Половое воспитание

Все мы знаем, что изучение истории в школе обычно начинается с рассказа о жизни первобытных людей.

Мужчины того времени целыми днями бегали с копьями в поисках добычи, а женщины занимались воспитанием детей и следили, чтобы огонь в пещере не погас.

Сейчас такой устой правил кажется нам банальным и абсурдным, но на самом деле ничего не изменилось: мужья посвящают большую часть времени «зарабатыванию» денег, в то время как их жены играют роль хранительниц семейного очага.

Чтобы вырастить из маленькой принцессы достойную представительницу женского пола, нельзя забывать о половом воспитании девочки. Как бы этого не хотелось, но любимая крошка-дочь вскоре вырастет и покинет родительский дом, чтобы создать собственную семью.

А до того момента вся ответственность за развитие и поведение ребенка лежит на плечах мамы с папой.

Правильное половое воспитание девочек поможет избежать многих ошибок, среди которых сексуальная закомплексованность, ранее начало половой жизни, нежелательная беременность и т.д.

Содержание

Половое воспитание девочек. Когда уже пора?

Ошибочно полагая, что половое развитие девочки необходимо начинать после наступления первой менструации, родители рискуют быть непонятыми.

Время первой менструации в среднем приходится на возраст 11-13 лет, когда в молодом организме происходит целый ряд изменений, немного пугающих ребенка: увеличиваются молочные железы, усиливается рост волос в интимной зоне, появляется более выраженный интерес к противоположному полу.

Не понимая, почему ее тело так быстро меняется, молодая девушка испытывает чувство стыда и недоверия. В такие моменты девочка меньше всего хочет слушать советы и рекомендации родителей, которые, как ей кажется, никогда ее не поймут.

Начало полового воспитания девочки должно быть положено в раннем возрасте, когда ребенок знакомится с собственным телом.

Интерес к собственным гениталиям появляется примерно к двум годам, что проявляется в поглаживании своих либо рассматривании чужих наружных половых органов.

Ничего в этом страшного нет, ведь дети, в отличие от взрослых, не воспринимают собственные действия, как нечто пошлое и запрещенное.

ВАЖНО! Если вы заметили, что девочка часто «играет» со своими гениталиями, постарайтесь как можно мягче объяснить ей, что так делать не нужно – туда могут попасть микробы, которые вызовут болезнь. Резкий запрет и угрозы о наказании не всегда дают желаемый эффект, в некоторых случаях ребенок продолжает это делать тайком, испытывая при этом чувство страха.

Половое воспитание девочек. Откуда берутся дети?

Кого-то нашли в капусте, соседского мальчика купили в магазине, а сестренку принес аист – неужели наши родители думали, что таким образом смогут защитить нас от правды, которая, по их мнению, способна развратить ребенка? К сожалению, при таком половом воспитании девочки все равно узнавали историю своего появления, правда, от ровесников, которые добавляли красок рассказу. Детские психологи утверждают, что раннее посвящение девочки в тайну ее рождения способствует правильному формированию представления об отношениях между мужчиной и женщиной, благодаря чему девочка сможет в будущем стать хорошей женой и матерью.
Половое воспитание девочек не должно обходить стороной тему появления детей. Как правило, готовиться к серьезному разговору с дочерью пора, когда малышка достигает пятилетнего возраста. «Почемучка» хочет все знать в подробностях, поэтому ответ должен быть исчерпывающим.

Рассказать о появлении детей можно и без интимных подробностей.

Начать половое воспитание девочки можно с того, что мужчины и женщины разные по своему строению: у мужчин между ног находится пенис, а у женщины – влагалище.

Рассказ об анатомических особенностях не должен вызывать у родителей смущения и чувства неловкости, лучше дочка узнает истинные название и предназначение половых органов от мамы с папой – самых близких и родных людей.

В следующий раз вернуться к теме полового воспитания девочки можно при появлении первой менструации, для более подробного и доходчивого объяснения особенностей женского организма.

ВАЖНО! Следует объяснить дочке, что дети появляются только тогда, когда мужчина и женщина любят друг друга. Именно такой подход защитит крошку от беспорядочных половых связей в подростковом возрасте.

Половое воспитание девочек. Основные рекомендации

1. С раннего возраста говорите дочке о том, что она любима мамой и папой. Несколько ласковых и теплых слов в день способствуют повышению самооценки девочки, что в дальнейшем облегчит общение с противоположным полом.

2. Девочки нуждаются в оценке собственной внешности, особенно в период полового созревания. Молодой девушке жизненно необходимо знать о своей красоте и привлекательности, и желательно,чтобы об этом ей говорили отец или старший брат. Взаимоотношения дочки и отца – стандарт, которого в дальнейшем будет придерживаться девушка при общении с противоположным полом.

3. Меньше агрессии, больше доброты и ласки. В отличие от мальчиков, при воспитании которых иногда требуется проявить твердость характера, девочки нуждаются в ласке и заботе. Именно прививание доброты с раннего детства способствует развитию таких качеств, как женственность и чувственность.

Половое воспитание девочек. Ошибки в общении с ребенком

Страх перед беседой с ребенком.

Одной из наиболее распространенных ошибок в половом воспитании девочки является неадекватная реакция родителей на вопросы ребенка интимного характера.

При общении с дочкой на темы сексуального плана стеснение, неловкость и недосказанность – самые главные враги.

Так или иначе, но кроха почувствует растерянность и неуверенность взрослого, что может отразиться на взаимоотношениях и вызвать недоверие к родителю.

Табу на тему секса.

Чрезмерная опека при половом воспитании девочки может негативно отразиться на ее отношении к сексу. Если при каждой эротической сцене во время совместного просмотра фильма родители закрывают девочке глаза, она воспринимает сексуальные взаимоотношения мужчины и женщины как нечто неприличное и запрещенное.

Ни слова о контрацепции.

Очень важно, чтобы девочка-подросток имела представление о средствах контрацепции.

Многие родители почему-то уверены, что укрытие информации об интимных отношениях с противоположным полом при половом воспитании девочки убережет ее от раннего вступления в половую жизнь.

На самом деле, незнание предназначения презерватива существенно повышает риск развития нежелательной беременности и возникновения венерических заболеваний.

Источник: http://nasha-mamochka.ru/o-detyah/vospitanie/polovoe-vospitanie-devochek/370

Глава 15. Половое воспитание и половое просвещение детей и подростков

Половое воспитание

Половое воспитание– это система мер, направленных навоспитание у детей, подростков и молодежиправильного отношения к вопросам пола.

Задача полового воспитания – способствоватьгармоничному развитию подрастающегопоколения, полноценному формированиюдетородной функции, соблюдениюнравственных норм в половом поведении,содействовать укреплению брака и семьи.

Представление о том, что половымвоспитанием надо заниматься тогда,когда дети вступают в период половогосозревания, неправильно, так как частьвопросов надо решать уже в детстве.Малыш вступает в мир не абстрактнымдитятей, но будущим мужчиной или женщиной.Даже уход за ними не одинаков, а темболее – воспитание.

Цель педагогическихзабот взрослых – как можно деликатнееучить мальчика быть мужчиной, девочку– женщиной. Медики и психологи считают,что утрата чувства пола порождаетглубокие изменения всей личностичеловека. У такого человека наблюдаетсяощутимая потеря своего «Я», нарушаетсявся система его отношений с другимилюдьми. Даже небольшое отклонение отнормы в области полового самосознаниявлияет на семейную жизнь разрушающе.

Половое воспитаниедолжно быть составной частью комплексаучебно-воспитательных мероприятий,осуществляемых в семье, дошкольномучреждении, школе и т.д. Необходимастрогая дифференцировка половоговоспитания в зависимости от пола,возраста, степени подготовленностидетей.

Обязательное условие эффективности полового воспитания – единый подходсо стороны родителей, медицинскихработников, педагогов, воспитателей.Неподготовленность и неосведомлённостьподростков в вопросах пола нередкоявляется причиной тяжелых жизненныхситуаций. Неосведомлённые в вопросахпола подростки часто пугаются и стыдятсяфизиологических изменений, происходящихв их организме.

Не найдя ответа у родителейи педагогов, они нередко прибегают кслучайным источникам, получая, какправило, искаженные сведения. В своевремя В.Г.Белинский отмечал, чтонравственная чистота вовсе не заключаетсяв неведении, но подразумевает сохранениедобродетели при достаточной осведомлённости.

Большую опасность несёт в себе ипротивоположная тенденция, характеризующаясяростом сексуальной тематики в литературе,кино и на телевидении. В связи с этимочевидна роль полового воспитания вобщей системе воспитания подрастающегопоколения.

Половое просвещениезаключается в ознакомлении детей санатомо-физиологическими, сексологическими,гигиеническими и другими сведениямипо вопросам пола и половой жизни.

15.2. Этапы полового воспитания и просвещения. Роль семьи в формировании детских и юношеских представлений в вопросах пола

В процессе половоговоспитания можно условно выделитьнесколько этапов: 1-й до 5-7 лет, 2-й – 7-13лет, 3-й – 12-15 лет, 4-й – 15-17 лет.

Родителям необходимознать, прежде всего, физиологическиеособенности развития ребёнка, то естькакие внешние проявления половой системыпринимать за нормальные и какие следуетсчитать отклонениями от нормы.

Надознать также, что является нормальным всексуальном (половом) развитии ребёнка(например, у мальчиков первого годажизни перед мочеиспусканием можетнаблюдаться эрекция (напряжение половогочлена). С первых дней жизни ребёнканеобходимо проводить туалет наружныхполовых органов.

После каждогомочеиспускания ребёнка подмывают безмыла, после дефекации – с мылом. Приэтом девочек надо подмывать в направленииспереди назад. Необходимо прививатьгигиенические навыки по уходу за телом,умению подмываться (с 5-летнего возраста),регулярному мочеиспусканию и опорожнениюкишечника.

Необходимо устранятьраздражающие действия на эрогенныезоны (избегать ношения тесной одежды,лечить глистные инвазии). Формированиюпонятия половой принадлежностиспособствует то, что взрослые постоянноподчёркивают: это дядя, это тётя, этомальчик, девочка. В 3 года ребёнокзаявляет: «Я мальчик» или «Я девочка».Он уже знает назначение многих органовтела.

Дети в этом возрасте задают вопросытипа: «Откуда я взялся?» На эти вопросыследует отвечать, например, так (дляматери): «Я родила тебя в роддоме» Можнопривести сравнения из жизни животных.Излишняя детализация процесса рожденияможет пробудить в детях интерес ксексуальным подробностям.

Не надоотказываться отвечать на вопросы, этолишь увеличивает интерес ребёнка ктеме, заставляет искать ответ у более«осведомлённых» лиц. Что касаетсявымысла и сказок, к которым иногдаприбегают родители, то со временемнаступает разоблачение этих уловок икак следствие возникает недоверие детейк родителям, стремление побольше узнатьо скрываемой от них стороне жизни.

Важно добиться уребёнка уважения ко всему, что связанос рождением, и, в первую очередь,почтительное отношение к матери. Ребёнкунадо внушить, что он появился потому,что мать и отец любили друг друга и оченьхотели его появления. С первых лет жизнинеобходим дифференцированный подходк воспитанию мальчиков и девочек.

Мальчикам покупают одни игрушки, девочкам– другие. Игры детей разные. Мальчикичаще играют в войну, а девочки – в куклы.Воспитание сына – это, прежде всего,будущего мужа, отца. Если мальчик сраннего возраста с уважением относитсяк матери, бабушке, сестре, то впоследствиибудет так же относиться и к девушке,жене.

В семье отношение к мальчику должнобыть строже, неудачи следует критиковатьрезче. Будущих мужчин с раннего детстванеобходимо готовить к преодолениюжизненных трудностей. С раннего возраставажно требовать от мальчиков, чтобы онизащищали девочек, уступали им место,помогали выполнять более тяжелуюфизическую работу.

У девочек же надовоспитывать правильное отношение кмальчикам, учить проявлять чуткость,заботливость. В дошкольном возрасте удевочек проявляется желание наряжаться,украшать себя. Они, подражая взрослым,красят губы, подводят брови, хотят бытькрасивыми.

Надо не высмеивать раннеестремление девочек к красоте, а прививатьим основы хорошего вкуса, чувство меры.При этом половое воспитание тесносвязано с эстетическим.

У детей в семьедолжны быть определённые обязанности.Мальчик, девочка после игры могут убратьигрушки в коробку. Чем старше ребёнок,тем сложнее обязанности.

К.Д.Ушинскийуказывал на то, что стремление некоторыхродителей огородить своего ребёнка оттруда и любой ответственности, создатьмаксимум благ и минимум трудностей,приводит к моральному притуплению,скуке, погоне за низменными наслаждениями.

Родители должнывнимательно следить за половым развитиемребёнка.

Одно из наиболеечастых проявлений задержки половогоразвития у мальчиков – крипторхизм,когда одноили оба яичка находятся в паховом каналеили брюшной полости.

При этом оченьважно начать лечение как можно раньше,так как крипторхизм приводит к перерождениюткани яичек и к бесплодию.

Бить тревогунадо и в том случае, если яички будутпрощупываться как очень маленькиегорошины, что говорит об их недоразвитии.

У мальчиков можетнаблюдаться врождённое расширение венсеменного канатика (варикоцеле):в области мошонки появляется клубоквыпячивающихся сосудов. Устранить этоможно только хирургическим путём.

В первое времяпосле рождения у мальчика внутреннийлисток крайней плоти как бы склеен споверхностью головки полового члена.Такое состояние называется физиологическимфимозом ине должно вызывать опасений. На 2-м или3-м году жизни ребёнка происходитсамопроизвольное отделение крайнейплоти от головки полового члена.

Однако у некоторыхдетей отверстие крайней плоти узкое иголовка не обнажается. В этом случаетребуется несложная операция – рассечениекрайней плоти; если этого не сделатьсвоевременно, могут развиться осложнения,например, парафимоз– ущемление головки полового членавплоть до омертвения тканей.

При заболеванияхцентральной нервной системы (ЦНС),опухолях, эндокринных желез возникаетпреждевременное половое развитиемальчиков. Такие мальчики в первые 2-3года жизни быстро растут, в 3-5 лет ихрост может соответствовать росту7-8-летнего ребёнка.

Зоны костного ростазакрываются раньше – в 8-10 лет, вместо19-20 лет. Интенсивно развиваются мышц,фигура становится непропорциональной.Рано, с 2-3 лет начинает расти половойчлен, а размеры яичек могут отставатьот возрастной нормы.

Преждевременнопоявляется и огрубение голоса. Приначавшихся признаках раннего половогоразвития родители должны обратиться кэндокринологу. При ушибе или раненииполовых органов ребёнка надо показатьврачу.

Если у девочки при этом произошлоповреждение девственной плевы родители,должны сохранить документ, выданныйврачом.

На втором этапе–7-13 лет –дети, до того дружно игравшие вместе,чётко разделяются на два лагеря:мальчики-девочки. Ребёнок выбирает себеполовую (в социальном отношении) роль.В это же время формируется и характер.

В этом возрастной период жизни ребёнкаособую роль играют взаимоотношенияродителей, которые воспринимаются имкак образец взаимоотношений полов. Всемьях, где мать требовательная,эмоционально сдержанная, а отец ласковый,уступчивый, девочки часто вырастаютрезкими, мужиковатыми, а мальчики –феминизированными.

В играх детей этоговозрастав нередко отмечаются мужскоеили женское социальное поведение:казаки-разбойники или дочки-матери ит.д.

Мальчик можетиграть в дочки-матери, но быть при этомотцом или сыном. Если же он легкосоглашается на роль «мамы», «дочки», -над этим уже стоит серьезно задуматься.Но вмешиваться в детские игры не стоит,даже если они кажутся неприличными.

Каждый 6-й ребёнок при игре в больницу,в доктора обнажает живот или ягодицы,каждый 8-й – половые органы. Педагогическоевмешательство может потребоватьсятолько в тех случаях, когда в игреучаствуют более старшие дети и подростки,которые могут оказать дурное влияниена детей.

Для нормального половогоразвития и установления правильныхотношений между мальчиками и девочкамиважно воспитать такие нравственныекачества, как стыдливость, готовностьоказать помощь. Необходимо формироватьобщие интересы (посещение музеев, театрови т.д.).

Нередко в дошкольном и младшемшкольном возрасте у детей возникаетчувство симпатии, влюблённости. В такихслучаях не надо фиксировать на этомвнимание ребёнка, лучше постаратьсяпереключить его интересы на книги, игрыи т.д.

Третий период(с 12-14 лет у девочек, с 13-15 лет у мальчиков)– подростковый период, период половогосозревания. К этому периоду подросткиособенно девочки, должны приобрестивсе необходимые навыки ухода за собой.

Мать должна подготовить девочку кпоявлению менструаций. Половое воспитаниев этот период должно учитывать происходящиев организме подростка функциональныеизменения.

Этот возраст характеризуетсяусилением функции эндокринных желез,особенно половых, что, способствуетпостепенному пробуждению половоговлечения.

Характер появленияновых черт: стремление к самостоятельности,самоутверждению. У подростков особенновыражена дисгармония между процессомполового созревания, проявлениемполового влечения и уровнем зрелости.Поэтому очень важно, чтобы представлениео половом развитии и гигиеническихнавыках подросток получил от родителей.

Девочку в этот период следует подготовитьк тому, что у неё появятся менструации,а мальчика – к появлению поллюций.Матери должны научить правилам туалетадевочек при менструациях, ведениеменструального дневника. Рассказать офизиологии этого явления, об одежде,питании и режиме в этот период.

Мальчикидолжны знать, что поллюции – этозакономерное, естественное явление,при котором необходимо соблюдениеправил элементарной гигиены.

Очень важно впериод полового созревания оберегатьподростка от преждевременного пробуждениячувственности; решающую роль при этомимеют условия жизни в семье.

Такиеявления, как пьянство, безнравственноеповедение взрослых формируют распущенность,цинизм. Возбуждающе действуют эротическиесцены в жизни, кино, литературе.

Вредноевлияние оказывает разрешение детямподолгу нежиться в постели, обильнаяжирная и пряная пища, сладости. Совершенноне допустим алкоголь.

Основная цельполового воспитания подростков –воспитатьв них моральную устойчивость к разнымразвращающим влияниям.

Четвёртый этап– половоевоспитание подростков старшего школьноговозраста (юношей и девушек) и окончившихшколу должно заключаться в освещениивопросов взаимоотношений полов внравственном, социальном и гигиеническомаспектах, изложения основ гигиены ифизиологии половой жизни, гигиены брака.

В этот период у девушек возникает желаниенравиться окружающим, стремление клюбви, ласке. Юноши присматриваются кдевушкам, стараются выглядеть взрослее,в связи, с чем нередко перенимают привычкивзрослых (в том числе вредные: курение,употребление алкоголя).

Молодые людииногда чувствуют себя неловко в обществесверстников противоположного пола и вэтот период важно тактично помочь им.Если жизнь молодых людей наполненаувлекательными делами, то чрезмерногоинтереса к вопросам пола обычно невозникает.

В связи с этим важное значениев этот период имеет воспитание творческихнаклонностей, занятия физкультурой испортом, которые способствуют гармоничномуразвитию организма.

В юношеском возрасте между юношей идевушкой могут установиться дружескиеотношения, что нередко пугает родителейи педагогов, которые иногда прибегаютк всевозможным запретам, приводящимчаще всего к конфликтам. Вместе с тем,проявляя деликатность взрослые недолжны занимать позицию полногоневмешательства.

При половом воспитанииюношей важно сохранить у них чувствонежного отношения к матери, что «если,вырастая, ребёнок не научился любитьродителей, братьев, сестёр…, оченьтрудно рассчитывать, что он способенглубоко полюбить избранную женщину».Родители должны воспитывать у сыновеймужскую сдержанность, уважение к девушке.В половом воспитании девушки необходимобольшее внимание уделять разъяснениюпонятий «девичья честь», воспитаниючувства женского достоинства. Половоевоспитание проводят родители, медработники,воспитатели и педагоги.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4017108/page:50/

Как помочь ребенку сформировать правильное отношение к сексу: подводные камни и простые решения

Половое воспитание

Добрый день, дорогие читатели моего блога! Половое воспитание ребенка дело непростое.

Родители задаются огромным количеством вопросов: когда стоит поговорить, что сказать, как правильно объяснить, какие подобрать слова и многое другое. Эта тема действительно очень важна в воспитательном процессе.

Ведь именно благодаря грамотному подходу родители могут воспитать будущего настоящего мужчину или женственную девушку.

Есть ли разница?

Один из главных вопросов — есть ли разница в половом воспитании мальчика и девочки? Я отвечаю так: вопрос не в том, есть ли разница, а в том, как привить и тому и другой грамотные нормы и морали.

Основная задача родителей показать, как должны взаимодействовать мужчина и женщина. Невозможно научить мальчика быть галантным или девочку быть женственной, если у родителей лишь однобокое представление о половом воспитании.

Этот процесс должен проходить в обе стороны.

Особенности воспитания девочки заключаются в положительном примере матери, старшей сестры, бабушки или других женщин в семье. Именно с них маленькая принцесса берет пример и учиться взаимодействовать с мальчиками. От отца она будет брать пример того, как мужчина должен поступать.

Особенности воспитания мальчика заключается в правильном примере настоящего мужчины.

Я всегда говорила и буду продолжать это делать, что у маленького мальчика обязательно должен быть пример перед глазами. Даже если его воспитывает только мама, парню необходим пример.

Это может быть друг семьи, дядя, дедушка, отчим. Кроме того, мама показывает будущему мужчине как ведут себя женщины. Помните об этом.

То как происходит общение между мамой и папой в семье, накладывает свой отпечаток на детей. Поэтому вам необходимо быть невероятно аккуратными. Одна моя знакомая барышня одна воспитывает сына.

Сюсюкается с ним, звонит по сто раз в день, сама делает за него какие-то вещи. Примера мужчины, к сожалению, в этой семье нет. И вот сыночку уже почти двадцать лет.

Как вы думаете, каким растет этот будущий мужчина? Он не может сделать ни одного шага без разрешения матери. Хотите ли вы такого будущего для своего ребенка?

Помните, что нет разницы в половом воспитании детей. Это единый процесс. Неважно растет у вас дочь или сын. И девочки, и мальчики должны понимать всю картинку целиком. Невозможно обучить детей межполовым отношениям только с одной стороны.

Как и когда стоит поговорить

Еще один важный вопрос — в каком возрасте необходимо поднять столь щепетильную тему. Здесь нет одного правильного ответа.

Скорее всего, вам предстоит поговорить с сыном или дочерью тогда, когда они сами придут к вам с вопросом.

Поэтому вы должны быть готовы еще в период беременности. Вы должны знать четкий ответ на вопрос «откуда берутся дети», «чем отличается мальчик от девочки», «а что это у меня за штучка такая и почему у Таньки из садика ее нет».

Дети дошкольного возраста часто рассматривают себя и других деток в садике. Смотря как они устроены. Им интересно, почему у мальчиков есть «штучка», а у девочек нет. Мальчики приходят к папе и просят показать, как устроено у него. Не стоит этого стесняться и бояться. Это абсолютно нормальный интерес к своему телу.

Если для вас самих важно, в каком возрасте разговаривать, например, в пять лет или в восемь лет, тогда запланируйте разговор на это время. Но я вам скажу по опыту, чаще всего такие планы нарушаются. Либо детьми, становящимися любопытными раньше, либо самими мамами и папами.

Случается и такое, что дитё застает родителей в самый интимный момент. Не пугайтесь, не устраивайте истерику и не ругайтесь ни в коем случае. Что делать в подобной ситуации у меня подробно описано в статье «Что делать, если ребенок увидел это».

Могу сказать только одно — действуйте исходя из сложившейся ситуации. Заранее подготовьтесь к подобному разговору. Не нервничайте, ведь это жизненный и нормальный вопрос, который каждый малыш хочет выяснить для себя.

Переходный возраст

Самым сложным считается время, когда человек переживает подростковые проблемы. У подростков свое мнение, свои мысли, свой ответ на каждый вопрос. С ними взаимодействовать бывает крайне проблематично. Юноши и девушки не хотят разговаривать со своими родителями из-за непонимания, из-за разницы в возрасте. причина, по которой дети могут не обращаться к своим родителям, страх непонимания.

Избежать подобных трудностей можно. Следует придерживаться всего нескольких простых вещей.

Первое, быть честным со своими детьми. Правду говорить иногда очень тяжело, но помните, что ложь всегда вскроется и посеет недоверие между вами.

Второе — это как раз доверие. Родителя должны доверять своим детям. Когда он будет чувствовать это с их стороны, тогда и сам сможет довериться. Прийти и честно рассказать, что с ним происходит, какие проблемы его тревожат, о чем он думает чаще всего.

Третье, не устраивать гестапо. Не лезьте ни в коем случае в личный дневник. Секреты должны быть у всех. И это какой-то придуманный миф, что от родителей секретов не должно быть. Здесь скорее речь идет не о секретах, а о личном пространстве.

Согласитесь, в вашей жизни наверняка есть такие вещи, которые вы не обсуждаете с мамой или папой. Вот и у вашего малыша должно быть личное пространство. Здесь вспоминаем про доверие.

задача родителей

Ваша основная задача в половом воспитании ребенка — это научить его взаимодействовать с противоположным полом. Объяснить, что между мужчиной и женщиной обязательно должно быть уважение. Здесь не забываем про собственный пример. Вы сами должны именно таким образом действовать с супругом.

Кроме того, необходимо привить понятие любовь-секс. Секс вне отношений не запрещается, но объяснить как он сильно отличается от секса по любви необходимо. Прибегайте к примерам из собственной жизни. Здесь вспоминаем про честность и доверие. Не приукрашивайте и не придумывайте истории.

Беседы с детьми могут проходить в комфортной обстановке, когда удобно и родителям, и детям. Вы можете потренироваться с мужем или с подругой, с собственной матерью. Практика подскажет вам, в каком месте остались пробелы, что вам еще необходимо выяснить для самого себя.

На сегодняшний день существует огромное количество энциклопедий и пособий как для родителей, так и для мальчиков и девочек. Среди них я хотела бы выделить следующие:

Джерри Бейли «Мое тело меняется. Все, что хотят знать подростки и о чем стесняются говорить родители»,

Виржини Дюмон «Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5-8 лет»,

Дорис Рюбель «Откуда берутся дети?». Возможно, вы сможете найти интересные мысли для себя, книги помогут вам найти некоторые ответы и подготовят вас к серьезному разговору.

Надеюсь, я смогла ответить на некоторые вопросы, подала вам интересные мысли и идеи, которые вы сможете воплотить в жизни. Будьте честны со своим ребенком и доверяйте себе и ему. Уверена, что у вас все получится.

Удачи вам!

Источник: http://ezy-life.ru/o-detyah/polovoe-vospitanie.html

Половое воспитание детей и подростков (стр. 1 из 5)

Половое воспитание

Курсовая работа

по дисциплине: Психология

на тему:

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Введение

1. Проблема сексуальной свободы

2. Воспитание чувств

3. Особенности физиологии полов

4. Профилактика заболеваний половой системы

5. Правильное воспитание подростков

Вывод

Список использованной литературы

Введение

Половое воспитание детей и молодежи является довольно сложной задачей, сочетающей в себе моральные, этические и гигиенические проблемы. Зарегистрированная во многих странах мира, особенно экономически развитых, акселерация обусловила изменение не только антропометрических параметров, но и темпов полового созревания детей и подростков.

Русский писатель и врач В.В. Вересаев еще в прошлом веке отмечал: “Три момента, которые по самой сути своей необходимо должны совпадать, – половое стремление, половое удовлетворение и размножение, – отделяются друг от друга промежутками в несколько лет.

Девочка десяти лет способна стремиться стать женою, но стать женою она может только в шестнадцать лет, а стать матерью не раньше двадцати!” Добавим к этому, что осознанно и ответственно отнестись к материнству женщина способна, как правило, имея достаточный жизненный опыт.

Это в полной мере относится и к юношам.

Между тем низкий уровень культуры и нравственного воспитания, с одной стороны, и ханжеские запреты на всякую официальную информацию о половой жизни, с другой – привели к тревожной ситуации в нашем обществе.

Большинство молодых людей начинают половую жизнь еще в подростковом возрасте, зачастую не имея ясного представления о зачатии, родах, вреде аборта. А самое главное – не испытывая любви к партнеру.

Опрос десятиклассниц одной из московских школ показал, что примерно половина (!) девушек класса активно живут половой жизнью, меняют партнеров (выбирая, как правило, намного старше себя) и открыто обсуждают их “мужские достоинства”.

Растет число подростковых беременностей; большинство их заканчивается абортом (в лучшем случае медицинским), после которого многие девушки на всю жизнь остаются бесплодными. Криминальный же аборт часто приводит к гибели женщины.

1. Проблема сексуальной свободы

В последние годы проблема “сексуальной свободы” открылась новой, зловещей стороной. “Чума XX века” – СПИД – не снисходит к оправданиям типа “молодость – пора любви”, “дело молодое – кто не безгрешен”. В связи с этим вопросы полового воспитания, половой культуры, неразрывно связанные с общим нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием, приобрели жизненную важность.

Не будет преувеличением сказать, что такие качества, как чистоплотность и аккуратность имеют очень большое значение для полового воспитания ребенка. Обязательно приучите малыша мыть руки перед едой и после каждого посещения туалета, принимать вечерний душ или обмываться проточной водой. Вода должна быть теплой, купание не следует затягивать.

Нательное белье надо менять ежедневно, каким бы чистым оно ни выглядело (помните, что оно впитывает пот, кожные выделения, а трусики – остатки мочи). Девочек следует приучить к ежедневному подмыванию (спереди назад проточной водой), а мальчиков – к регулярному обмыванию крайней плоти.

Относиться к этим гигиеническим процедурам следует спокойно, как, например, к чистке зубов, и не заострять на них внимание детей.

Человек, привыкший ценить чистоту своего тела, как правило, впоследствии испытывает отвращение к случайным половым связям.

Не менее важно сформировать у ребенка навыки аккуратности, причем это касается не только опрятной одежды и убранных игрушек, но и общего ритма жизни.

“Мальчик или девочка, с детства привыкшие к порядку, не имеющие опыта беспорядочной и безответственной жизни, эту свою привычку перенесут потом и на отношение к мужчине или к женщине”, – писал выдающийся педагог А.С. Макаренко. Здесь особенно велика роль родителей.

Кому не приходилось слышать сетования взрослых на то, что в доме, где растет ребенок, трудно поддерживать порядок, что он “вечно” мусорит, разбрасывает вещи, а на все призывы навести порядок отвечает молчаливым протестом!

Как быть в таком случае? Во-первых, если в современной городской квартире на поддержание порядка уходит много времени, следовательно, порядка просто нет. Осмотритесь: сколько в вашей квартире лишних вещей! Более или менее симметрично их расставляя, вы создаете видимость порядка.

Во-вторых, ребенок, как правило, не “мусорит”. Он играет, работает; в процессе этих занятий, конечно, появляются “промышленные отходы” – опилки, гвоздики, кубики, нитки… У ребенка должен быть свой угол (лучше, конечно, комната), где он может заняться своими делами. Там он сам (сам!) должен наводить порядок по окончании игры.

Убирая за ним, вы не только бесцеремонно вмешиваетесь в его дела, но и приучаете к лени и иждивенчеству. “А если он не хочет убирать?” – спросите вы. Очень нетрудно сделать так, чтобы ребенок на себе испытал неудобства от беспорядка, от того, что некуда сесть, ничего нельзя найти.

Если же вы будете “наводить порядок” в его вещах, да еще упрекая его в неряшливости, он скорее всего возненавидит всякую уборку.

Важным условием полового воспитания является разумная загруженность ребенка домашней работой, возложение на него определенных обязанностей. Занятость ребенка в кружках, секциях, работа на производстве (желательно приносящая заработок) создают правильный, полезный ритм каждодневной жизни.

Работа по дому не должна занимать весь день ребенка, мешать учебе, каким-либо важным для него увлечениям. Постарайтесь, чтобы она была, во-первых, обязательной (т.е.

необходимым для семьи делом, которого никто другой не сделает), во-вторых, творческой и постоянной (не “сходить за хлебом”, а следить, чтобы дома всегда был свежий хлеб; не “помыть пол”, а поддерживать постоянный порядок, например на кухне).

Можно предоставить ребенку право выбора продуктов или позволить ему не только убрать, но и оборудовать, украсить кухню, прихожую, как ему вздумается. Это приучает ребенка к ответственности и прививает взгляд на труд как на потребность, а не как на неприятную повинность.

2. Воспитание чувств

Воспитание чувств, способности сострадать, переживать чужую боль, как свою, – важнейшая задача нравственного воспитания. Без “биологического чувства жалости к живому” (С. Образцов) человек легко может стать на путь преступления. Эгоистичный, глухой к чужой боли человек не сможет создать семью, а если и создаст, то сделает несчастными жену и детей.

Добро можно воспитать лишь добром. Краеугольный “тезис” любой педагогической концепции: ребенку необходима ласка. Не бойтесь избаловать или изнежить его. В первые три года детям особенно необходим телесный контакт с матерью. Когда малыша гладят, обнимают, он чувствует себя защищенным, любимым, он спокоен и уверен в себе. Л.А.

Никитина, ученый, педагог и мать семерых детей, считает, что в раннем возрасте ребенок и спать должен с матерью вместе. В более старшем возрасте мальчики могут уклоняться от ласк, стыдиться их. Это нормально: если такие чувства возникают, их следует уважать и проявлять свое внимание к ребенку иначе.

Девочке ласка, как правило, приятна и крайне нужна для психического здоровья и семейной жизни в будущем.

Наблюдения показывают, что мужчины и женщины (особенно женщины), не получавшие в детстве достаточно любви и ласки, впоследствии не могли иметь сколько-нибудь прочных отношений с людьми противоположного пола и пополняли ряды старых холостяков и одиноких женщин.

Важно также воспитывать культуру чувств и желаний. Постарайтесь объяснить ребенку, что не каждое его “хочу” может быть реализовано. Научите считаться с желаниями других людей, для начала – близких, родных.

В старину в больших крестьянских семьях существовал обычай: дети за столом брали себе самые маленькие куски… С этого начинались навыки самоограничения, умение соотносить свои потребности с потребностями окружающих, обстановкой и т.д.

Разговор о половом воспитании дошкольника начнем с “трудных” вопросов, отвечать на которые неизбежно приходится всем родителям. В.А. Сухомлинский, обращаясь к своим ученикам, говорил: “Вы будущие отцы и матери.

Помните, что взаимоотношения мужчины и женщины ведут к рождению нового человека. Это не только биологический акт, а прежде всего великое человеческое творчество.

Только циник и негодяй может думать об этих взаимоотношениях как о чем-то грязном”.

Не сами ли взрослые, характеризуя то, что даже церковь называет уважительно “таинством брака”, употребляют слова “гадость”, “грязь” и т.д.

, под влиянием которых в детских душах, умах зреет примерно следующее убеждение: “Это гадко, но необходимо. А то, что гадко, но необходимо, можно делать где угодно и с кем угодно.

Ведь это просто некрасивая потребность, как, например, посещение туалета. Никто ведь не упрекнет за пользование загаженным вокзальным туалетом”.

Давайте воспримем сами и внушим детям: прекрасно то, что ведет к созданию новой жизни.

Отношения между мужчиной и женщиной – глубоко интимное дело. В сокровенном и неприкосновенном должны быть недомолвки – иначе человек перестанет быть человеком, – об этом надо помнить, беседуя с детьми.

Если ваш ребенок спрашивает, откуда берутся дети или заявляет, что он “поженится на Машеньке, когда вырастет”, это совсем не значит, что его интересуют сексуальные отношения.

Взаимоотношение полов не связано в сознании дошкольника с половой жизнью. Вопрос “откуда я взялся?” стоит в ряду других (“почему небо синее?” или “куда девается ночью солнце?”).

Соответствующей должна быть и реакция родителей.

Не следует скрывать от ребенка правду, но не нужно и детализировать ответ, делать его чересчур подробным. Ответ может быть таким: “Ты рос у мамы внутри, как цветок из маленького семечка, до тех пор, пока не стал достаточно большим”.

Ответ зависит от характера и особенностей вашего ребенка. Если малыш нежный и мечтательный, то можно прибавить к этому и сказку об аисте, сказав примерно так: “А есть еще красивая легенда…

” Многие малыши предпочтут именно поэтическую сказку, а не буквальное следование истине.

Источник: http://MirZnanii.com/a/198425/polovoe-vospitanie-detey-i-podrostkov

Половое воспитание, его цели и задачи, специфика

Половое воспитание

Долгое время в нашей стране педагогика не рассматривала воспитание половое как часть общей системы развития ребенка. Это привело к сексуальной распущенности и утрате нравственных ориентиров, которые предполагают четкое распределение ролей мужчин и женщин в социуме.

Стремительное развитие общественной жизни требует от воспитателей и педагогов тщательного и взвешенного подхода к этому вопросу. Обилие информации, которая заполонила интернет — просторы, позволяет быть максимально подкованными в теоретическом плане.

Однако до сих пор не утихают споры о том, кто должен играть главную роль при освещении данной проблемы: родители или учреждения образования.

Более того, спорным остается вопрос о том, с какого возраста стоит начинать подобное воспитание и в каком объеме должны преподноситься знания.

Понятие полового воспитания

Полоролевое воспитание – комплекс воздействия на подрастающее поколение медицинских и педагогических работников. Оно призвано развивать правильные ориентиры в вопросах половой жизни, а также выделение своей принадлежности к определенному полу. Проще говоря, детей учат осознавать роль мужчин и женщин в социуме. Данное направление включает в себя множество вопросов:

  • Стиль одежды;
  • Манеры поведения;
  • Взаимоотношения мальчиков и девочек;
  • Права и обязанности в социуме;
  • Различие сфер интересов и увлечений.

Цель такого воспитательного воздействия заключается в привитии молодому поколению нравственных критериев в отношениях мужчин и женщин.

Педагогическая наука выделяет следующие задачи полового воспитания:

Когнитивная.

1.Она выполняет познавательную функцию. Детям необходимо предоставить основные теоретические сведения и сформировать элементарные представления о проблеме. При этом любой материал должен подаваться с учетом возрастных особенностей детей.

2.Эмоционально-чувственная.

Эта задача представляется одной из ведущих, так как эмоциональная составляющая помогает развивать лучшие нравственные качества на подсознательном чувственном уровне. С ее помощью дети учатся:

  • Сопереживать и сочувствовать;
  • Выбирать в качестве образца для подражания человека, имеющего социально одобряемый статус.
  • Осознавать половую принадлежность и вырабатывать стремление перенимать лучшие качества мужчины или женщины;
  • Гордиться принадлежностью к своей семье, уважать родителей и ценить честь рода;
  • Развивать в себе чувство собственного достоинства.

3.Поведенческая.

Позволяет добиться навыков правильного поведения, которые зависят от половой принадлежности, возрастных особенностей и уровня интеллектуального развития. Эта задача помогает сформироваться таким навыкам:

  • Воспринимать других людей в качестве представителей противоположного пола;
  • Уметь избегать конфликтов в повседневном общении;
  • Выполнять специфические «мужские» и «женские» обязанности;
  • Проявлять заботу в отношении членов семьи.

Можно сделать вывод, что задачи нравственно-полового воспитания призваны воспитать из мальчика настоящего мужчину, который способен отвечать за свои поступки и слова, нести ответственность за свою будущую семью, а из маленькой девочки – счастливую женщину, умеющую ценить семью и понимающую ее значимость.

воспитательного процесса

полового воспитания определить достаточно просто, ведь оно является все тем, что окружает ребенка: отношения представителей разных полов в повседневной жизни и семье.

Для педагога важно ориентироваться в содержании полового воспитания, так как с его помощью он может решать поставленные задачи. Одним из звеньев цепочки успешного гендерного воспитания является применение следующих принципов:

  • Принцип единства требований. Предусматривает работу в общем направлении медицинских работников, семьи и педагогов.
  • Принцип дифференциации, который предусматривает поэтапное овладение нужными знаниями с учетом возраста, психологических и индивидуальных особенностей детей, уровня культурного развития родителей.
  • Принцип достоверности, который заключается в изложении доступной и правдивой информации.
  • Принцип индивидуализации, который основывается на дифференцированном подходе и учитывает личностные особенности каждого ребенка.
  • Принцип соотнесенности нравственных установок и реальных условий жизни. Этот принцип важно использовать при работе с детьми из неблагополучных семей. Так как воспитать мужественного мужчину, уважающего женщин, из мальчика, который живет в семье, где отец избивает мать, будет сложно.

Как видим, при нравственно-половом воспитании используются общие положения воспитательной работы, однако без их знания и применения процесс социализации подрастающего поколения в этом направлении будет невозможным.

Половые различия

Для того чтобы половое воспитание было правильным, нужно знать особенности психофизического развития у мальчиков и девочек.

Несмотря на то, что мальчики, как правило, включаются в учебные занятия немного позже, чем девочки, они более склонны к анализу и деятельности, связанной с поиском. При этом в степени аккуратности и тщательности выполняемой работы они уступают представительницам слабого пола.

Девочки отлично справляются с решением поставленных задач, выполнение которых происходит по заранее изученному образцу.

Конечно, такое деление очень условно, ведь в целом интеллектуальные способности детей обоих полов равны. Однако проявление склонностей и интересов накладывает свой отпечаток на учебную деятельность и игровые пристрастия.

К примеру, девочки с удовольствием играют с куклами в ограниченном пространстве, тогда как мальчикам необходим простор для игровой деятельности, учитывая их подвижность.

Девочкам сложнее ориентироваться в незнакомой обстановке, для конструктивной деятельности им необходима цель. Мальчики быстрее осваиваются в новом месте, находя себе занятие по душе. При этом девочки чаще выражают сомнение в успехе или радость от победы в процессе новой для них деятельности, а мальчики предпочитают делиться впечатлениями после выполнения задания.

То есть для девочек важен процесс общения между людьми, а мальчики используют их для получения нужной информации.

В целом вся игровая и учебная деятельность мальчиков более разнообразна, но менее организованна. Для них важно, какой этап их деятельности получил положительную или отрицательную оценку. Тогда как девочки бурно реагируют на проявление общей характеристики выполненной работы.

Более того, проявление половых различий меняется на определенном жизненном этапе детей. Этот момент необходимо учитывать взрослым на разных этапах нравственно-полового воспитания.

Дошкольники

Половое воспитание дошкольников преследует две цели: прививать правила личной гигиены и учить общению со сверстниками, избегать конфликтных ситуаций.

Особое внимание следует уделить закаливанию, ведь половое воспитание тесно связано с физическим развитием. При развитии детей дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:

  • Исключать любое воздействие на эрогенные зоны детей во время гигиенических процедур;
  • Не использовать тесную одежду;
  • Вовремя избавляться от глистов;
  • Обеспечить доброжелательные отношения в семье, которые станут примером правильных межличностных отношений между мужчиной и женщиной.

Дошкольный возраст – начало формирования интереса к противоположному полу и поиска ответа на самые различные вопросы: «Как я появился на свет? Почему мальчики отличаются от девочек?» Любопытные дети задают многочисленные вопросы, интересуясь всем, что касается различия полов. Причем подобные вопросы они задают, как правило, родителям. Взрослые должны доступно и честно раскрыть малышам «тайну» их появления на свет.

Однако не стоит впадать в крайности и детально описывать весь процесс зарождения новой жизни. Достаточно ограничиться такими объяснениями: «Мы забрали тебя из роддома», «Ты вырос из маленького семечка у меня в животе». Детям этого возраста подобных пояснений вполне достаточно, и они не будут требовать более подробных пояснений.

Половое воспитание – важный элемент общего развития малышей, поэтому в его процессе следует учитывать не только физиологические особенности детей, но и индивидуальность их психических процессов.

Для того чтобы между мальчиками и девочками установились гармоничные дружеские отношения, малышам следует прививать такие качества:

  • Умение сдерживать эмоции;
  • Желание оказать другу (подруге) помощь и поддержку;
  • Стыдливость;
  •  Скромность.

Содействовать развитию этих качеств будут совместные прогулки, посещение театров, туристические походы и т. д.

Подростки

Один из самых сложных кризисных периодов в жизни человека – подростковый возраст. Причем его сложность обеспечивается как раз половым созреванием, всплеском гормонов, которые вызывают изменение физических качеств подростка и всего его мировоззрения.

Взрослые в это непростое время должны уделить максимальное внимание нравственно-половому воспитанию подростков. Период первой любви и желания обрести полную свободу и независимость чреват опасностью первых сексуальных опытов, которые могут закончиться приобретением заболеваний, передающихся половым путем, эмоциональными срывами и потерей правильных жизненных ориентиров.

Половое воспитание детей этого возраста сводится к подготовке к новой, взрослой жизни, в которой помимо удовольствий существуют обязанности и ответственность. Отношения с противоположным полом должны строиться в соответствии с теми социальными нормами, которые давно установлены в обществе. Правильное половое воспитание обеспечивает развитие эмоционально и нравственно зрелой личности.

Перечислим основные направления в работе по половому воспитанию с подростками:

  • Формировать женственность (мужественность) как основные отличительные признаки полового различия;
  • Оптимизировать формирование сексуальной активности через осознание нравственных ориентиров;
  • Готовить подростков к осознанному супружеству как ответственному и необходимому шагу;
  • Освещать важность материнства (отцовства), предназначение родительской миссии;
  • Формировать навыки здорового образа жизни посредством объяснения важности супружеской верности. Объяснять причины возникновения и последствия венерических заболеваний, СПИДа.

При этом половое воспитание будет приносить плоды только тогда, когда педагогические работники тесно взаимодействуют с семьей, применяют единый комплекс мер воздействия.

Это время, когда происходит душевное и физическое формирование подростка, важно максимально использовать для предоставления ему нужной и, главное, правильной информации.

Подведем итоги

Учитывая то, что отклонения от половых норм наблюдаются у детей и подростков все чаще, проблема полового воспитания становится актуальной на всех возрастных этапах развития детей.

Информация в данном вопросе является единственной возможностью уберечь подрастающее поколение от роковых ошибок, которые могут иметь очень серьезные последствия.

Поэтому проводить работу по нравственно-половому воспитанию нужно с раннего детства, причем делать это целенаправленно и систематически, используя пример отношений в семье в качестве идеала, к которому нужно стремиться.

Источник: https://vospitannie.ru/metody/polovoe-2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть