Типы детей в зависимости от восприятия информации

Содержание

Восприятие информации человеком

Типы детей в зависимости от восприятия информации

Восприятие

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов.

55 124 4 апреля 2015

Жизнь современного человека трудно представить без информации. Средства массовой информации буквально изобилуют всевозможными событиями, которые могут заинтересовать личность.

На сегодняшний день нет недостатка информации в какой – либо области; напротив, наблюдается ее переизбыток. Люди часто путаются в одних и тех же понятиях, поскольку информация об одном и том же предмете может быть противоречивой.

Поэтому, чтобы разобраться в сложном вопросе, иногда приходится изучить кучу различных позиций.

Восприятие – это процесс отражения в сознании личности явлений и предметов в сумме их свойств, состояний, компонентов. Данный процесс тесно связан с органами чувств, поскольку мы получаем любую информацию посредством участия зрительных, слуховых и иных ощущений.

Процесс восприятия информации представляет собой высокоорганизованную внутреннюю работу, в которой участвуют все психические процессы: внимание, воображение, память, мышление.

Для того, чтобы поступающая в мозг информация лучше усваивалась, ее необходимо осознавать или осмысливать.

Восприятие как раз и выполняет функцию своеобразного проводника между новой информацией и ее осознанием.

Восприятие информации человеком происходит на нескольких уровнях. Все они, так или иначе, затрагивают органы чувств и связаны с познавательными процессами.

Каналы восприятия информации

Под каналами восприятия понимают преобладающую направленность в сторону одного органа чувств, которая обеспечивает лучшее усвоение поступающей информации.

Стоит учесть тот фактор, что у каждого человека доминирует своя индивидуальная направленность.

  Кому – то для усвоения достаточно один раз прочитать материал, другому необходимо прослушать лектора на эту же тему и т.д.

  • Визуальный канал. Направлен на усвоение информации путем большего сосредоточения на зрительных образах. У человека, которого преобладает данный канал восприятия, отмечается высокая способность усваивать информацию через чтение. В данном случае личности достаточно прочитать материал, и информация  прочно «закрепится» в мозге. Нет необходимости пересказывать прочитанное или делиться с окружающими. Если информация сама по себе носит противоречивый характер, вызывает дополнительные вопросы, провоцирует спор, то у индивида может возникнуть потребность подробно ознакомиться с разными мнениями для того, чтобы сформировать свою точку зрения.
  • Аудиальный канал. Направлен на  усвоение информации путем концентрации преимущественно на слуховых образах. Если преобладает данный канал восприятия, у человека отмечается высокая способность к запоминанию через прослушивание нужного материала. Студенты, у которых доминирует аудиальный канал, прекрасно усваивают предложенную информацию во время лекции и могут дома ничего не учить – все и так легко улеглось в голове, так что не осталось лишних вопросов! Если возникают сложные моменты, материал сложный и непонятный, такая личность обычно стремится сразу уточнить важные детали и разобраться на месте, задав лектору соответствующие вопросы.
  • Кинестетический канал. Направлен на усвоение информации путем сосредоточения преимущественно на физических ощущениях. Кинестетическое восприятие тесно связано с органами осязания, поэтому такому человеку во время разговора обязательно требуется прикасаться к собеседнику. Запах, вкус тоже имеют для этой личности первостепенное значение – она более всего внимательна к деталям и собственным чувствам. Если вы спросите человека, что с ним происходит, он сможет в красках описать свои эмоции, распознать их подлинные проявления.
  • Дигитический канал. Направлен на усвоение информации путем концентрации на абстрактно – логических образах. Такой человек склонен во всем искать смысл, раскладывать свои знания «по полочкам». Дигиталу крайне важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие и что из этого последует. Он обладает способностью прогнозировать ситуацию, а потому склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий. Чаще всего, дигиталы по жизни занимаются научной деятельностью.

Перечисленные каналы восприятия являются ведущими, но кроме них имеются и другие: вкусовой, обонятельный, семантический и т.д.

В соответствии с представленными особенностями каждого из каналов в психологии выделяют следующие виды восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, речемыслительный.

Каждый из перечисленных видов полностью соотносится с выше обозначенными каналами восприятия информации.

Свойства восприятия

  • Предметность. Характеризуется направленностью на внешний мир. Человек всегда сосредоточивает свое внимание на таких вещах, которые находят отражение в окружающем пространстве. Это не обязательно могут быть предметы и явления, но также абстрактные понятия. В любом случае происходит глубокое умственное сосредоточение на том или ином предмете: обыденном, художественном или научном.
  • Целостность. В отличие от ощущения, которое отражает отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира, восприятие составляет его общий образ. Он складывается из совокупности различных ощущений и формирует целостное представление о том или ином предмете.
  • Структурность. Необходимо отметить, что восприятие человека устроено таким образом, что обладает способностью систематизировать материал в определенном порядке, то есть, из общего потока поступающей информации выделять только ту, что окажется полезна в данном случае.
  • Константность. Под этим свойством понимается относительная постоянность воспринимаемой информации при различных условиях. Так, например, формы предметов, их величина, цвет представляются человеку одинаковой при разных жизненных условиях.
  • Осмысленность. Человек не просто воспринимает предметы и явления, он делает это осмысленно, целенаправленно, предвидя определенный результат и стремясь к нему. Так, например, студенты слушают лекцию для того, чтобы успешнее сдать зачет или экзамен, посещают занятия по художественной культуре для самообразования. Во всяком своем действии личность стремится поступать осмысленно, потому что иначе и не может совершаться никакая деятельность.

Сложные формы восприятия информации

Под формами восприятия информации понимают некоторые категории, имеющие в своей основе размышления и направленность на поиск истины.

  • Восприятие пространства. Каждый из нас весьма индивидуально подходит к восприятию пространства. Если нас перенести в другое место, мы не сможем сразу сориентироваться, пока не выработаем тактику поведения и не поймем, как лучше себя вести. Один человек способен сориентироваться в меняющихся условиях иначе, чем другой и у каждого свое собственное восприятие.
  • Восприятие времени. У каждого из нас есть свои биологические часы, которые напоминают о необходимости предпринимать определенные действия. Есть распространенная теория о «совах» и «жаворонках». Одним трудно просыпаться утром, они могут бодрствовать днем, другим необходимо рано вставать и также рано ложиться. Если обратиться к человеку на улице с вопросом «Который час?», большинство сейчас же начнут искать часы, чтобы вам ответить. Между тем, внутри себя всякий примерно знает, сколько времени на данный момент. Именно поэтому становится возможным процесс планирования любых дел, прогнозирование различных ситуаций еще до того, как они произойдут в реальности.
  • Восприятие движения. Впечатления движения создаются сугубо индивидуально. Кому – то достаточно наклонить вперед голову, принять соответствующее положение корпуса, чтобы создалась иллюзия того, что происходит перемещение в пространстве. Восприятие движения фиксируется мозгом и осознается личностью за счет вестибулярного аппарата и собственных мыслей, субъективных настроений.
  • Восприятие преднамеренное и непреднамеренное. Данные формы отличаются друг от друга участием сознания в восприятии каких – либо объектов. Иначе их еще можно назвать непроизвольным и произвольным. В первом случае восприятие осуществляется за счет внешних обстоятельств, которые привлекли внимание человека, а во втором им руководит сознание. Преднамеренное  восприятие характеризуется четкой целью, обозначенными задачами, ясной структурой и последовательностью в выполнении всех необходимых шагов.

Особенности восприятия информации

Каждый человек подходит к восприятию одних и тех же событий и явлений очень индивидуально. Ведь один увидит в происходящем для себя благословение, а другой сочтет в данных обстоятельствах для себя наказание. Кроме того, люди различаются еще и по ведущим каналам восприятия информации. Если кому – то необходимо прочитать изучаемый материал, то другому очень важно его прослушать на слух.

Для визуала крайне важно, чтобы вся информация находилась в поле его зрения. Замечательно, если имеется возможность ознакомиться с материалом посредством чтения. Только тогда, когда визуал увидит, как выглядит то, что ему нужно запомнить, он способен по – настоящему воспринимать.

Для аудиала всегда лучше единожды услышать материал, чем несколько раз его читать. Это тот тип восприятия, когда сказанное живьем слово приобретает колоссальное значение. Людям, имеющим ведущий аудиальный канал восприятия, всегда легче усваивать информацию на лекциях или участвовать в семинарах.

Отличительной особенностью кинестетиков является природная потребность все трогать руками. Иначе не может пойти процесс целостного восприятия. Только с помощью эмоций, подкрепляемых взаимодействием с людьми или предметами, они познают окружающую реальность.

Как правило, такие люди очень эмоциональны и подвержены различным направлениям деятельности.

Весьма много среди них художников, музыкантов, скульпторов, то есть к ним относятся те, кто способен проживать целую жизнь при соприкосновении с предметами и даже творить собственную реальность.

Дигиталы склонны к глубокому анализу происходящих событий. Это по сути своей настоящие мыслители и философы. Для них новая информация должна обязательно являться предметом абстрактно – аналитического мышления, плодом серьезной внутренней работы, связанной с логическим выстраиванием сложных конструкций. Познать истину – их главная цель.

Таким образом, способы восприятия информации существуют самые различные. Все вместе они создают гармоничную  и целостную картину мира, в которой приветствуется полнота многообразия. Необходимо развивать все каналы восприятия, но делать это с опорой на ведущий вид. Тогда любая деятельность человека будет успешной, приведет его к новым открытиям и свершениям.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/vospriyatie/vospriyatie-informatsii-chelovekom.html

Кинестетик, аудиал, визуал или дигитал — как достичь успеха в учебе детям с разными каналами восприятия?

Типы детей в зависимости от восприятия информации

Среди аудиалов — много фанатов музыки

Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами — типичный аудиал.

Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они  размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: “Все понятно, дальше!”. Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора.

Нередко аудиалы обладают мелодичным голосом. В незнакомой компании они быстро заводят себе друзей и становятся лидерами.

Считается, что людей-аудиалов около 5%. Читайте подробнее Как отличить ребенка-аудиала.

Как работать с аудиалами?

Путь к сердцу ребенка-аудиала лежит через звуки. Хотите отвлечь его от мелочей и посторонних дел? Поставьте незнакомую мелодию (знакомой он начнет подпевать). Эти дети лучше воспринимают информацию, идущую на фоне музыкального сопровождения.

Это вам не понять, как можно делать уроки под грохот рок-музыки или под речитатив Тимати. А для аудиала музыка затмевает все посторонние звуки и позволяет сосредоточиться на главном.

Но есть также аудиалы, которые могут работать только в тишине, и любые звуки будут их сильно отвлекать.

На уроках для аудиалов можно ставить музыку. Новую тему можно рассказывать под музыкальное сопровождение.

Еще аудиалы очень реагируют на тембр голоса, ритм вашей речи. Поэтому хорошо, если педагог во время объяснения новой темы будет выделять интонационно важные моменты и новые правила.

Для лучшего запоминания аудиалу требуется проговорить полученную информацию. Если в вашем классе больше детей с аудиальным восприятием окружающего мира, возьмите на заметку приемы обучения из начальной школы: повторение вслух всем классом, по рядам, по очереди, индивидуально.

Аудиалам можно предлагать пользоваться аудио-книгами и аудио-курсами. Это позволит работать наиболее эффективно.

Визуалы

Визуалы — это дети, постигающие мир глазами

В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому.

Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников.

Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют.

По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью — около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами.

Как работать с детьми-визуалами?

Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легче воспримет информацию. 

Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски “как есть”, разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом.

При объяснении нового материала визуалу, крайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади.

Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места.  

Кинестетики

Для кинестетиков мир открывается через ощущения, прикосновения

В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать, горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д. Речь у кинестетиков медленная, размеренная, во время разговора часто трогают себя за лицо, теребят какую-то вещь в руках.

В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории “неусидчивых, гиперактивных”. Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы.

Дети-кинестетики обычно с трудом учатся читать, часто не могут запомнить и применить даже самое простое правило. Зато именно из кинестетиков получаются лучшие актеры, спортсмены и танцоры.

Как работать с детьми-кинестетиками?

Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку.

Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно.

Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить физкультминутки. Пара минут активного движения — и ребенок-кинестетик опять готов к работе.

Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение — для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет.

А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев — успех обеспечен.

То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую “привязку” любого правила или информации к жизненным реалиям.

Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия “запрягает долго, зато едет увереннее”.

Дигиталы

Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно.

Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: “А как это устроено? А почему это работает?”. Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство.

Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи.

Как работать с учениками-дигиталами?

В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с детьми-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику — успех будет обеспечен.

Как определить тип восприятия информации у ребенка

Существует немало тестов, которые могут помочь определить тип восприятия информации у ребенка. Например, диагностика доминирующей модальности С. Ефремцева. Можно подключить школьного психолога и провести тест вместе.

Самый просто тест предложил А. Лурий, основатель нейропсихологии. Попросите ребенка приложить лист бумаги ко лбу и написать слово КОТ. Если написанное можно прочитать слева направо, то перед вами — визаул. Если написанное читается как ТОК, то перед вами типичный кинестетик.

Помощниками педагога в данном вопросе могут стать родители. Они лучше знают ребенка и всегда могут подсказать учителю, в чем особенность их ребенка.

В конце концов, учителю может помочь внимательное наблюдение за классом и за каждым ребенком в отдельности в процессе уроков или внеклассных мероприятий.

Впрочем, педагогам не стоит хвататься за голову и пытаться теперь каждый урок рассчитывать на каждый тип ребенка отдельно. Не существует стопроцентных кинестетиков или визуалов. В каждом ребенке изначально заложены все каналы восприятия, просто какой-то один доминирует.

Достаточно знать, что в данном классе больше, например, визуалов, и делать акцент на зрительном восприятии, добавляя немного методов, пригодных для аудиалов и кинестетиков. Экспериментируйте, и вы увидите, что и работать станет легче, и дети начнут лучше успевать по предмету.

 

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/5840_tipy_vospriyatiya_informacii

Типы и способы восприятия информации

Типы детей в зависимости от восприятия информации

Ежедневно на каждого человека обрушивается огромное количество информации. Мы сталкиваемся с новыми ситуациями, предметами, явлениями. Одни люди без проблем справляются с этим потоком знаний и успешно используют его в своих интересах.

Другие же с трудом способны запомнить хоть что-то. Во многом такая ситуация объясняется принадлежностью человека к определенному типу по способу восприятия информации.

Если она подается в неудобной для человека форме, то ее обработка будет крайне затруднительной.

Что такое информация?

Понятие «информация» имеет абстрактное значение и во многом его определение зависит от контекста. В переводе с латинского языка это слово означает “разъяснение”, “представление”, “ознакомление”.

Наиболее часто под термином «информация» понимают новые факты, которые восприняты и поняты человеком, а также признаны полезными.

В процессе переработки этих впервые полученных сведений люди получают определенные знания.

Восприятие информации человеком — это ознакомление с явлениями и предметами посредством их воздействия на различные органы чувств. Анализируя результат воздействия того или иного предмета или ситуации на органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, индивид получает определенное представление о них.

Таким образом, основа в процессе восприятия информации — пять наших органов чувств. При этом активно задействованы прошлый опыт человека и ранее полученные знания. Обращаясь к ним, можно отнести полученную информацию к уже известным явлениям или выделить из общей массы в отдельную категорию.

Способы восприятия информации базируются на некоторых процессах, связанных с психикой человека:

  • мышление (увидев или услышав предмет или явление, человек, начиная мыслить, осознает, с чем он столкнулся);
  • речь (возможность назвать объект восприятия);
  • чувства (различные виды реакций на предметы восприятия);
  • воля (способность человека организовывать процесс восприятия).

По этому параметру информацию можно разделить на следующие виды:

  • Текстовая. Она представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения на каком-либо языке.
  • Числовая. Это сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.
  • Звуковая. Это непосредственно устная речь, благодаря которой сведения от одного человека передаются другому, и различные аудиозаписи.
  • Графическая. К ней относят схемы, графики, рисунки и прочие изображения.

Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание.

Способы восприятия информации человеком

В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:

  • визуальная;
  • звуковая;
  • тактильная;
  • вкусовая;
  • обонятельная.

Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря им в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов).

Органы осязания ответственны за возможность восприятия тактильной информации. Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму.

Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи.

Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний. Звуковой способ восприятия информации (радиопередача, например) составляет около 9%, а остальные органы чувств отвечают всего за 1%.

Типы восприятия

Одна и та же информация, полученная каким-либо определенным способом, воспринимается каждым человеком по-разному.

Кто-то после минутного прочтения одной из страниц книги может без труда пересказать ее содержание, другой же не запомнит практически ничего. А вот если такому человеку прочитать тот же текст вслух, он с легкостью воспроизведет в памяти услышанное.

Такие различия определяют особенности восприятия информации людьми, каждые из которых присущи определенному типу. Всего их четыре:

  • Визуалы.
  • Аудиалы.
  • Кинестетики.
  • Дискреты.

Зачастую очень важно знать, какой тип восприятия информации является для человека доминирующим и чем он характеризуется. Это значительно улучшает взаимопонимание между людьми, дает возможность максимально быстро и полно донести нужные сведения до своего собеседника.

Аудиалы

Для аудиалов гораздо проще усвоить то, что они один раз услышали, а не сто раз увидели.

Особенности восприятия информации такими людьми заключаются в их умении слушать и хорошо запоминать сказанное как в разговоре с коллегами или родственниками, так и на лекции в институте или на рабочем семинаре.

Аудиалы имеют большой словарный запас, с ними приятно общаться. Такие люди умеют прекрасно убеждать собеседника в разговоре с ним. Активному времяпровождению предпочитают спокойные занятия, любят слушать музыку.

Тип восприятия и обучаемость

Способы восприятия информации людьми во многом определяют ту форму обучения, которая будет максимально для них эффективной. Конечно, нет таких людей, которые бы получали новые знания целиком при помощи одного органа чувств или их группы, например, осязания и обоняния.

Все они выступают в роли средств восприятия информации.

Однако знание того, какие органы чувств являются у конкретного человека доминирующими, дает возможность окружающим быстро довести до него нужные сведения, а самому человеку позволяет эффективно организовать процесс самообразования.

Визуалам, например, нужно представлять всю новую информацию в читаемом виде, на рисунках и схемах. В этом случае они гораздо лучше запоминают ее. Визуалы преуспевают обычно в точных науках. Еще в детстве они отлично складывают пазлы, знают многие геометрические фигуры, хорошо рисуют, чертят, строят из кубиков или конструктора.

Аудиалы, напротив, легче воспринимают информацию, полученную из устной речи. Это может быть разговор с кем-либо, лекция, аудиозапись. При обучении иностранному языку для аудиалов предпочтительнее аудиокурсы, чем напечатанный самоучитель. Если все же требуется запомнить написанный текст, его лучше проговаривать вслух.

Кинестетики очень подвижны. Им сложно концентрироваться на чем-либо длительное время. Таким людям трудно усвоить материал, полученный на лекции или из учебника.

Процесс запоминания будет проходить быстрее, если кинестетики научатся связывать теорию и практику.

Им легче обучаться таким наукам, как физика, химия, биология, в которых конкретный научный термин или закон можно представить в виде результата опыта, проведенного в лаборатории.

Дискретам требуется немного больше времени, чем прочим людям, чтобы принять к сведению новую информацию. Они сначала должны осмыслить ее, соотнести со своим прошлым опытом.

Таким людям можно, например, записывать лекцию преподавателя на диктофон, чтобы впоследствии прослушать ее второй раз. Среди дискретов много людей науки, так как рациональность и логичность для них превыше всего.

Поэтому в процессе учебы им будут наиболее близки те предметы, в которых точность определяет восприятие информации – информатика, например.

Роль в общении

Типы восприятия информации влияют и на то, каким образом с человеком лучше общаться, чтобы он прислушался к вам. Для визуалов очень важен внешний вид собеседника.

Малейшая небрежность в одежде может оттолкнуть его, после чего будет совсем неважно, что он говорит.

Беседуя с визуалом, нужно уделять внимание своей мимике, говорить быстро с использованием жестикуляции, подкреплять разговор схематичными рисунками.

В разговоре с аудиалом должны присутствовать слова, которые ему близки («послушайте меня», «звучит заманчиво», «это говорит о многом»).

Восприятие информации человеком-аудиалом зависит во многом от того, как собеседник говорит. Тембр голоса должен быть спокойным, приятным.

Важный разговор с аудиалом лучше отложить, если вы сильно простужены. Такие люди не терпят также визгливых нот в голосе.

Переговоры с кинестетиком нужно проводить в помещении с комфортной температурой воздуха, приятным запахом. Таким людям требуется иногда прикоснуться к собеседнику, так они лучше понимают услышанное или увиденное. Не стоит ждать от кинестетика быстрого принятия решения сразу после беседы. Ему необходимо время на то, чтобы прислушаться к своим ощущениям и понять, что он все делает правильно.

Диалог с дискретом должен быть построен на принципе рациональности. Лучше всего оперировать строгими научными фактами, правилами. Для дискрета более понятен язык цифр.

Источник: http://fb.ru/article/187059/tipyi-i-sposobyi-vospriyatiya-informatsii

Какой тип восприятия у вашего ребенка?

Типы детей в зависимости от восприятия информации

Вы знаете тип восприятия у вашего ребенка? Мы все по-разному воспринимаем получаемую информацию: у кого-то хорошо развита визуальная память, у кого-то слуховая.

От того, к какому типу восприятия относится ваш ребенок, зависит, в каком виде ему лучше преподносить информацию. Если вы легко запоминаете стишки, а ребенок нет, это не значит, что он бестолковый.

Измените подход и вы удивитесь, как легко и быстро ваш ребенок схватывает информацию.

Большую часть информации мы получаем через три канала: аудиальный, визуальный и кинестетический

Аудиальный канал восприятия окружающего мира — это слух. Людей, у которых данный вид восприятия выходит на первое место, в психологии принято называть аудиалами.

Визуальный канал восприятия — это зрение. Людей, которые большую часть информации воспринимают через зрительный анализатор, называют визуалами.

Кинестетики воспринимают мир в большей мере через чувства, эмоции, движения, отношения.

В отдельную группу также выделяют так называемых дискретов — людей, воспринимающих информацию через логику, при помощи цифр, знаков, доказательств, но среди детей данный тип практически не встречается, поэтому о них мы не будем говорить.

Как распознать, какой тип восприятия преобладает у вашего ребенка

В данном случае воспользоваться какими-то стандартизованными методиками не получится, придется воспользоваться возможностью наблюдать за поведением ребенка.

Во-первых, обратите внимание на речь. Аудиал чаще использует в речи слова, так или иначе касающиеся звуков, звучания, , говорения — громко, тихо, шумно, кричать, послушайте, я где-то слышал, говорят и т. д.

Часто может что-то мурлыкать себе под нос или отбивать ему одному ведомый ритм. Для визуала важно видеть и в речи чаще слова, описывающие внешнюю сторону предметов, событий, — видеть, ярко, точка зрения, видимость, прозрачность, красочность и т. д.

Для кинестетика важны ощущения, движения, чувства — мягко, удобно, быстро, прикоснуться, скакать и т. д.

Во-вторых, обратите внимание на движения глаз ребенка, когда он что-то рассказывает.

Задайте ребенку любой вопрос, отвечая на который, ему придется что-то вспомнить или придумать, например, спросите, что он делал в прошлые выходные? Визуалы чаще невольно смотрят вверх, особенно если что-то припоминают.

Они рассказывают, а перед их глазами за доли секунды буквально проносится кинолента, на которой отображается все, что впоследствии они скажут. Аудиалы чаще смотрят вбок, движения глаз на средней линии, примерно на уровне ушей. Кинестетики чаще смотрят вниз.

В-третьих, обратите внимание на внешний вид ребенка. Визуалу важно хорошо выглядеть, важно, чтобы рядом с ним все было аккуратно и красиво. Он не терпит, чтобы его трогали, в разговоре держит дистанцию.

Кинестетик любит удобство — удобную одежду, мебель, позу, для него очень важен комфорт. В разговоре много жестикулирует, использует мимику, пантомимику, может касаться собеседника, дергать его за рукав или крутить пуговицу на его пиджаке.

Аудиал в этом отношении будет вести себя усредненно, никогда не доходя до крайностей, которые могут быть присущи и визуалу, и кинестетику.

Ну, надеюсь, более или менее определились, хотя сделать это довольно непросто, так как все же чистые виды — это скорее редкость. Кроме того, порой дети, приспосабливаясь к нам, взрослым, просто вынуждены вести себя не так, как им хотелось бы.

Например, очень требовательная мама-визуал будет очень много уделять тому, чтобы приучить ребенка-кинестетика к порядку, и рано или поздно, но ребенку придется научиться выполнять определенные требования, как бы внутренне он не протестовал.

Зачем нужно знать тип восприятия вашего ребенка?

Прежде всего потому, что все три типа по-разному воспринимают окружающую их действительность, а, следовательно, обучая их, стоит использовать приемы, непосредственно воздействующие на ведущие каналы.

Визуалу важно образное представление материала — схемы, таблицы, наглядные пособия, образцы. Важное выделять цветом, «рисовать» конспект. В речи стараться использовать слова, описывающие информацию визуально.

Если ребенок испытывает необходимость, нужно ему разрешить чиркать, рисовать во время осмысления или запоминания материала. При заучивании стихотворения или пересказе текста для визуала желательна зарисовка основных моментов.

Аудиал больше реагирует на звуковое оформление. Обучая его, используйте возможности голоса — паузы, громкость, различный тембр и высоту. Особо важный материал можно спеть. Если требуется заучить большой объем информации, можно воспользоваться магнитофоном, на который предварительно наговорить запоминаемый материал (например, иностранные слова или стихотворение).

Кинестетику важно включить мышечную память. Используйте жесты, мимику, прикосновения. Позволяйте ребенку по возможности проводить опыты и эксперименты, дайте возможность добывать знания самому.

Пусть сам делает выводы, заключения, пытается найти проблему и задает вопрос. Можно использовать преувеличения, проигрывать те или иные элементы изучаемого материала. В речи старайтесь использовать слова, настроенные на кинестетическую модальность.

О том, как подавать информацию ребенку-кинестетику, читайте в этой статье.

Конечно, строить обучение ребенка в рамках только одной модальности невозможно, да и не нужно.

Тем более что время от времени все мы проявляем себя по-разному, но все же знание о ведущем типе восприятия ребенка может быть весьма полезным.

Способы запоминания наиболее трудного, важного материала, приемы работы с информацией все же лучше использовать такие, которые максимально подходят каждому конкретному ребенку.

P.S. Мамам стоит посмотреть сарафаны оптом от производителя. Это качественный домашний трикотаж от Юнион-Текс по выгодным ценам.

Источник: http://www.kraskizhizni.com/poleznoe/1506-tip-vospriyatiya

Составление программы обучения в зависимости от типа восприятия информации студентом

Типы детей в зависимости от восприятия информации

Возникают ли во время ваших уроков ситуации, когда одни ученики отлично воспринимают материал, а другие — нет? Даже если учащиеся одного уровня, вы заметите, что степень их энтузиазма и скорость усвоения материала будут меняться в зависимости от того, какой тип задания вы им предложите.

Объясняется это тем, что у разных учеников разный тип восприятия информации. В этой статье рассмотрим основные стили восприятия информации, как распознать преобладающий у вашего ученика тип и какой список заданий включить в урок, для того чтобы сделать его максимально эффективным.

Существует семь основных типов восприятия информации: визуальный, вербальный, физический, слуховой, логический, социальный и одиночный.

Ученики-визуалы

Ученики-визуалы лучше всего воспринимают то, что видят.Как распознать:- любит конспектировать;- выделяет информацию в конспекте разными цветами, картинками и диаграммами.

Для ученика-визуала:

– делайте записи на доске или в чате;- предоставляйте важную информацию в текстовой форме;- готовьте раздаточные материалы, презентации и письменные упражнения.

Ученики-аудиалы

Ученики-аудиалы обрабатывают и сохраняют информацию при помощи звука.
Как узнать:- предпочитает слушать преподавателя, а не читать учебник;

– в свободное время постоянно слушает музыку.

Для ученика-слушателя:если нужно прочитать информацию, предложите прочитать вслух;изучайте грамматические формы или лексику при помощи английских песен;выполняйте письменные упражнения устно, где это возможно;

обсуждайте новый материал.

Ученики-кинестетики

Ученики-кинестетики воспринимают информацию лучше всего, если задействовано их тело.
Как распознать:- не любят долго сидеть на месте, сложив руки;- любят перекладывать карточки, передавать предметы.

Для кинестетика используйте методику Total Physical Response;

– продумайте, как в задание можно включить физический аспект. Например, если читаете историю, попросите ученика изобразить с помощью движений то, что он слышит;- используйте различные предметы для изучения и отработки материала. Играйте в игры с помощью кубиков, карточек, палочек или любых других предметов.

Ученики-вербалы

Ученики-вербалы обожают все, что связано с языком и подходят к его изучению с большим энтузиазмом.
Как узнать:- быстро учит слова;- всегда пытается использовать новую или более сложную лексику;- часто изучает несколько иностранных языков одновременно.

Для ученика – вербала:

– давайте задания, в которых он сможет узнавать и использовать новые слова (чтение, сочинения, дискуссии);- готовьте более сложные задания, которые будут бросать вызов их способностям.

Ученики-индивидуалисты

Ученики-индивидуалисты лучше всего усваивают информацию, работая наедине.
Как распознать:- независимы;- интроверты;- могут показаться не очень активными во время групповых упражнений или классных дискуссий.

Для ученика-индивидуалиста:

включайте в урок задания на самостоятельную работу;задавайте домашние задание – это возможность поработать самостоятельно;дайте время разобраться в информации самостоятельно, даже если вы ее уже объяснили;

в то же время организовывайте задания, где ученик сможет раскрыться, поговорить о себе, поделиться опытом. Например “Have you ever?”

Ученики-социалы

Ученики-социалы лучше всего усваивают информацию, работая в группе.
Как узнать:очень активны во время групповых заданий;может быть сложно или неинтересно самостоятельно выполнять задания;любит поговорить.

Для ученика-социала подумайте, как вы можете внести элемент общения в письменные задания или чтение (например, дайте ученику текст с пропущенными словами.

Для того чтобы раздобыть недостающую информацию, он должен будет задавать вопросы).

Ученики-логики

Ученики-логики прежде чем принять новую информацию, должны в ней “разобраться”.

Как распознать:- преуспевает в грамматике;- любит правила и диаграммы;- часто задает вопрос “почему”, например: “Почему мы здесь используем Present Perfect, а не Past Simple”?

Для ученика-логика используйте лингвистический подход обучения, всегда объясняйте ему правила и закономерности языка.

У одних студентов превосходить будет лишь один стиль восприятия информации. Для других будут одинаково хорошо подходить два или три стиля подачи информации. При подготовке материала к уроку всегда учитывайте эту особенность ученика. Именно тогда урок будет приносить ему максимальную пользу и результат!

Кристина Шабо

Источник: http://skyteach.ru/2017/09/20/sostavlenie-programmyi-obucheniya-v-zavisimosti-ot-tipa-vospriyatiya-informatsii-studentom/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.