Особенности детского зрения

Характеристика детей с нарушением зрения

Особенности детского зрения

Дети, имеющие проблемы со зрением, значительно отличаются от своих сверстников, они требуют большего к себе внимания, другого подхода к обучению различным навыкам, чем ровесники с хорошим зрением.

У них, как правило, сильнее развиты другие чувствительные органы, с помощью которых они познают мир. Происходит компенсация за счёт отличного слуха и осязания.

Получение знаний и обучающие методики разнятся, и зависят от индивидуальной степени ослабленного зрения.

Зрительные органы играют важную роль как способ собственного восприятия и его развития, так и представления о пространстве вокруг. Все движения, которые совершает человек, контролируются зрением. Для ребёнка это наиболее важный аспект, так как его обучение, ориентирование в среде, полностью зависит от остроты зрения.

Овладение алфавитом, числами, умение ориентироваться по определённым знакам и обозначениям, помогают с самого раннего детства адаптироваться сначала в детском саду, затем в школе и далее по жизни. Есть такое понятие как тифлопедагогика, которая помогает детям с плохим зрением обучаться и получать полноценное образование наравне, со своими сверстниками.

Ребёнок не должен чувствовать себя ущербно, только потому, что обделён острым зрением.

Детские нарушения зрительных органов имеют функциональный и органический характер.

С первыми изменениями можно бороться как самостоятельным путём, так и при помощи специалистов. Они могут корректироваться и поддаваться лечению, вплоть до полного излечения. К таким расстройствам относятся:

  • Близорукость или миопия. Это очень распространённое заболевание, при котором ребёнок из-за недостаточности преломляющей силы в зрительных органах, не в состоянии видеть чётко предметы, находящиеся вдали, например, то, что написано на классной доске. Их поведение и привычки отличаются от здоровых детей тем, что они щурятся, пытаясь разглядеть предметы, сильно наклоняют голову и приближают учебник или книгу к самым глазам.
  • Дальнозоркость или гиперметропия. Здесь, наоборот наблюдается обратное действие, когда после преломления лучей фокус оказывается дальше сетчатки. Такие пациенты не видят близкие предметы, а их зрение сфокусировано на дали. Очень часто при напряжении глаз, у ребёнка с дальнозоркостью возникают головные боли, тяжесть и резь в глазах, сильное и частое утомление от того, что приходится напрягаться, чтобы разглядеть текст книги или рядом лежащий предмет.
  • Косоглазие. Данное заболевание имеет характеристику отклонённой точки фиксации одного из глаз. У детей с подобным недугом снижается острота восприятия глаза с патологией, нарушается в целом восприимчивость обоих глаз. Способность видеть изображение как единое целое, становится невозможной. Причинами такого заболевания могут быть наследственность, психические травмы в виде испуга, болезни инфекционного характера, глазные аномалии и многие другие. Признаки начинают проявляться, как правило, уже в двухлетнем возрасте.
  • Астигматизм — очень распространённое заболевание у детей. Возникает подобное изменение вследствие ранения, операций, заболеваний роговицы. Различается три основных вида: простой астигматизм, сложный и смешанный.
  • Нистагм или дрожание глаз. При данном заболевании наблюдается самопроизвольные колебания глазных яблок. Бывает, что глаза вращаются по — горизонтали, по — вертикали, или по кругу. Этот недуг плохо поддаётся лечению и считается сложным, так как причины лежат в поражениях гипофиза, мозжечка или продолговатого мозга. При нистагме дети имеют слабое зрение, и видят предметы нечёткими.

Органические нарушения зрения, вызваны морфологическими изменениями структур различных отделов, таких как проводящие зрительные пути, нервы или сосуды. Чаще всего такие расстройства связаны с сопутствующими пороками или поражениями. Здесь можно перечислить разные врождённые пороки нервной системы, ДЦП, умственная отсталость или потеря слуха.

Врождённые

Нарушения зрения, полученные при рождении, свидетельствует о факторах повреждающего характера, которые действовали во время внутриутробного развития плода, такие как инфекционные поражения или расстройства метаболического свойства.

Наследственные повреждения, передающиеся по родословной. Здесь наиболее распространёнными являются катаракта, глаукома или дальтонизм.

Приобретённые

Такие нарушения возникают уже после того, как ребёнок родился, и причинами являются инфекции, полученные травмы зрительных органов, тяжёлые заболевания.

Все виды нарушений могут иметь любой характер возникновения. Так, например, близорукость часто бывает как врождённой, так и приобретённой, это во многом зависит от признаков заболевания. То же самое и с другими видами слабого зрения.

Особенности развития

Известно, что благодаря глазам и острому зрению, человек способен получить до 90 процентов всю информацию о мире вокруг себя.

При выпадении этого важного органа из комплекса воспринимающих систем включаются в работу с особой остротой те, которые способны заменить острых взор, это слух и осязание.

Запахи и звуки для слабо видящего человека становятся главным путеводителями и помощниками в мире. Начинается своё формирование окружения, работают ужи и нос, мир начинает приобретать собственное обличие и значение.

Из-за снижения зрения, у ребёнка начинается ограничение рамок, мир познаётся в меньшем объёме. Это может негативно сказаться на развитии многих навыков, таких как речь, память и внимание. У слепого ребёнка нарушается связь между словами и предметами в реальности.

Тем не менее, для слабовидящих детей огромную роль играет жизненная и физическая активность, в виде подвижных занятий, игр или развлечений.

Это позволяет развить координацию до нужного уровня, за счёт неё, ребёнок сможет хорошо ориентироваться в окружающем его пространстве. Чувство мышечной силы, тонуса, стимулирует к движению, а также помогает улучшить зрение.

Но, не стоит сильно усердствовать с физической нагрузкой, так как передозировка в этом смысле также может негативно сказаться на состоянии маленького человека.

Во время обучения жизненным навыкам и каким-либо конкретным действиям очень важно, чтобы ребёнок имел рядом «верную руку». Действие или движение должно дойти до автоматизма, это достигается многократным повторением.

Подбор игрушек для малышей со слабым зрением также имеет особое значение. Предметы должны быть яркими, крупного размера и иметь фактурную поверхность. Это помогает симуляции развития осязательных чувств и остаточного зрения. Музыкальные или шумовые игрушки будут особенно привлекательны и интересны, они позволят ребёнку запомнить предмет и создать определённый образ.

Если в семье есть ребёнок с дефектом зрения, не стоит ограничивать его в общении, внутрисемейные тесные контакты и связи только помогут ему и морально и психологически не стать отшельником, не почувствовать себя изгоем.

Психологическое развитие детей

Развитие слепого или слабовидящего ребёнка намного отличается от полноценного развития нормальных детей. Следует помнить о том, что существуют закономерности, которые невозможно изменить по известным причинам. Три положения, касающиеся дошкольника, которые нужно учитывать, и подходить к нему особенно:

  • Наблюдается отсталость в развитии как физическом, так и в умственном. Это обуславливается ограничением активности и невозможностью успеть везде и всюду, так как дети с острым зрением.
  • Определённые периоды и стадии развития слепого малыша не могут быть в то же время, что и у остальных. Здесь должна быть некая компенсация других органов чувств, и пока не произойдёт замены или компенсации, отсталость будет наблюдаться.
  • В жизни слепого малыша наблюдается некоторая непропорциональность в развитии личностных сторон, это касается речи, мышления, движения.
  • Существуют также проблемы с координацией движений, импульсивность и резкость движений характерна для слепых детей, так как навык ходьбы также приобретается намного позднее.

Профилактика

С самого первого периода появления ребёнка на свет, стоит совершить визит к глазному врачу для определения остроты зрения. Уже в возрасте 1 месяц, матери стоит показать дитя офтальмологу.

После диагностического обследования выявляются возможные проблемы врождённого характера. Очень важны рекомендации по профилактическим действиям с самого раннего возраста, если выявлены патологии. Ранняя диагностика – это возможность избежать многих проблем в будущем, особенно в школьный период.

В случае, если нарушения довольно серьёзные, врач предлагает родителям рассмотреть возможность посещения специализированных детских учреждений для обучения ребёнка. Существуют специальные детские сады и школы-интернаты, в которых слепые или слабовидящие дети могут обучиться при помощи специальных пособий и оборудования для адаптации.

Полезная литература для родителей

Если у ребёнка не значительные отклонения от нормы, и возможны изменения в лучшую сторону, тогда родителям следует проследить за тем, чтобы он выполнял следующие правила:

  • Лежа не читать, делать необходимые паузы для отдыха глаз по 2-3 минуты.
  • Делать специальную гимнастику для глаз.
  • Долго не сидеть у экрана телевизора или монитора.
  • Больше бывать на свежем воздухе и заниматься физкультурой.
  • Есть витамины в виде свежих овощей и фруктов.

Ячмень на глазу: причины появления и лечение

Дистрофия сетчатки глаза, в частности периферическая, описана в этой статье.

Что такое кератит глаза http://eyesdocs.ru/zabolevaniya/keratit/vospalenie-rogovicy-glaza-opredelenie-i-lechenie.html

Выводы

Безусловно, для любого родителя, здоровый малыш – это счастье. Следует делать всё возможное, чтобы ребёнок родился крепким и здоровым, с отличным слухом и зрением. Диагностика на раннем периоде жизни позволит определить патологии разного характера, а внимание и забота поможет вашему малышу успешно подготовиться к жизни и стать полноценным её участником.

Также читайте про то, как оформляется инвалидность по зрению и что такое расфокусировка зрения.

Источник: http://EyesDocs.ru/proverka-zreniya/uprazhneniya-dlya-glaz/xarakteristika-detej-s-narusheniem-zreniya.html

Особенности детского зрения. Детский медицинский центр «Здоровье человека»

Особенности детского зрения

Организм ребенка во многом отличается от организма взрослого. Органы и системы  формируются постепенно, и главная задача родителей – это создать для полноценного развития необходимые условия.

Как известно, почти 80% информации о мире мы узнаем при помощи глаз.

Что важно знать о детском зрении? Как оно отличается от зрения взрослого? Что и как видит малыш разного возраста? Попробуем взглянуть на мир глазами ребенка.

Новорожденный ребенок

Зрение новорожденного малыша еще очень несовершенно. Первой реакцией специалисты считают световую чувствительность: она присутствует сразу с момента появления на свет, хотя и существенно снижена по сравнению со взрослыми из-за незрелости сетчатки. Реакция на свет – первый стимул к началу формирования зрения как системы.

Многие родители, впервые увидев своего малыша, задаются вопросом: какими их видит ребенок? Специалисты считают, что первый «портрет» мамы – это пятно с неясными контурами. Впрочем, это совершенно нормально.

В этом возрасте у ребенка уже развивается центральное зрение и начальные навыки слежения. Особенно за жизненно важными предметами окружающего мира – например, материнской грудью. Ребенок видит грудь и реагирует на нее, переводит взгляд на новые появившиеся в поле зрения предметы. В этом же возрасте начинает формироваться цветовосприятие. Первым человек узнает красный цвет. 

4-6 месяцев

В этом возрасте ребенок уже реагирует на появление лиц рядом с ним, может фокусировать взгляд на интересующих его вещах, прицельно рассматривать их, а также следить за движущимися объектами,  двигаться по направлению к заинтересовавшим его ярким предметам. Малыш уже может различать некоторые цвета, у него сформировано начальное пространственное зрение.

7-10 месяцев

В этом возрасте малыш уже многое знает и умеет, в том числе реагирует на выражение лица человека, обращающегося к нему, узнает свое отражение в зеркале, может распознавать формы предметов (шар, пирамида, куб).

Совершенствуется пространственное восприятие: в этот период ребенок много двигается, осваивая окружающий мир, и постепенно начинает соотносить положение предметов в пространстве с расстоянием, которое нужно преодолеть, чтобы до них добраться.

2-3 года

В этом возрасте зрение уже настолько совершенно, что ребенок больше не промахивается, неправильно оценив расстояние до интересующих его вещей, способен распознавать нарисованные изображения предметов, различает основные формы и цвета, понимает, что такое «далеко» и «близко». Цветовосприятие продолжает формироваться, пространственное мышление делает картину мира все более сложной и детальной.

6-7 лет

В этом возрасте зрение ребенка уже очень похоже на зрение взрослого. Расширяется поле зрения, поэтому общее восприятие мира, детальность картинки становятся совершеннее. Сформировано восприятие цвета, присутствует способность различать и распознавать сложные формы, оттенки, перспективу. 

Проблемы со зрением у детей

Говорить о проблемах с остротой зрения у детей можно, начиная примерно с младшего школьного возраста, поскольку только к этому моменту органы зрения можно считать сформировавшимися. Некоторые проблемы, впрочем, могут возникнуть и гораздо раньше. Чаще всего встречаются следующие нарушения:

  • Косоглазие – неспособность глаз фокусироваться одновременно на одном предмете;
  • Дальтонизм – неспособность различать отдельные цвета;
  • Астигматизм – неправильное восприятие линий, связанное с особенностями строения роговицы;
  • Близорукость и дальнозоркость.

У совсем маленьких детей сложно диагностировать нарушения зрения, поскольку они довольно долгое время могут не проявляться. Очень важно, чтобы родители внимательно наблюдали за малышом. Насторожиться и не откладывая обратиться к детскому офтальмологу нужно, если:

  • Ребенок двигает головой, чтобы рассмотреть интересующий его объект;
  • Есть выраженная асимметрия глаз, глаза «разбегаются»;
  • Ребенок щурит один или оба глаза, часто моргает, держит предметы и книги слишком близко;
  • Ребенок наводит фокус, надавливая пальцем на глаз;
  • Ошибается с оценкой расстояния – наталкивается на предметы, падает.

Если вы отметили что-то из перечисленного, обязательно сходите к офтальмологу – большая часть нарушений зрения в том случае, если она диагностирована вовремя, поддается коррекции. Можно избежать снижения остроты зрения, исправить косоглазие, но важно, чтобы меры были приняты вовремя.

Как помочь ребенку сохранить зрение

В современных условиях нагрузка на зрение у человека значительно выше, чем в предыдущие эпохи. Вы располагаете множеством технических приспособлений, способных самым отрицательным образом сказаться на здоровье глаз. Именно поэтому важно, чтобы зрение ребенка подвергалось, по возможности, щадящим нагрузкам. Универсальные рекомендации нашего офтальмолога:

  • Уделяйте пристальное внимание освещению: место для учебы или игры должно быть хорошо освещено. Лучше всего, если свет будет рассеянным, а вокруг не будет присутствовать поверхностей, которые создают блики.
  • Обязательно подберите мебель, подходящую вашему ребенку по росту: стол, стул должны давать возможность комфортно расположиться, чтобы ребенок не тянулся к нужным вещам и не сгибался над ними.
  • Соблюдайте гигиену глаз: обязательно нужно чередовать зрительные нагрузки с периодом отдыха и расслабления. Если ребенок смотрит телевизор, читает или находится за компьютером, отвлекаться и переводить взгляд на статичные поверхности нужно не реже чем каждые 20 минут. Детям младше 5 лет вообще не рекомендовано смотреть на мерцающий экран дольше 7-10 минут.
  • Старайтесь обеспечить ребенку полноценное питание. Для глаз полезны витамины A и B (рибофлавин), соответственно, в рационе в достаточном количестве должны присутствовать морковь и другие свежие овощи, рыба, кисломолочные продукты. Очень полезна для глаз черника – как в свежем виде, так и в виде специальных добавок.

Берегите глаза вашего ребенка, постарайтесь привить ему правильные привычки и регулярно проходите профессиональную диагностику глаз – и он сможет сохранить хорошее зрение на долгие годы.

Источник: http://detcenter.ru/poleznye-sovety/osobennosti-detskogo-zreniya/

Развитие зрения детей и его особенности

Особенности детского зрения

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире – пожалуй, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи.

Орган зрения ребенка состоит из глазного яблока, зрительных нервов и зрительных центров в головном мозге. В глазном яблоке расположены его оптическая система и светочувствительный слой – сетчатка.

Оптическая система глаза состоит из роговицы, передней и задней камер, заполненных водянистой влагой, хрусталика и стекловидного тела. Вокруг глаза расположены глазодвигательные мышцы.

Оптическая система создает изображение на сетчатке, в клетках которой происходит трансформация световых сигналов в нервный импульс. Нервный импульс по зрительному нерву передается в головной мозг.  

Движения глаз осуществляется с помощью шести мышц. Глаза находятся в непрерывном движении; существуют разные виды движения глаз.  

Орган зрения ребенка проходит несколько этапов развития.

Первый этап – это формирование предметного зрения. В первые дни жизни взгляд у ребенка блуждающий, движения глаз не сопряжены. К 2-3 месяцам появляется предметное зрение – ребенок смыкает веки при быстром приближении предмета, рассматривает свои ручки, узнает материнскую грудь.

В 6-8 месяцев  у ребенка возникают способности различать простые геометрические фигуры, видеть себя в зеркале, в 12 месяцев узнавать себя на фотографиях.

В дальнейшем пространственное зрение быстро прогрессирует, чему весьма способствует умение ребенка ходить и исследовать окружающие удаленные объекты с помощью не только глаз, но и рук.

Ко второму году жизни дети уже могут различать рисунки.

Второй этап – это формирование бинокулярного зрения.                                                      

Бинокуляное зрение означает зрение двумя глазами. Наивысшая степень бинокулярного зрения обозначается как глубинное, пространственное, стереоскопическое. Восприятие глубины возможно только двумя глазами. Зрение одним глазом дает представление лишь о высоте, ширине, форме предмета, но не позволяет судить о взаиморасположении предметов в пространстве.  

Бинокулярное зрение – важная зрительная функция. Формируется бинокулярное зрение к 7-15 годам. Но уже с 6-8 недельного возраста появляются ассоциированные одноименные движения, когда глаза направляются в одну сторону. С 3-го месяца возникает конвергенция, также имеющая значение для развития бинокулярного зрения.

С 5-6 месяцев начинает формироваться фузия – способность к слиянию изображений, появляющихся на обеих сетчатках, в однокорковое. Фузия укрепляется 5-6 годам. Фузия может быть врожденно слабой, а то и вовсе отсутствовать. Отрицательно действуют на фузию истощающие заболевания, повреждение черепа, психические травмы, ослабляя и даже уничтожая фузионную способность.

                                                                

Третий этап – это эмметропизация глаз.                                                                   

Подавляющее большинство детей (по разным данным – до 80% и более) рождаются гиперметропами, что обусловлено короткой передне-задней осью глазного яблока новорожденного (16-18vмм).                                                       

По мере роста глазного яблока гиперметропия постепенно уменьшается до +1,0D или переходит в эмметропию.    

Проверка зрения у детей

Проверка глаз и зрения у детей младшего о дошкольного возраста должна осуществляться как можно раньше.

Как можно проверить зрение малыша, что он именно видит? Такая проверка осуществляется косвенным образом: малыш сидит на руках у мамы, один глаз у него прикрыт, и ему показывают игрушки, яркие картинки.

Начиная с года остроту зрения у детей можно исследовать с помощью показа им с различных расстояний неодинаковые по величине игрушки, с трех лет – детские таблицы для определения остроты зрения.    

Следует помнить, что острота зрения, равная 1,0 и более, формируется у большинства детей к 6-7 годам. Поэтому не всегда зрение меньше 1,0 обязательно связано с какими-то аномалиями или патологическими изменениями со стороны зрительного анализатора.  

В 1 год – 0,3-0,6; в 2 года – 0,4-0,7; в 3 года – 0,6-1,0; в 4 года – 0,7-1,0; в 5 лет 0,8-1,0;  в 6-7 лет – 0,9-1,0; в 8-15 лет 0,9-1,0.   

Исследование остроты зрения  у детей имеет очень важное значение. Ее нарушение может свидетельствовать о ряде тяжелых заболеваний, связанных с нарушением свойств роговицы, хрусталика, стекловидного тела, сетчатки, зрительного нерва и зрительных центров.

Основные формы зрительной патологии

Аномалии рефракции являются клинико-анатомическим признаком, наиболее часто встречающимися у детей с патологией зрения.

Дальнозоркость и дальнозоркий астигматизм – одна из частых причин понижения зрения в детском возрасте. По данным медицинского осмотра детей это патология составляет 37,1%. На втором месте – слабость аккомодации – 29%.

Близорукость чаще стала встречаться в дошкольном возрасте, удельный вес составляет 7,4%.                  

Установлено, что количество близоруких школьников увеличивается по мере перехода с юга на север.                                                                                              

Косоглазие – сложный зрительный дефект, который отрицательно сказывается на функциях глаза и внешнем облике ребенка. На земном шаре имеется около 120 миллионов косящих.

Оно отрицательно влияет на психическое развитие ребенка и ограничивает профессиональную пригодность во многих гражданских профессиях и военных специальностях.

                                                                                                

Основной симптом косоглазия – это нарушение в симметричном положении глаз при взгляде прямо или при других направлениях взора. Принято различать сходящееся косоглазие и расходящееся. Нередко имеется вертикальный компонент.

Предупреждение развития косоглазия и его осложнений является одной из важнейших задач работы по охране зрения у детей. Родовые кровоизлияния в центральную нервную систему – одна из частых причин паралитического косоглазия.

Индивидуальная профилактика косоглазия у каждого ребенка состоит в охране его зрения с первых дней жизни. Недостаточное, а равно слишком яркое освещение, прямые солнечные лучи, свет от незащищенной лампы неблагоприятны для глаз.

Подвешивание игрушек на близком расстоянии от ребенка вызывает напряжение аккомодации и конвергенции, может способствовать развитию косоглазию и близорукости. Лечение косоглазия – очень сложный и длительный процесс.  

Другие причины снижения зрения

  • Патология хрусталика. Наиболее распространенной патологией хрусталика является его помутнение – катаракта. Катаракта – одна из причин слепоты и слабовидения у детей.  
  • Патология сосудистого тракта – это чаще всего врожденные хориоретиниты тосоплазмозной этиологии.
  • Патология зрительного нерва – это атрофии зрительного нерва, врожденные аномалии развития зрительного нерва.
  • Врожденная глаукома или «водянка глаза» – это повышение внутриглазного давления.        
  • Ретинобластома –это злокачественная опухоль на глазном дне(сетчатке).  
  • Ретинопатия недоношенных.
  • Патология сетчатки – это дистрофии, отслойка сетчатки  при высокой степени близорукости, при травмах, при сотрясениях тела.  

Крупнейший немецкий естествоиспытатель прошлого века Г.

Гельмгольц писал: «Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром  и чудеснейшим произведением творческой силы природы».                                          

Наталия Орлова.                                                                                                                   

Женя хочет быть пилотом –                                                                             

Править быстрым самолетом,

Все моря на белом свете                                                                                               

Переплыть желает Петя,                                                                                           

Будет Николай шофером,

Павлик электромонтером                                                                                         

И охотником Илья.                                                                                                      

Но для этого, друзья,                                                                                                    

Кроме знанья и уменья –                                                                                                         

Всем необходимо зренье! 

Источник: https://www.cheldeti.ru/health/articles/razvitie_zreniya_detey_i_ego_osobennosti.html

Восстановление зрения — самостоятельное восстановление зрения без операции

Особенности детского зрения

Особенности детского зрения

Когда мы говорим, что дети – цветы жизни, мы имеем в виду не только то, что они украшают наше существование, наполняют его особым смыслом, гордостью и радостью.

Мы подразумеваем также, что дети, как и цветы, – создания хрупкие, беззащитные, поэтому нуждаются в особой заботе, в бережном обращении и внимании.

И в первую очередь наша забота должна быть направлена на сохранение и поддержание их здоровья.

К сожалению, зачастую забота родителей о здоровье ребенка сводится к лечению явно выраженных заболеваний.

Например, характерными признаками простуды бывают кашель, температура и насморк, поэтому мама и папа сразу понимают, что малыш болен.

Если ребенок не жалуется на боль и дискомфорт, это не значит, что он здоров, – некоторые заболевания протекают скрыто, без заметных симптомов.

Хотя если задуматься, их все-таки можно заметить, если присмотреться повнимательнее. К таким отклонениям относятся и большинство дефектов зрения.

Разумеется, родители не всегда способны самостоятельно обнаружить и правильно оценить наличие у ребенка нарушений зрения. Именно поэтому следует помнить, что ребенку необходим регулярный осмотр у офтальмолога – в идеале один-два раза в год.

Это позволит своевременно выявить ту или иную патологию и начать лечение, что в свою очередь снизит риск осложнения заболевания или его перехода в хроническую форму.

Окулисты считают, что обязательно нужно привести ребенка на осмотр в годовалом возрасте, затем в три, пять и семь лет.

Также важно помнить, что детский организм во многом отличается от взрослого, поскольку он находится в процессе роста и развития, а это делает его уязвимым и беззащитным – любая патология, вовремя не замеченная родителями или врачом, может привести к тяжелым неизлечимым болезням. И особенно это касается зрения, ведь 90 % информации об окружающем мире малыш получает посредством глаз, а правильное и полное восприятие способствует развитию гармоничной личности.

Строение детских глазок имеет свои особенности. У младенцев глазные яблоки более короткие, поэтому лучи света фокусируются не на сетчатке, а за ней. Иными словами, практически каждый малыш рождается с дальнозоркостью. Это совершенно нормально и не говорит о том, что у ребенка проблемы со зрением – в течение первого года жизни глазные яблоки интенсивно растут.

К 3-5 годам их развитие завершается, и врожденная дальнозоркость исчезает.

Однако именно в этот период оптическая система глаз отличается повышенной уязвимостью и требует особого внимания со стороны родителей, поэтому необходимо тщательно «дозировать» зрительные нагрузки.

Это значит, что нужно ограничивать разумными рамками время, потраченное ребенком на занятия, которые связаны со зрительным напряжением: рисование, чтение, просмотр телевизионных передач, компьютерные игры.

Дети и телевизор

Большинство родителей и врачей не без оснований считают главными «врагами» детского зрения и психики телевизор и компьютер, поэтому и стараются свести время на такие развлечения к минимуму. Чтобы понять, почему эти ограничения важны, следует разобраться, что происходит с глазами ребенка в процессе таких занятий.

Когда малыш смотрит телевизор, изображение с экрана его глаза воспринимают в качестве светового потока, который преломляется внутри глазного яблока и проецируется на сетчатку.

Для того чтобы увидеть картинку максимально четкой, ребенок рефлекторно, не задумываясь и не понимая собственной реакции, напрягает глазки.

Плюс ко всему изображение на экране постоянно движется, его детали бывают мелкими или непонятными детскому сознанию, что заставляет малыша сосредоточиться на более внимательном его рассмотрении, а это еще больше увеличивает напряжение глаз.

Если же ребенок проводит перед телевизором или компьютером слишком много времени, день за днем, нагрузка на глаза становится чрезмерной.

Ситуация значительно усугубляется, если просмотр телевизора осуществляется в плохо освещенном помещении. Нетрудно догадаться, что рано или поздно ребенок начинает испытывать зрительное переутомление: глаза краснеют, появляется ощущение рези, начинаются головные боли. Если вовремя не принять меры, это приведет к ухудшению зрения – развитию близорукости и других патологий.

Однако родителям все-таки не стоит пугаться и полностью исключать из жизни ребенка телевизор, компьютер и чтение – вполне достаточно строго ограничить время на эти занятия.

В конце концов, телевизор является неотъемлемой частью развития ребенка – малышу нужны мультфильмы, образовательные передачи, интересные книги, а в наш век глобальной компьютеризации он должен осваивать компьютер. Просто маме с папой следует внимательно следить за тем, чтобы нагрузка на детские глаза была разумной.

Единственное исключение составляют малыши младше двух лет – им телевизор не рекомендован. Во-первых, они мало что понимают из увиденного, ведь для них это просто яркие картинки. Во-вторых, помимо нагрузки на зрение, телевизор, как правило, возбуждает ребенка, то есть воздействует на его центральную нервную систему.

Детей старше двух лет можно допускать до просмотра телепередач не более чем на 30 минут в день, детишек от трех до семи лет – на 40-50 минут, от семи до тринадцати – на 1,5-2 часа.

Не менее важно грамотно построить «общение» ребенка с телевизором.

Есть несколько простых правил:

1. Смотреть телевизор нужно только сидя, желательно в удобном кресле.

2. Экран должен быть расположен точно перед ребенком. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы малыш смотрел на экран сбоку.

3. В вечернее время необходимо дополнительное освещение в комнате. Если утром или днем в комнату проникает яркий солнечный свет, а телевизор стоит таким образом, что ребенок сидит напротив окна, изображение на экране становится плохо различимым, что создает сильную нагрузку на глаза, поэтому шторы лучше немного задернуть.

4. Расстояние от глаз до экрана должно быть не менее трех метров, при условии что диагональ экрана составляет 21 дюйм, то есть чуть более 0,5 м. Чем больше экран, тем дальше от него нужно посадить ребенка. При этом тип экрана – обычный, плоский, жидкокристаллический, плазменный – не имеет особого значения.

Для детей до 5-7 лет также не рекомендовано длительное времяпрепровождение у компьютера – не более 1,5 часов в день. Более старшим детям при работе на компьютере необходимы 10-15 минут отдыха на каждый час «глазения» в монитор. Помимо этого, нужно удостовериться, что компьютерный экран имеет слой, защищающий глаза от излучения.

Как сохранить зрение ребенка?

Зрение – один из важнейших способов восприятия действительности, данных человеку природой. Как известно, посредством оптической системы глаз мы воспринимаем до 90 % информации об окружающем мире.

Особенно важную роль зрение играет у детей, поскольку в процессе роста каждый ребенок развивается и формируется как личность исходя из того, что он видит, в каком качестве визуально воспринимает предметы, объекты и явления.

Поэтому разного рода патологии зрения, глазные заболевания – острая проблема, причем не только медицинская, но и социальная.

К сожалению, развитие зрительных дефектов, ведущих к снижению зрения, в большинстве случаев происходит постепенно и без ярко выраженных симптомов. Ребенок, особенно маленький, не в состоянии понять, что нечеткие очертания предметов являются главным сигналом тревоги.

К тому же, дети обычно не жалуются на заболевания, которые не причиняют болезненных ощущений или дискомфорта. Родители же начинают замечать неладное только тогда, когда патология уже находится на зрелой стадии, а это значительно затрудняет лечение и повышает риск необратимого снижения остроты зрения.

Именно поэтому офтальмологи рекомендуют взять за правило ежегодную проверку детского зрения – это поможет своевременно диагностировать сбои в зрительной системе на ранней стадии.

!

Статистика показывает, что за последние 5 лет уровень глазных заболеваний и патологий среди детей вырос в 1,5 раза. Это связано в первую очередь с нагрузками, обусловленными работой на компьютере, нарушением санитарных норм освещения в школах, неправильным питанием, а также ухудшением экологической обстановки.

Помимо ежегодного обследования, родителям следует внимательно присматриваться к ребенку – его поведение может подсказать о зарождающихся проблемах со зрением.

Если малыш щурится, глядя на удаленные предметы, если он низко склоняется над столом, когда читает или рисует, часто спотыкается и роняет предметы, старается сесть ближе к телевизору, постоянно склоняет головку набок, тянется к удаленному предмету, а взяв его в руки, теряет к нему интерес, если его глаза часто слезятся – все это говорит о необходимости посещения офтальмолога.

Кроме того, с ребенком необходимо регулярно, примерно раз в три месяца, проводить тестирование в домашних условиях: один глаз малыша нужно прикрыть плотным листом бумаги или картона и попросить его что-нибудь нарисовать, раскрасить картинку или собрать мозаику. Затем то же самое нужно сделать, прикрыв другой глазик.

Ребенок с нормальным зрением должен без труда справиться с заданием. Есть и еще один эффективный тест, правда, подходит он в основном для детей, умеющих читать. Малыша нужно подвести к книжному шкафу на то расстояние, с которого родитель сам способен четко разглядеть названия книг.

Если у мамы или папы проблемы со зрением, следует надеть очки. Ребенок, у которого хорошее зрение, должен без труда прочесть название каждой указанной книги – сначала одним глазом, потом другим.

Также желательно выбрать несколько книг с однотонной обложкой и попросить его назвать цвет – это необходимо для того, чтобы убедиться, что он различает цвета, то есть не страдает дальтонизмом.

И еще один нюанс. Даже если очередное посещение окулиста показало, что глазки ребенка здоровы, это не дает гарантии, что так будет всегда.

Детский организм очень хрупок, он нуждается в поддержке, поэтому на очередной консультации можно обговорить с офтальмологом прием витаминов для глаз, например, на основе черники.

Такие препараты укрепляют зрительную систему и помогают сохранить зрение острым.

Одним словом, родителям важно помнить, что лечение любых глазных заболеваний и патологий будет гораздо эффективнее, если вовремя заметить надвигающиеся проблемы со зрением.

Источник: http://laski-glazkam.ru/stati/o_glazah/osobennosti-detskogo-zreniya

Развитие зрительных функций у детей

Особенности детского зрения

Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами — прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции.

Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12–14 годам становится почти нормальной.

Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету.

Но уже на 2–3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Центральное зрение

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2–З-м месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.

На 4–6-м месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше — на 2–3-м месяце замечает грудь матери.

На 7–10-м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2–3-м году жизни нарисованные изображения предметов.

Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005–0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01–0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2–0,3 и только к 6–7 годам (а по разным данным и к 10–11) достигает 0,8–1,0.

Цветовосприятие

Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2–6 мес.

Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4–5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться.

Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2–3 см больше, чем у взрослых.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.

  • При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2–5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии.

Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга.

В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2–7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.

  • Проверка зрения у ребенка online

Источник: https://www.excimerclinic.ru/babyvision/evolution/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.