоровье своего ребёнка, проявить терпение.

Леворукость и проблемы левшей в «праворуком мире»

Как уже отмечалось, левшей в человеческой популяции не более 15% и это обстоятельство характерно той особенностью, что кнопки бытовой техники, ручки дверей, инструменты и рабочие места технически выполнены так, как это удобно правшам. Неудобства, которые испытывают левши от ежедневного, ежесекундного пользования всем этим, учёные назвали декстрастрессом.

Физические неудобства, как проблемы левшей в «праворуком» мире – это только та самая первая проблема, которая лежит на поверхности и очевидна своей дискриминационной сутью. Но ведь если разобраться, то и область знаний, с тем как подаётся информация в удобном для правшей формате, тоже создаёт проблемы леворуким.

Вся проблема в том, что правши способны воспринимать пространство неоднородным, в то время как для левши пространство однородно.

Например, правша легко запоминает направление чтения и счёта слева направо, оглядывает страницу сверху вниз.

У левши же пространство не имеет направлений и в их мире любую букву и цифру они могут поворачивать в любую сторону и не только зеркально, но и вверх ногами.

Левшам, чтобы заметить разницу между написанием «ДЯДЯ» и «ЯДЯД», надо приложить усилия, сосредоточиться и тем самым осуществить насилие над собственной природой. Зеркальное написание букв, встречается практически у всех детей, так как писать они учатся тогда, когда их полушария всё ещё «выясняют отношение». Но только дети – левши так систематически «зеркалят».

Когда же в школе учитель начальных классов заметит, что кто-то из учеников упорно «зеркалит», то стоит обсудить с родителями эту проблему и выяснить: нет ли у такого ребёнка сбоя в формировании взаимодействий полушарий. И той ли рукой он стал писать?

Неопределённости в восприятии пространственных отношений создают для левши те сложности, когда им подчас с трудом удаётся разобраться: что из чего надо вычитать, что значит «больше, чем» в условии задачи или как понимать географическую карту и часы со стрелками.

Если маленькие правши, определённые действия и их последовательность усваивают автоматически, просто подражая взрослым, то от левши те же действия требуют осмысления и приспособления.

Им приходится всякий раз в таких ситуациях придумывать себе варианты запоминания и проверки написания букв и слов, настойчиво и упорно работать над решением своих учебных проблем.

И поэтому многие учителя начальных классов отзываются о левшах, кок о детях, которые не по возрасту умны и развиты.

Но в то же время все эти усилия требуют от маленьких левшей значительно больше не только времени, но и сил, чем автоматизированные действия у правшей. Поэтому установлено, что левши (и амбидекстеры) отличаются повышенной утомляемостью, более хрупким здоровьем и трудностями при переключении с одной деятельности на другую.

Леворукость в перспективе их сферы деятельности

Хотя у каждого полушария своя специализация, но не следует забывать, что мозг един и работает он не половинами, а целиком. Именно это позволяет многим левшам быть успешными во многих сферах деятельности.

Среди левшей много музыкантов, архитекторов, художников.

В сфере эмоциональных проявлений левшам присущи такие, только им присущие качества, как эмоциональность, несдержанность, они часто робки и боязливы и, к сожалению, более пессимистичны, чем правши и амбидекстеры.

Несмотря на то, что левшей нещадно, насильно, переучивают, исправляя в понимании не только родителей, но и учителей (как им кажется) природный недостаток. Но с природой не поспоришь, став самостоятельнее, человек с леворукостью всё равно работает левой рукой, так как природа берёт своё.

В последнее время можно услышать, что левшей стоит поберечь, так как они ещё не раскрыли полностью своих потенциальных возможностей. И не следует забывать, что в жизни случаются ситуации, когда надо подковать блоху, что праворуким непосильно, а им левшам – это как хобби.

Источник: http://dolgo-zivi.ru/levorukost-v-spetsifike-kachestv-psihiki-levshey

Среди левшей больше гениев! | Милосердие.ru

Леворукость

В животном мире отсутствует проблема леворукости. Почему же для человека оказалось важным, какая именно рука — ведущая? Предполагается, что все дело в нашей второй сигнальной системе, то есть в языке.

Как правило, участок коры, ответственный за язык, находится у человека в левом полушарии мозга, а именно в центре Брока. Именно в этой части наши мысли формулируются для коммуникации с другими людьми.

Поскольку левая часть мозга контролирует правую часть тела, преобладание праворуких людей указывает на доминирующее влияние левого полушария.

Недавно было обнаружено, что у некоторых людей речевой центр находится справа, и такие индивидуумы леворуки. Это позволяет предположить, что мы разделились на левшей и правшей, когда у нас начала развиваться речь.

Левшей нельзя переучивать

Долгое время считалось, что левшей необходимо переучивать. Неприятие детей-левшей привело к довольно необычным мерам. Даже в 20-м веке британские детские психологи считали, что дети, которые используют левую руку, демонстрируют признаки так называемого оппозиционного расстройства неповиновения.

Тьюторы молодого Герцога Йоркского (позже короля Георга VI) упорно настаивали на том, чтобы он начал пользоваться правой рукой вместо левой, и одновременно пытались побороть его заикание. Считалось, что заикание и леворукость связаны между собой.

Однако в настоящее время распространено мнение, что именно переучивание с левой руки на правую, приводя к конфликту двух полушарий мозга, провоцирует заикание, дислексию и другие проблемы, связанные с языком. В результате педагоги отказались от практики переучивания левшей.

Сенсация о более короткой жизни левшей оказалась ложной

По данным статистического исследования  продолжительности жизни, проводившегося в США в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века, левши в среднем живут на 9 лет меньше правшей. Исследование охватывало 2000 бывших жителей Южной Каролины, респондентами были родственники умерших.

Разница в продолжительности жизни была столь разительной, что ученые задались вопросом, как объяснить ее. Возникла гипотеза, что причиной более ранней смерти левшей становилось то, что материальный мир человека создан для удобства правшей.

Так, например, существует отдельная статистика по автомобильным авариям со смертельным исходом, которая свидетельствует, что риск таковой для левши в 5 раз выше.

Может быть, все дело в том, что не только автомобили, но и другие предметы и устройства созданы преимущественно для тех, кто имеет ведущую правую руку?

К счастью для левшей, дело обстоит иначе.

Практика переучивания детей с левой руки на правую прекратилась сравнительно недавно, а потому опросы зафиксировали в качестве левшей лишь сравнительно молодых из умерших, в то время как многие дожившие до преклонного возраста природные левши в глазах отвечавших на вопросы родственников были правшами и таковыми и предстали в исследовании. Вот откуда взялся этот сдвиг в 9 лет в продолжительности жизни, который на самом деле отсутствует.

Левши лучше видят под водой и быстрее учатся водить автомобиль

Рисунок леворукого художника. Фото с сайта toptenz.net

Между тем, у левшей есть отличия от правшей, помимо леворукости как таковой.

В чем им не позавидуешь: левши чаще страдают от аллергии, мигрени, бессонницы, заикания и дислексии, а также более склонны к алкоголизму.

Зато у них есть и целый ряд преимуществ.

Они обладают способностью быстро адаптировать глаза к подводному зрению, что очень удобно для пловцов и ныряльщиков. Ученые объясняют это опять же доминированием определенных участков мозга, иных, нежели те, что доминируют у праворуких.

Как это ни странно, но левши легче проходят через экзамен по автовождению: один из опросов школ вождения показал, что 57% левшей сдают экзамен с первого раза, в то время как для правшей это доля составляет 47%. Результат поразительный, учитывая то, что автомобили спроектированы для тех, у кого ведущая рука — правая.

Левши быстрее печатают, по крайней мере, по-английски, так как на стандартной клавиатуре можно напечатать примерно 3400 слов одной левой и всего 450 слов одной правой.

Если в областях, связанных с языком, левши уступают правшам, то те предметы, которые требуют пространственного воображения, им даются легче. В одном небольшом опросе 47% студентов художественных колледжей оказались левшами и амбидекстрами (с двумя ведущими руками). Возможно, дело опять в доминировании правого полушария мозга.

Леворукость — биомаркер рисков

В 2013 году исследователь из Йельского университета Джейдон Уэбб провел опрос среди пациентов, имеющих разного рода психотические заболевания, включая шизофрению. Респондентов попросили заполнить анкеты, которые включали вопрос о том, какой рукой они пишут. Оказалось, что около 40% из них — левши. Это очень высокий показатель, учитывая, что доля левшей в населении составляет около 10%.

Ученые считают, что леворукость может служить биомаркером повышенного риска психотических болезней. В исследовании не было выявлено повышенной склонности левшей к другим психическим заболеваниям, например, депрессии. В этих группах доля левшей соответствовала их общей доле в населении.

Среди них больше гениев!

Леворукий Альберт Эйнштейн. Правда, переученный, поэтому на фото он лихо пишет правой — ну гений же. Фото с сайта brainjet.com

Некоторые исследования демонстрируют, что левши лучше справляются с многозадачностью. Это говорит о том, что у них лучше получается управлять несколькими потоками информации. Возможно, что при доминировании правой стороны мозга связь между полушариями осуществляется быстрее, чем в обратной ситуации.

Возможно, что по этой же причине среди левшей выше процент гениев.

Впрочем, стоит иметь в виду, что серьезных и глубоких исследований праворукости не так много, и большинство распространяемых о леворукости идей имеют скорее статус гипотез, нежели научных фактов.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/levshami-byvayut-tolko-lyudi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть