Примерный комплекс для детей в возрасте от 3 до 6 месяцев

Содержание

Комплекс упражнений и массажа для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев

Примерный комплекс для детей в возрасте от 3 до 6 месяцев

»Статьи »Комплекс упражнений и массажа для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев

В этом возрасте ребенок уже уверенно сидит, а его психическое и интеллектуальное развитие способствует началу движения малыша в пространстве — все чаще и проявлять интерес ко всему, что может попасть в поле его зрения. При этом малыш старается дотянуться до предметов, потрогать их.

Примерно в середине этого возрастного периода становится актуальным ползание как метод познания мира и развития ребенка. Массажные приемы и гимнастические комплексы способствуют развитию этого столь необходимого умения.

Вместе правильно сформировать поясничный изгиб позвоночника, что в будущем сыграет огромную роль в развитии и закреплении гармоничной осанки.

Упражнения, выполняемые в положении лежа на спине

Массаж рук. В этом возрасте к описанному в комплекс 1 и 2 массажу рук в виде поглаживания и растирания добавляются приемы разминания. Разминания выполняются одной или двумя руками, медленно и неторопливо.

Возьмите руку ребенка в свою так, чтобы его пальцы обхватили ваш большой палец, а подушечками пальцев свободной руки выполняйте глубокие спиралевидные движения вдоль предплечья и плеча, по направлению от кисти к туловищу. Сделайте 2-3 тура, захватывая все поверхности рук (внешнюю, внутреннюю, боковые).

На внутренней поверхности нажим необходимо уменьшать в связи с повышенной чувствительностью кожных покровов.

Другой прием, активно используемый для разминания на руках и ногах в этом возрасте, — валяние. Для его выполнения, разместите руки на предплечье или плече ребенка, обхватив их ладонями. Проводите смещение кожи и подлежащих тканей в разные стороны без интенсивного нажима, постепенно продвигаясь от кисти к плечу. Необходимо выполнить 3-4 тура (рис. 1).

Разминания способствуют укреплению мышечной ткани, выведению из мышц накопившихся продуктов обмена, стимулируют развитие волокон. По своей эффективности разминания приближаются к пассивной гимнастике.

Обычно проведение массажа рук заканчивают в возрасте 5,5-6 месяцев, так как в это время ребенок достаточно активно работает руками сам, а необходимость регулировать мышечный тонус и укреплять мышцы отпадает связи с большой нагрузкой, приходящейся на мышцы рук.

Скрещивание рук на груди с фиксацией и вытягиванием. Упражнение уже описано во втором комплексе, но в этом возрасте оно выполняется несколько усложненным, так как в него вводится элемент суставной гимнастики — легкое растяжение плечевого сустава. Захватите руки ребенка в свои руки (большой палец вложите в ладошку), разведите в стороны.

Слегка встряхнув ручки в разведенном положении, скрестите их на груди малыша и приподнимите его над столом со скрещенными руками. Опустите ребенка на стол, снова разведите руки и слегка вытяните их в направлении от грудной клетки. Сделайте 2-3 повторения в 4 месяца и постепенно доведите количество повторений до 6-8 в семь месяцев (рис. 2).

Попеременное подтягивание за руки. Возьмите ребенка за одну руку, приподнимите его плечевой пояс над столом, затем плавно опустите малыша на стол. Поменяйте руку и проведите упражнение снова. Всего можно сделать 3-5 повторений для каждой руки (рис. 3).

Упражнение укрепляет суставы рук, незначительно растягивает связки, увеличивая объем движений в суставах, укрепляет мышечные волокна.

Потягивание суставов рук вверх и вниз. Это упражнение имеет отношение к суставной гимнастике для плечевого сустава.

Возьмите руку ребенка за кисть, два пальца другой руки положите под мышку ребенка и аккуратно потяните малыша за ручку в направлении вдоль туловища вниз, одновременно придерживая его плечевой пояс под мышкой (рис. 4). Физиологическое действие упражнения такое же, как и у предыдущего.

Массаж живота. К массажу живота в этом возрасте добавляются разминания.

После поглаживаний и растираний, описанных в комплексах 1 и 2, положите подушечки пальцев на область живота в правом нижнем углу и спиралевидными движениями слегка разминайте переднюю брюшную стенку, продвигаясь по часовой стрелке вокруг пупка. Движение выполняется неторопливо и мягко – так, чтобы не вызывать неудовольствия у малыша. Повторите прием 3-4 раза (рис. 5)

Разминание способствует напряжению и развитию мышц живота, которые впоследствии в комплексе с другими мышечными группами будут работать во время сидения, ходьбы, участвовать в поддержании осанки.

Скручивание грудного и поясничного отделов в стороны с поддержкой за ноги. Зафиксируйте ноги в слегка согнутом положении, придерживая их одной рукой. другой рукой возьмите малыша за кисть или плечо и аккуратно поворачивайте его на бок, не отрывая ног от стола. Повторите упражнение в другую сторону. Всего надо сделать 4-8 повторений.

Упражнение включает в работу практически все мышечные группы туловища, способствует развитию мышц брюшного пресса и спины, мягко растягивает связочный аппарат позвоночника и крупных суставов ног.

Присаживание с поддержкой за одну руку. Упражнение выполняется идентично присаживанию, описанному в комплексе 2, но поддержка ребенка осуществляется за одну руку. Возьмите ребенка за кисть одной руки и приподнимайте его над столом, словами и поддержкой, побуждая его присесть. Проделайте упражнение по 2-3 раза для каждой руки (рис. 6).

Упражнение укрепляет мышцы спины и брюшного пресса, развивает вестибулярный аппарат, способствует привыканию ребенка к сидячему положению.

Массаж грудной клетки. Массаж грудной полностью описан в комплексе 2. В этом возрасте количество выполняемых движений несколько увеличивают (на 2-3), поэтому массаж занимает несколько больше времени.

Покачивание груди с удержанием таза (скручивание грудного отдела). Зафиксируйте таз ребенка одной рукой, слегка прижав его к столу. Вторую руку подведите под верхнюю часть груди снизу и выполняйте скручивание грудного отдела в стороны, не забывая фиксировать таз. Амплитуда движений должна быть небольшой, поворот осуществляется в направлении к центру.

Упражнение способствует развитию мышц и связок грудного отдела позвоночника, развитию дыхательной мускулатуры и межреберных мышц, активирует дыхательную функцию в целом.

Массаж стоп.

Удерживая одной рукой голень ребенка, указательный и средний пальцы второй руки положите на тыльную поверхность стопы, большим пальцем проводите массаж стопы, который заключается в интенсивном поглаживании внутреннего и внешнего краев, пятки и области выше пальчиков (выполняется 4-5 проходов). К поглаживанию добавляется разминание подушечкой большого пальца в области свода стопы и плюс не-фаланговых суставов (рис. 7).

Упражнение способствует укреплению мышц стопы, оказывает хороший эффект в качестве профилактики плоскостопия, подготавливает ребенка к процессу ходьбы.

Одновременное сгибание ног. Обхватите голени ребенка в нижней их части руками и прижимайте ножки малыша к животу, проводя сгибание в коленном и тазобедренном суставах. Сделайте 4-5 повторений (рис. 8). Упражнение развивает суставы и мышцы ног, укрепляет связочный аппарат нижней конечности.

«Велосипед». Известное всем упражнение представляет собой не что иное, как попеременное сгибание ног. Упражнение выполняется подобно предыдущему, с той разницей, что сгибание ног проводится попеременно — когда одна ножка малыша согнута, вторая остается прямой (рис. 9). Имеет такое же физиологическое действие.

Одновременный подъем ног. Обхватите ноги ребенка в области коленных суставов снизу. Поднимайте ноги вместе, проводя сгибание в тазобедренных суставах. Повторите движение 3-5 раз (рис. 10).

Упражнение активно развивает тазобедренные суставы. Его выполнение без консультации с врачом противопоказано при наличии проблем с тазобедренными суставами.

Потягивание ножек вниз. После выполнения предыдущего упражнения выполните незначительное растягивание ножек по направлению вниз, зафиксировав таз ребенка на столе. Этот элемент суставной гимнастики направлен на развитие и укрепление связочного аппарата ног, растяжение мышц (рис. 11).

Встряхивание ног. После проведения упражнений и массажа ног необходимо выполнить встряхивание ножек. Для этого обхватите ноги ребенка в области голени и делайте мелкие потряхивающие движения из стороны в сторону, вверх-вниз. Продолжительность встряхивания около 1 минуты.

Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе

Поворот со спины на живот без поддержки руками. Это хорошо известное упражнение в этом возрасте выполняется ребенком самостоятельно. Для стимуляции поворота можно привлечь его игрушкой или просто мягко и нежно попросить его перевернуться, несколько подтянув его (в 4-5 месяцев) за руку. Можно подкрепить свои слова легким поворотом таза и ног в нужную сторону (рис. 12).

Массаж спины с добавлением поколачивания. К массажу спины, описанному в комплексах 1 и 2, добавляются поколачивающие приемы. Обычно это легкое поколачивание мышц спины кончиками расслабленных пальцев. Прием проводится после разминания короткими отрывистыми движениями в течение 0,5-1 минуты. После поколачивания необходимо провести поглаживание спины (2-3 движения) (рис. 13).

Поколачивание хорошо и мягко тонизирует мышцы и нервные окончания спины и грудной клетки, способствует лучшей работе легочной ткани, обладает обезболивающим действием. Помните, что поколачивание в области почек не проводится.

Массаж ягодиц (пощипывание для повышения тонуса мышц). К описанному в комплексах 1 и 2 массажу ягодиц после разминания ладонью добавляется щипцеобразное разминание, выполняемое пальцами рук.

Направление пощипывания (оно должно быть широким, чтобы не приносить ребенку неприятных ощущений) — от крестца вверх и в стороны. Всего делается 2-3 прохода, движения рук симметричные (рис. 14).

Массаж заканчивается поглаживанием и точечным воздействием.

«Рыбка». Упражнение описано в предыдущем комплексе. В данном возрасте количество повторений можно довести до 3, удерживая ребенка по 5-6 секунд. Примерно после 6 месяцев актуальность его выполнения несколько снижается, хотя само упражнение очень нравиться детям.

«Самолет». Возьмите ребенка, сбоку подведя свои руки под его живот и грудь, и поднимите над столом. Задержитесь в таком положении несколько секунд.

Постепенно увеличивайте количество повторений от 1 до 5. Такое же упражнение можно проводить в положении ребенка на спине (рис. 15).

Упражнение способствует развитию вестибулярного аппарата, укрепляет мышцы спины и живота, «освобождает» мышцы ног и рук.

«Пританцовывание». Возьмите ребенка под мышки, переведите в вертикальное положение и обоприте стопами на стол.

Несмотря на то, что к этому времени угасает шаговый рефлекс, в таком положении ребенок будет переступать ногами на месте, как бы пританцовывая. Продолжите его движение вперед, смещая малыша от себя.

Внимательно следите за тем, чтобы опора приходилась не на цыпочки, а на полные стопы (рис. 16). Упражнение готовит ребенка к ходьбе, укрепляет мышцы ног и спины.

Поворот со спины на живот. Повторите описанный выше поворот со спины на живот еще несколько раз (3-4).

Суставная гимнастика. Элементы суставной гимнастики для крупных суставов уже были включены в ранее описанные упражнения: в конце комплекса проводите гимнастику для всех остальных суставов так, как это описано в комплексе 2. Постепенно наращивайте объем движений и их количество, не забывая об осторожности.

Поглаживания ног. После активной работы с мышцами ног имеет смысл для успокоения ребенка сделать несколько проходов легкого поглаживания (3-4 тура на каждой конечности).

Полностью статья представлена в пособии
«Моя мама – мой первый учитель»
Серия «В помощь родителям»

Источник: http://www.mamapapa.ru/kompleks-uprazhnenij-i-massazha-dlya-detej-v-vozraste-ot-4-do-6-mesyatsev/

Гимнастика для детей от 1 года до 2-3 лет, комплексы упражнений

Примерный комплекс для детей в возрасте от 3 до 6 месяцев

В период жизни детей от 1 года до 3 лет совершенствуется развитие уже имеющихся двигательных навыков и статических напряжений мышц, вырабатывается правильная осанка.

Вот некоторые показатели развития основных движений следует использовать родителям для оценки двигательных возможностей своего ребенка.

Что должен уметь ребенок в 12—14 месяцев:
Самостоятельная ходьба; лазание по лесенке высотой 1 м; перелезание на четвереньках через препятствие; подпрыгивание на месте при поддержке за обе руки; бросание мяча двумя руками.

Ребенок в 14—16 месяцев:
Перешагивание через палку; бросание мяча на расстояние до 50 см; ходьба по лестнице приставным шагом; залезание на горку.

Что умеет ребенок в полтора года (1 год 6 мес):
Перешагивание через препятствие высотой 10 см; влезание на бревно; бросание мяча в цель с расстояния в 20— 40 см; подпрыгивание на месте; ходьба по гимнастической скамейке.

В 1 год 7 месяцев — 2 года:
Ходьба по наклонной доске, поднятой на 20-25 см от пола; влезание на лестницу высотой 1,5 м; перешагивание через веревку, поднятую на 20 см над полом; бросание мяча в цель с расстояния 50—70 см; бег без «полета»; прыгание.

В 2—2,5 года:
Ходьба по наклонной доске, поднятой на 25— 30 см от пола; влезание на табурет высотой 20 см; перешагивание через палку, приподнятую на 20— 30 см от пола; бросание мяча в цель на расстояние 80—100 см; бег с «полетом».

Что нужно для занятий спортом с детьми

Предоставьте ребенку для занятий специально оборудованную комнату или часть комнаты, где должны быть лесенка, скамейка, наклонная плоскость, кубы, 2 обруча, мячи разного размера, веревка, гимнастические палки 40 и 50 см, корзина, скакалка, 2 булавы, игрушки.

Ежедневно в утренние часы проводите зарядку с одним из этих предметов, используя уже знакомые упражнения, в течение 10 мин. При недостатке времени проведите занятие с мячом: побегайте, попрыгайте. Непременно проветрите помещение и расстелите ковер для смягчения прыжков, так как свод стопы ребенка еще формируется.

До обеда ребенок должен гулять на свежем воздухе: кататься на самокате, велосипеде, играть в песочнице. В это время можно провести интенсивный урок в течение 15— 20 мин, включая упражнения на снарядах. Проведите подвижные игры для развития навыков лазания, бега, равновесия и развития физических качеств — ловкости, силы и выносливости.

Летом полезны прогулки по пересеченной местности: ребенок должен преодолевать подъемы, кочки, пройти по бревну, доске, залезть на пенек, перепрыгнуть канавку. В возрасте 2—3 лет прогулки совершаются на расстояние 200— 500 м и более.

Зимой берите с собой на прогулку метелки, лопатки, санки, играйте с детьми в снежки. Дети 1 1/2—2 лет охотно катают в санях кукол, грузы, съезжают с горок на ногах, держась за сани.

В 2,5—3 года можно обучать ребенка ходьбе на лыжах, сначала без палок. Длительность первых занятий не должна превышать 15 мин, постепенно время увеличивается до 1 ч. Приучайте детей к холоду и ветру. В любую погоду ребенок должен гулять, активно двигаться — это наилучший способ воспитания здоровых детей.

Во второй половине дня после дневного сна занятия нацелены на освоение разнообразных движений с мячом, флажками, обручами и другими предметами. Можно широко использовать лазание по гимнастической стенке, ходьбу по гимнастической скамейке, горке.

Часть таких упражнений проводят на свежем воздухе на «дорожке здоровья», которая оборудована спортивными снарядами для детей раннего возраста.

В ходе совместных занятий проявляется взаимопонимание детей и родителей, которые помогают ребенку преодолеть страх, быть внимательным при выполнении заданий, не отставать от коллективных действий всей группы.

В вечерние часы перед ужином советуем проводить совместные занятия в кругу старших детей по разучиванию новых упражнений или игр.
Перед сном лучше всего прогуляться с ребенком на свежем воздухе или поиграть с кубиками, куклами.

Гимнастика для малышей

Основная задача физического воспитания детей раннего возраста — совершенствование двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, метание, прыжки) и выработка правильной осанки.

Физические упражнения в возрасте от 1 года до 3 лет:1. Общеразвивающие физические упражнения для формирования правильной осанки и укрепления мышц конечностей.

Упражнение «велосипед» — выполняется лежа на спине на коврике — сгибание и разгибание ног, имитирующие движения на велосипеде. Способствует укреплению мышц брюшного пресса.

Упражнение «лодочка» — лежа на животе на ковре вытянуть прямые руки вверх. Служит для укрепления мышц спины.

2. Для совершенствования ходьбы и бега используют подвижные игры: «Воробьи»,
«Дождик», «Паровозик», « Лошадки».

Например, игра «Паровозик»: дети встают друг за другом, первый из них изображает паровоз, а все остальные — вагоны. Дети ходят за «паровозом», двигают руками и произносят: «Чух-чух-чух, ту-ту-У-У».

Игра «Лошадки»: дети изображают лошадок и кучеров; бегают, высоко поднимая ноги, меняют темп движения по команде.

Для ловкости и смелости — игра «Мишка на наклонной плоскости». В игре используется гимнастическая скамейка или доска, один конец которой поднимается на высоту 10— 20 см от пола. Дети по очереди на четвереньках поднимаются вверх по скамейке и осторожно слезают с нее.

3. Для развития метания — игра «Кегли», «Мяч в корзину». Дети бросают по очереди в корзину маленькие мячи диаметром 3—5 см. Корзина расположена от места бросания на расстоянии 1 м.

4. Акробатические подготовительные упражнения :— быстро сесть на пол и встать;— преодолеть высоту (ребенка поднять на вытянутых руках);— качание на руках и на ноге взрослого.

Родители должны помнить, что ни в коем случае нельзя подкидывать ребенка вверх!

5. Музыкально-ритмические физические упражнения:— имитационные упражнения с песнями «Ладушки», «Каравай», «Утята»,

— имитационные упражнения со стихами: «Наши пальчики писали», «Мельница», «Часики тик-так».

В естественных условиях на свежем воздухе рекомендуем:— перебросить мяч через кустарник;— залезть на пенек;— подняться на горку с пологим склоном;

— качели.

Примерные комплексы упражнений для детей разных возрастных групп

1,5 года:1. Ходьба вокруг обруча под песню «Каравай» (взрослый придерживает ребенка заруки).2. Быстрая ходьба за катящимся вперед обручем.3. Прыжки в обруч.4. Ползание через вертикально стоящий обруч.5.

Метание мяча в горизонтально расположенный обруч, находящийся на расстоянии 50 см от ребенка.6. Имитационное упражнение «Велосипед».7. Упражнение «Лодочка».

8.

Сидя на стуле, подтянуть к себе обруч ногами (упражнения для развития мышц стопы).

1,5—2 года:1. Ходьба по наклонной доске (слегка помогая ребенку).2. Прыжки «Зайка»: менять направление, сопровождать стихом «Уши выше, лапы шире».3. Проползание под веревку.4. Бросание мяча из-за головы на расстояние 80—100 см.5.

Перешагивание через мячи (совершенствует равновесие).6. Лежа на спине, поочередное поднимание ног вверх.7. Лежа на животе, поднимание мяча вверх двумя руками.8. Лазание по лесенке на высоту 1,5 м. Повторить 1—2 раза.

9.

Имитационные движения для рук со стихом «Наши пальчики устали». Расслабление рук и кистей.

2—3 года:1. Ходьба по кружкам — перешагивание с одного кружка в другой.2. Бег «Лошадки»: менять темп (быстрее, медленнее) 16—20 с.3. Бросание мяча одной и другой руками в цель с расстояния 1 м.4. Лежа на спине, ноги удерживает взрослый. Упражнение — сесть, лечь.5.

Лежа на животе, поднимание туловища и прямых рук вверх.6. Подлезание под палку, находящуюся на высоте 40—46 см от пола.7. Прыжки на двух ногах через палку, лежащую на полу.8. Ходьба на носках, на пятках со стихом «Цапля ходит по балкону».

9.

Упражнение на расслабление мышц рук и ног — «Стряхнуть снежинки».

Утренняя гигиеническая зарядка для детей 1-3 лет

Для перехода от сна к бодрствованию рекомендуется проводить утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку) вместе с родителями. Важно помнить, что для малыша главное — делать все так, как это делают мама и папа, братья и сестры. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы.

Не превращайте утренние занятия в тренировку: на всю зарядку отводится 10—15 мин.

Схема комплекса утренней гимнастики:— потягивание;— ходьба и бег на месте или в движении;— упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса;— упражнения для мышц туловища, живота;— упражнения для мышц ног (приседания, прыжки);— упражнения общего воздействия с участием мышц ног, рук (махи, выпады в сторону);— упражнение на расслабление мышц;

— дыхательные упражнения.

Комплексы следует менять через 3—4 нед, при этом возможно повторение отдельных упражнений при изменении исходных положений рук, ног, туловища.

В комплексы утренней зарядки следует включать упражнения на выработку правильной осанки, предупреждение плоскостопия.

Эффективность зарядки возрастает, если выполнять упражнения с предметами: гимнастической палкой, скакалкой, мячами и т. д. В конце зарядки включайте легкий бег. После зарядки переходите к водным процедурам.

До и после зарядки подсчитайте пульс у ребенка (у детей-дошкольников — 100—110 уд/мин).

Эффективность во много раз возрастает, если зарядка проводится на открытом воздухе. При этом увеличивается насыщение крови кислородом, столь необходимым для питания клеток и тканей организма, совершенствуются функции дыхания и кровообращения. На открытом воздухе создаются наилучшие условия для реализации потребностей в движениях, возникает возможность использования большого пространства.

Если же Вы занимаетесь в помещении, не забудьте хорошо проветрить комнату, откройте форточку или окно при хорошей погоде; занимайтесь в трусиках и майке, босиком или в спортивных тапочках

Источник: http://det-dieta.ru/deti/gimnastika-dlya-detej-ot-1-goda-do-2-3-let-kompleksy-uprazhnenij.html

Особенности гимнастики и массажа в зависимости от возраста

Примерный комплекс для детей в возрасте от 3 до 6 месяцев

Детей грудного возраста в зависимости от состояния аппарата движения делят на 4 группы:

  • I – от 1,5 до 4 мес.,
  • II – от 4 до 6 месяцев,
  • III – от 6 до 9 месяцев,
  • IV- от 9 до 12 месяцев.

Рисунок 1.

Примерный комплекс ЛГ для детей раннего возраста: 1 – скользящие движения ногами; 2 – присаживание с отведенными ногами; 3 – «парение» лежа на животе; 4 – поочередное сгибание ног; 5 – сгибание и разгибание рук; 6 – отведение и скрещивание рук на груди; 7 – вставание; 8 – «парение» на спине; 9 – поворот со спины на живот; 10 – ползание рефлекторное; 11 – присаживание при поддержке; 12 – самостоятельное присаживание; 13 – сгибание и разгибание ног; 14 – одновременное сгибание ног; 15 – ползание; 16 – приседание на корточки; 17 – приподнимание туловища за выпрямленные руки из положения лежа на животе; 18- сгибание и разгибание рук; 19- приподнимание из ИП лежа на спине; 20 – круговые движения руками.

В I группе. В первые месяцы повышен тонус сгибателей конечностей, поэтому используют рефлексы, связанные с разгибанием.

Задачи: расслабление сгибателей конечностей, повышение тонуса разгибателей, содействие первым навыкам по изменению положения тела и развитию умелости рук (подвешивание на высоте рук игрушек, предметов). ЛГ: назначают рефлекторные упражнения и активные движения с учетом рефлексов.

Рефлекс ползания – если ребенка положить на живот и приставить ладонь к подошвам, то он совершает ползающие движения. Хватательный рефлекс (с 3 месяцев) – при надавливании на ладони ребенка он сильно схватывает пальцы проводящего занятия или предмет.

Рефлекс Галанта – разгибание туловища при проведении пальцем по околопозвоночной линии от таза к шее ребенка, лежащего на боку. Массаж: используют только поглаживание: поверхностное и медленное – сгибателей и более глубокое и энергичное – разгибателей.

Примерный комплекс упражнений и массажа в возрасте от 1,5 до 4 мес

Продолжительность занятий – 6-8 минут

  1. Выкладывание на живот.
  2. Массаж спины.
  3. Массаж ног в ИП на животе.
  4. Рефлекторное ползание.
  5. Массаж рук в положении на спине.
  6. Рефлекторное сгибание туловища на правом боку.
  7. Массаж ног в ИП на спине.
  8. Рефлекторное разгибание туловища на левом боку.
  9. Рефлекторное упражнение для стоп (при массаже стоп сгибаются пальцы).
  10. Массаж живота.

Во II группе. Исчезает гипертонус сгибателей нижних конечностей. Задачи: воспитание двигательных умений, укрепление мышц шеи (на основе пищевого рефлекса с поворотами и подниманием головы ребенка), туловища, особенно спины.

ЛГ: вводят пассивные движения для мышц нижних конечностей; в 5 месяцев ребенок может сидеть, держась за что-либо руками, но позвоночник сгибается, поэтому при переходе из положения лежа в положение сидя нужна поддержка за руки; в 6 месяцев ребенок сам поворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать, для поощрения этих движений рекомендуют чаще выкладывать малыша на живот. При выполнении движений необходимо для поддержания ритмичности и для слухового развития считать вслух (раз, два, три, четыре). Массаж: помимо поглаживания применяют и другие вышеуказанные приемы массажа.

Примерный комплекс упражнений и массаж для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев

  1. Выкладывание на живот.
  2. Массаж спины.
  3. «Парение» на животе 3-5 секунд.
  4. Поворот с живота на спину.
  5. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
  6. Массаж ног.
  7. Поворот на живот.
  8. Упражнение в ползании.
  9. Поворот с живота на спину.
  10. Массаж рук.

  11. Сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, 3-5 раз.
  12. Отведение и приведение согнутых ног, 3-5 раз.
  13. Массаж живота.

В III группе.

В 7 месяцев ребенок может ползать, встает на колени, повторяет отдельные слоги; в 8 месяцев – сам садится, из положения сидя ложится, стоит с опорой, при поддержке за руки пытается ходить; в 9 месяцев – пытается стоять без опоры, ходит с поддержкой за руки, садится из положения стоя, собирает предметы, начинает понимать речь.

Задачи: стимуляция к ползанию, укрепление мышц для сидения и стояния, способствовать координации движений и пониманию речи (словесными указаниями: сядь, возьми и т. п.). ЛГ: сочетают активные и пассивные упражнения с массажем спины и живота. Общий массаж должен предшествовать упражнениям.

Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 6 до 9 месяцев

  1. Пассивное одновременное поднимание рук вперед, вверх за голову со словесным указанием (4-6 раз).
  2. Пассивное со словесным указанием сгибание и разгибание обеих ног одновременно, (5-7 раз).
  3. Активный поворот на живот по словесному указанию и побуждению при помощи игрушки.
  4.  «Парение» на животе.

  5. Массаж спины.
  6. Ползание на животе, побуждаемое игрушкой.
  7. Активный поворот на спину, побуждаемый игрушкой и словесным указанием.
  8. Пассивное отведение рук в стороны и скрещивание их на груди со словесным указанием (6-8 раз).
  9. Массаж живота.

  10. Пассивные круговые движения в тазобедренных суставах (4-6 раз).
  11. Активный поворот на живот через левый бок.
  12. Активный поворот на спину через правый бок.
  13. Пассивное присаживание со словесным указанием.

В IV группе. Двигательные возможности расширяются.

Ребенок стоит без опоры, хорошо ходит, садится на корточки, наклоняется без приседания, произносит отдельные слова. Задача: направление и закрепление двигательных навыков, стимуляция упражнений по речевой инструкции.

ЛГ: активные упражнения и с помощью, в ИП лежа, сидя, стоя; используют игрушки, предметы; вводят больше речевых инструкций, больше упражнений в приседании. Массаж проводят после упражнений для отдыха.

Для детей ясельного возраста (от 1 года до 3 лет)

Двигательные умения развиваются относительно быстро.

Рекомендуют комплексы физических упражнений в соответствии с двигательными возможностями: зарядку сразу после сна с двух летнего возраста в течение 3-5 минут и гимнастику 2-3 раза в неделю с целью совершенствования двигательных навыков.

Задачи ЛГ: закрепление автоматизмов ходьбы; воспитание координации движений (перешагивание через предметы, перепрыгивание, ходьба по скамьям, игры с мячами); устранение факторов, способствующих развитию плоскостопия и нарушений осанки.

Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 2 до 3 лет

  1. ИП – стоя друг за другом. Ходьба по нижней доске гимнастической скамьи. Пройти 2 раза.
  2. ИП – лежа на спине на полу. Поднятие прямых ног до палки (взрослый держит палку на высоте, равной длине ног у детей) (2-3 раза).
  3. ИП – то же. Присаживание, держась за палку, которая находится в руках у взрослого (2-3 раза).

  4. ИП – сидя верхом на гимнастической скамье друг за другом, в руках справа и слева – палка. Наклоны туловища вправо и влево с одновременным отведением рук с палками в стороны (2-3 раза в каждую сторону).
  5. ИП – лежа на животе, руки вытянуты вперед. Поднимание головы и груди (2-3 раза).
  6. ИП – лежа на животе.

    Подползание под веревочкой, натянутой на высоте 20 см от пола (2-3 раза).

  7. ИП – стоя друг за другом. Подпрыгивание через палку, лежащую на полу (2-3 раза).
  8. ИП – стоя, держась за палку, Приседание и вставание на носки (взрослый держит палку), 2-3 раза.
  9. ИП – стоя друг за другом.

    Ходьба по ребристой доске в течение 1 минуты.

Для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет)

Ведется обучение легкости ходьбы и бега, в том числе с препятствиями, прыжкам в длину и высоту с разбега, метанию мяча, лазанию на гимнастической стенке, подбрасыванию мяча, слежению за правильной осанкой, включают навыки спортивно-прикладных упражнений и спортивные игры: теннис, волейбол, футбол и др. Детей обучают групповым методом 3 раза в неделю.

Рисунок 2. Примерный комплекс имитационных упражнений для дошкольников 3-4 лет.

Рисунок 3. Примерный комплекс упражнений для дошкольников 3-4 лет.

Рисунок 4. Примерный комплекс упражнений для дошкольников 5-6 лет.

Рисунок 5. Примерный комплекс ЛГ при нарушении осанки.

Тэги: ЛФК и массаж для детей

Источник: https://nmedik.org/massaj-i-vozrast.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть