Умственное (психическое) недоразвитие

Содержание

Как классифицируются виды и степени умственной отсталости? Причины возникновения и возможно ли предупредить умственную отсталость

Умственное (психическое) недоразвитие

Расстройства интеллектуальных способностей, общения и поведения человека являются основными признаками наличия психического заболевания — умственной отсталости. Изучение всех форм интеллектуальной отсталости находится в компетенции такого раздела психиатрии, как «Психология людей с умственной отсталостью».

Факторы, определяющие наличие заболевания

Классификация умственной отсталости, как психологического заболевания происходит в следующих случаях:

  • при наличии низкого уровня интеллектуальной активности, определяемого шкалой Айзенка;
  • при наличии сложностей в социальной жизни человека, проявляемых более чем в трех направлениях жизнедеятельности.

Исходя из этого можно понять, что низкий уровень интеллектуального развития и социальная дезориентация являются первичными признаками умственной отсталости личности.

Причинно-следственная связь умственной недоразвитости

Характерные нарушения психики, вызванные недостаточным развитием личности, могут зародиться даже в процессе внутриутробного развития или в результате тяжелых родов. Возникновение отсталости в развитии возможно на протяжении первых лет жизни ребенка. Также вероятность возникновения психического заболевания в виде умственной отсталости зависит от наследственности человека.

Генетические причины возникновения заболевания

Разнообразные изменения генетического набора человека обуславливают более половины всех патологий умственной отсталости. Генетические мутации бывают на уровне ген и на уровне хромосом. Одной из самых распространённых форм хромосомной мутации человека является болезнь Дауна. Даунизм относится к олигофренной форме умственной отсталости.

Экзогенная этиология заболевания

Одной из экзогенных причин возникновения заболевания, фиксируемой медиками, является нейроинфекция. К более редким причинам появления болезни можно отнести различные травмы головного мозга и сильные интоксикации организма.

Степени умственной отсталости

Умственная отсталость, как любое заболевание или патология имеет разнообразные критерии, благодаря которым заболевание подразделяется на виды, степени и формы. Классификация умственной отсталости обуславливается степенью течения и формами проявления заболевания.

Степени умственной недоразвитости делятся на:

  • легкую, с уровнем IQ в диапазоне 50-69 баллов;
  • среднюю, с уровнем IQ в диапазоне 20-49 баллов;
  • тяжелую, с уровнем IQ менее 20 баллов.

Уровень IQ определяет наличие той или иной степени заболевания у пациента. Определение показателя уровня развития больного происходит путем прохождения заданий в тестовой форме. Однако это весьма условное деление тяжести заболевания.

Некоторые мировые медицинские ассоциации предлагают и более расширенное деление степеней умственной недоразвитости. Американские психиатры и психотерапевты подразделяют умственную отсталость на пять степеней выраженности.

Американская классификация заболевания кроме трех представленных степеней включает в себя еще пограничную и глубокую степени.

К пограничной форме психической недоразвитости относят, прежде всего, задержку умственного развития у детей. Это изначально весьма не тяжелое психическое нарушение, которое является промежуточными звеном между нормальным и нарушенным состоянием психики человека. Считается, что пограничная умственная отсталость хорошо поддается лечению.

Разновидности заболевания

Виды умственной отсталости классифицируются по уровню выраженности заболевания и подразделяются на:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотизм;
  • олигофрения.

Степень, разновидность и форма умственной отсталости имеют прямую взаимосвязь. Например, легкая умственная отсталость характерна для дебилизма.

К проявлениям дебилизма относят: незначительную недоразвитость психики, неспособность широко мыслить, примитивность мышления и т.д.

Умственная отсталость легкой степени может быть как врожденная, так и приобретенная в период первых лет жизни человека.

Идиотизм и имбецильность

Средняя и глубокая степени заболевания наиболее часто выражаются в имбецильности или идиотизме. Имбецильная разновидность умственной отсталости характеризуется средним уровнем недоразвитости психики.

Такая патология лишает человека возможности мыслить абстрактно и обобщенно.

Больные средней степенью психической отсталости выраженной в форме идиотизма не могут самостоятельно себя обслуживать, их практически невозможно научить трудиться.

Такое психическое расстройство как олигофрения проявляется при всех степенях умственной отсталости. Психическое расстройство в виде олигофрении бывает несложным и сложным, которое осложнено различными нарушениями психического характера.

К основным клиническим формам умственной отсталости относятся:

  • синдром Дауна;
  • болезнь Альцгеймера;
  • ДЦП;
  • гидроцефалия;
  • кретинизм;
  • заболевание Тея – Сакса и прочее.

Это далеко не полный список всех клинических проявлений умственной отсталости, но более детально следует рассмотреть самые распространенные из них.

Даунизм

Синдром Дауна, как клиническая форма умственной недоразвитости встречается практически у 10% больных психическими расстройствами.

Люди, болеющие данным заболеванием, имеют небольшой рост, небольшую округлую голову, узкие раскосые глаза, именно поэтому некоторое время назад даунизм называли монголизмом.

Но на самом деле такое внешнее подобие не имеет никакого основания, потому что синдромом Дауна болеют представители всех национальностей и рас.

Предупреждение умственной отсталости

Большинство вероятных случаев возникновения умственной недоразвитости можно легко диагностировать во время беременности или в раннем возрасте ребенка. С этой целью во всех женских консультациях и родильных домах проводятся специальные скрининговые исследования.

Для предупреждения заболевания у будущего малыша, беременная женщина должна придерживаться здорового образа жизни, избегать стрессовых ситуаций и вовремя проходить необходимые исследования.

После рождения, мамам следует внимательно относиться к здоровью ребенка, тщательно выполнять все рекомендации врачей-педиатров и в случае подозрения на задержку в развитии незамедлительно обращаться к специалистам.

Несмотря на то, что многие формы умственной отсталости считаются неизлечимыми, важную роль в жизни такого больного играет правильная коррекция его психики. Ранняя диагностика, поддержка семьи, необходимая помощь психиатров и психотерапевтов и социальная реабилитация способны заметно изменить уровень качества жизни пациентов с диагнозом умственная отсталость.

Умственная отсталость: генетические и средовые причины

Источник: http://onevroze.ru/kak-klassificiruyutsya-vidy-i-stepeni-umstvennoj-otstalosti-prichiny-vozniknoveniya-i-vozmozhno-li-predupredit-umstvennuyu-otstalost.html

Умственная отсталость у детей: дар свыше, который нужно понять и принять

Умственное (психическое) недоразвитие

Начиная разговор об умственно отсталых детях, хочется сделать особый акцент на словах великого дефектолога Льва Выготского, который в свое время предложил «найти то здоровое, нетронутое, сохранное, что есть у каждого умственно отсталого ребенка, и на основе этого осуществлять коррекционно-педагогическую работу». Ведь каждому человеку Богом даны определенные задатки, которые необходимо найти и развить.

Итак, умственная отсталость принадлежит к психическим отклонениям в развитии ребенка. Под этим понятием подразумевается органическое поражение центральной нервной системы, в результате которого идет снижение познавательной деятельности.

Умственная отсталость не означает буквально, что у человека мало ума, просто психика развивается по-другому, личностные качества становятся иными.

При этом значительные отклонения наблюдаются в интеллекте, физическом развитии, поведении, владении эмоциями и волей.

Особенности детей с умственной отсталостью

Основные признаки умственно отсталого ребенка таковы:

  1. Познавательная активность низкая, поэтому он не желает ничего знать.
  2. Плохо развита моторика.
  3. Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильно произношение слов, невозможность построения предложений, бедный словарный запас и т.д.
  4. Замедленные мыслительные процессы, а зачастую и их полное отсутствие. Как результат, у ребенка не формируется абстрактное мышление, ему не под силу проделать логическую операцию, обобщение проводит только элементарное.
  5. Продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому все игры элементарные. Предпочтение отдает легкому труду, так как волевые усилия могут отсутствовать.
  6. Эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая.
  7. В восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что такие дети не могут выделить главное, не понимают процесса составления целого из частей, которые размещены внутри. Им тяжело представлять. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве.
  8. Концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная.
  9. Память произвольная. Больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.

Олигофрения и деменция – формы заболевания

По времени проявления признаков умственной отсталости определяют две формы болезни:

Олигофрения – это поражение коры головного мозга в пренатальный, натальный и постнатальный (только до 3-летнего возраста) периоды, в результате которого наступает психическое или умственное недоразвитие.

В отличие от физических дефектов психические отклонения, такие как умственная отсталость, определить у ребенка в раннем возрасте довольно трудно. Признаки Убеждения заболевания начинают проявляться в процессе дальнейшего развития малыша.

Причинами олигофрении считаются:

  • перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности;
  • асфиксия (родовая травма);
  • умственная отсталость родителей или хотя бы одного из них;
  • несовместимость крови по резус-фактору ребенка и матери;
  • употребления родителями алкоголя, наркотиков.

Деменция – органическое поражение головного мозга в результате перенесенного заболевания или травмы после периода нормального развития ЦНС. У ребенка нарушается память, внимание, скудеют эмоции, нарушается поведение.

Причинами деменции являются:

  • травмы мозга;
  • шизофрения;
  • менингит;
  • эпилепсия и др.

Степени умственной отсталости: идиотия, имбицильность, дебильность

Умственная отсталость классифицируется не только по времени проявления, но и по глубине поражения. Также имеет значение и место поражения мозга. Итак, на степень умственной отсталости, по мнению многих ученых, влияет:

ВРЕМЯ ПОРАЖЕНИЯ – МЕСТО ПОРАЖЕНИЯ – ГЛУБИНА ПОРАЖЕНИЯ

Выходя из этого, существуют такие степени умственной неполноценности:

  • идиотия;
  • имбецильность;
  • дебильность.

Идиотия: характеристика заболевания

Идиотия – это тяжелая (глубокая) форма умственной отсталости. Такие  дети не могут осмыслить окружающий мир. Речевые функции у них довольно ограничены.

У таких детей наблюдаются нарушения:

  • координации движений;
  • моторики;
  • поведения;
  • эмоций.

У них желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей. Такие дети необучаемые. Главное задание – это научить их элементарным навыкам самообслуживания. В поведении таких детей наблюдается вялость, заторможенность, иногда возможно двигательное беспокойство. Идиотия бывает 3 видов:

  • полные (лежачие, глубокие) идиоты;
  • типичные идиоты;
  • речевые идиоты.

У глубоких идиотов полностью отсутствуют ощущения. Они по поведению напоминают животных: кричат, прыгают, дают неадекватную реакцию на любые раздражители. Себя обслужить не могут.

У типичных идиотов в отличие от глубоких инстинкты выражены. Для удовлетворения своих физиологических потребностей издают отдельные звуки. Но речь у них не развита.

Речевые идиоты реагируют на окружающий мир. Могут произносить некоторые слова. Но познавательной деятельности при этом нет никакой. Ходить учатся очень поздно. Движения при этом неуверенные, координация низкая, присутствуют навязчивые движения в виде покачивания туловища.

Пребывание таких детей (с согласия родителей) возможно в специальных детдомах.

Имбецильность: основные признаки и возможные мероприятия

Имбецильность – это умеренная степень умственной отсталости.

Дети с таким диагнозом:

  • понимают обращенную к ним речь;
  • могут овладеть определенными наипростейшими трудовыми навыками;
  • могут повторять автоматические действия после продолжительного обучения;
  • имеют относительно развитую речь.

При этом  у них довольно неустойчивое внимание,  наблюдаются значительные нарушения в поведенческой сфере. Такие  дети практически не обучаемы. Они безразличны к результатам своей работы, так как не понимают, в чем её смысл. Очень привязываются к людям, которые их воспитывают.

Таких детей можно научить:

  1. Правильно себя вести.
  2. Элементарным посильным трудовым действиям.
  3. Самообслуживанию в меру их возможностей.
  4. Ориентировке в быту.

Большое внимание необходимо уделять развитию у таких детей психических функций, а также познавательной деятельности насколько это будет возможно.

  Поэтому коррекционные занятия – это основа их обучения, в результате которых некоторые дети овладевают элементарными навыками чтения, счета  и письма, знаниями о себе и об окружающем их мире.

Обучаются такие дети (с согласия родителей) в специальных детдомах. Являются недееспособными.

Дебильность: виды, характеристика, возможная коррекция

Дебильность — это легкая умственная отсталость. Дети с таким диагнозом характеризуются:

  • конкретным наглядно-образным мышлением;
  • наблюдательностью;
  • упрямостью;
  • неумением обманывать;
  • довольно развитой фразовой речью.

При этом лексический запас бедный, письменная речь, как и мелкая моторика, нарушена, плохо ориентируются в пространстве,  не всегда понимают по часам, психические процессы приторможены, выполняют только подобные действия, эмоционально-волевая сфера бедная.

Дебильность бывает:

  • неосложненной;
  • осложненной нарушениями разных анализаторов;
  • осложненной нарушениями нейродинамики;
  • с выраженной лобной недостаточностью;
  • с психопатоподобными формами поведения.

Неосложненная дебильность характеризуется тем, что эмоционально-волевая сфера практически сохранена. Наблюдается только сниженный уровень познавательной деятельности.

Дебильность, которая осложнена нарушениями различных анализаторов, сопровождается тем, что в результате основного дефекта возникли вторичные отклонения  в виде снижения зрения, слуха или нарушения речи.

Дебильность, которая осложнена нарушениями нейродинамики, сопровождается плохой координацией движений, быстрой утомляемостью, так как поражена кора полушарий головного мозга.

Дебильность, которая имеет лобную недостаточность, характеризуется вялостью рук, плохой ориентацией в пространстве, немотивированным поведением. Речь при этом шаблонная, подражательная.

Наиболее тяжелая дебильность – это осложненная психопатными формами. Такие дети очень раздражительные, беспокойные, плаксивые, драчливые, не могут научиться играть с другими детьми, агрессивные, самоконтроль отсутствует. В этом случае наблюдается недоразвитие личности как таковой.

Дети с таким диагнозом, как дебильность, обучаются в школе по специальной программе. Основным заданием является:

  • обучение их чтению, письму, счету;
  • расширение знаний об окружающем мире;
  • обучение выполнения элементарных трудовых действий;
  • проведение коррекционных занятий, которые призваны развивать у них познавательные интересы соответственно интеллектуальным возможностям.

Обучение детей с умственной отсталостью

Неосложненная дебильность

Ребенок спокойно овладевает программой вспомогательной школы (общая ему не под силу), работоспособен, социально адаптируется легко.  В комфортной среде всегда добродушен, нервные процессы уравновешены, эмоционально-волевая сфера сохранна.

Дебильность,  осложненная нарушениями разных анализаторов

Развитие ребенка затруднено как в результате умственной отсталости, так и вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация довольно ограничены. Жизненных перспектив мало.

Дебильность с выраженной лобной недостаточностью

Дети, как правило, вялые, беспомощные, неактивные, не любят работать. У них наблюдается нарушение моторики. Речь многословная, но бессодержательная. Развитие познавательных процессов проходит очень медленно.

Дебильность с психопатоподобным поведением

У таких детей эмоционально-волевая сфера не устойчивая. Личностные компоненты недоразвиты. Подвержены постоянным непредсказуемым действиям. Такие дети стремятся куда-то убежать.

Воспитание детей с умственной отсталостью

Воспитание таких детей обусловлено определенными трудностями. Но главным в их жизни является не количество знаний, которыми они должны овладеть. На первый план выходят совсем другие ценности. Им необходимо тепло, любовь и понимание близких им людей.

Вырастая в комфортных условиях, они смогут обучиться определенным трудовым навыкам, которые будут выполнять с удовольствием. Это люди, которые на всю жизнь останутся добрыми, неумеющими врать детьми. Они хорошие помощники по хозяйству и дому. Их нетрудно научить рукоделию, которое они будут выполнять с большим удовольствием.

Проводя систематически с ними время в разговорах, рассказывая и читая познавательные книги, просматривая телепередачи, они будут постоянно развиваться, а не деградировать.

Конечно, дети, которые имеют глубокую и умеренную степень умственной отсталости, никакому обучению не подлежат. Но они тоже чувствуют любовь близких. Таким детям нравится, когда с ними играют, читают им книги, слушают с ними музыку, занимаются. Они все понимают, но  по-своему.

Однозначно, что самим родителям с воспитанием такого ребенка не справиться. Им требуется помощь дефектолога, который объяснит особенности ребенка, поможет понять родителям процесс развития малыша, сможет наладить непростые семейные взаимоотношения.

Немаловажную роль на начальном этапе играет коррекция психологического состояния матери, которая должна стать для ребенка всем. Именно от нее зависит будущее малыша: спокойное, комфортное, интересное, безмятежное. Специалист поможет и в этом вопросе, а потом продемонстрирует методы и приемы работы с ребенком.

Со временем родители смогут быть не только пассивными наблюдателями, но и активными участниками воспитательного процесса. Они не будут сами придумывать занятия, которые для их ребенка будут познавательны и полезны.

Возвращаясь к словам ученого Л. Выготского, хочется напомнить, что нужно найти в умственно отсталых детях то, что не затронуто, и развить его максимально.

Источник: http://psyh.info/detskaya-psihologiya/otkloneniya-v-razvitii-rebenka/umstvennaya-otstalost-u-detej.html

Классификации, признаки, степени и диагностика олигофрении

Умственное (психическое) недоразвитие

Болезни развития, которые связаны с различными нарушениями развития мозга, среди расстройств психики занимают отдельное место. Все эти болезни объединены одним общим понятием — олигофрения. Современные дефектологи называют этим термином все виды умственного слабоумия, демонстрирующие нарушения нормального развития, если они возникают до восемнадцатилетнего возраста.

Умственная отсталость (психическое недоразвитие)

Что такое умственная отсталость, было известно ещё в Древней Греции. Такое психическое недоразвитие греки называли олигофренией, что в переводе означает «малоумие».

Сегодня к олигофрениям относят целую группу заболеваний самой разной этиологии, основным признаком которых является общее психическое недоразвитие.

Такое недоразвитие психики вызывает интеллектуальную недостаточность и проявляется в виде синдрома непрогрессирующего слабоумия. Однако олигофрения характеризуется не только недостаточностью интеллекта.

Олигофрены также имеют ряд других симптомов, таких как недоразвитость эмоциональности, восприятия, моторики и внимания.

Таким образом, олигофрения любой степени являет собой состояние неполного либо задержанного психического развития, вследствие чего страдает уровень общего интеллекта.

Это состояние проявляется при созревании, отличается нарушением умственных, социальных, психомоторных и речевых способностей.

Олигофрения может развиваться как вместе с каким-то соматическим либо психическим расстройством, так и самостоятельно.

Олигофрения существенно отличается от приобретённого слабоумия взрослых людей, возникающего вследствие органических заболеваний мозга. Так, при слабоумии, возникающем у взрослых людей, происходит распад всех имеющихся свойств психики, а при заболевании олигофренией эти свойства просто не развиваются изначально.

Симптомы

Характерные симптомами являются общее недоразвитие психики, обязательно затрагивающее интеллект, моторику, эмоционально-волевую сферу, речь, а также саму личность.

Помимо низкого уровня интеллекта, олигофрения указывает на недоразвитость абстрактного и понятийного мышления, а также восприятия, памяти и внимания.

Олигофрены не могут отвлечься от конкретных второстепенных деталей, не умеют выделять значимые признаки, устанавливать смысловые связи, определять сходство.

Сравнения, и классификация предметов часто проводится по несущественным признакам, что указывает на несформированность общих представлений о понятиях и предметах, ограниченность словарного запаса, отсутствие эрудиции. Таким образом, одним из основных симптомов олигофрении является наличие только конкретного мышления при полном или частичном отсутствии абстрактного (это зависит от степени заболевания).

Для того чтобы определить к какой степени интеллектуальной недостаточности относится больной, сегодня широко используется шкала IQ (коэффициент интеллекта). Если средний IQ обычного человека составляет 100 баллов, то его границы при олигофрении колеблются в пределах от 0 до 70 баллов, в зависимости от её степени:

  • при дебильности — 51-70 баллов;
  • при имбецильности — 21-51 балл;
  • при идиотии — 0-20 баллов.

Несмотря на то, что уровень IQ при олигофрении обычно остаётся неизменным, вовремя начатая коррекция дебильности может привести к неплохим результатам.

Так, дебил вполне в состоянии нормально адаптироваться в обществе, выполнять несложную работу, самостоятельно обслуживать себя.

К сожалению, такие степени заболевания, как имбецильность и идиотия практически не поддаются коррекции. Во многом степени проявления болезни зависят от причин её развития.

Причины

Однозначно причины возникновения олигофрении невозможно определить в 30-40 процентах случаев. Современные исследователи считают, что олигофрения чаще всего возникает вследствие воздействия одной из трёх групп факторов:

  • Эндогенный (внутренний) фактор. Разные хромосомные патологии, наследственные синдромы, генетические метаболические нарушения. Причиной такой олигофрении могут стать синдромы Шерешевского-Тернера, Рубинштайна-Тейби, Клайнфельтера, а также болезнь Дауна, мукополисахаридоз, иные болезни нарушенного метаболизма;
  • Экзогенный (или внешний) фактор. Некоторые внутриутробные инфекции у беременных (такие как краснуха, эпидемический паротит, ветряная оспа), иммуноконфликт плода и матери, родовые и послеродовые черепномозговые травмы, наркомания, алкоголизм, иные вредные привычки матери;
  • Смешанный фактор. Самые тяжёлые степени олигофрении возникают вследствие одновременного воздействия сразу ряда негативных факторов.

Отдельно стоит упомянуть такие общеизвестные факты, что частой причиной олигофрении становятся близкородственные браки, возраст матери старше 40 лет.

Классификация и степени

Есть множество классификаций олигофрении, основанных на самых разных принципах. Самыми известными из них являются этиопатогенетическая, клинико-физиологическая, классификация олигофрении по МКБ-10.

Этиопатогенетическая — согласно ей, выделяют 3 группы:

  1. Олигофрения, вызванная поражением половых клеток родителей;
  2. Олигофрения, вызванная внутриутробным поражением эмбриона;
  3. Олигофрения, вызванная факторами, воздействующими на ребёнка при рождении либо в раннем детстве.

Использование классификации, в основе которой лежит клинико-физиологический принцип, позволяет врачам, дефектологам, логопедам и медицинским психологам осуществлять дифференцированную практическую работу, а также составлять индивидуальные абилитационные программы. Согласно этой классификации существует четыре формы олигофрении:

  1. Стеническая форма (уравновешенная и неуравновешенная);
  2. Астеническая форма (основная, брадипсихическая, дислалическая, диспрактическая, дисмнестическая);
  3. Дисфорическая форма;
  4. Атоническая форма (акатизическая, аспонтанно-апатическая, мориоподобная).

Международная классификация выглядит следующим образом:

  1. лёгкая отсталость интеллекта в степени дебильности;
  2. умеренная отсталость интеллекта (имбецильность лёгкой и средней степени);
  3. тяжёлая отсталость интеллекта (сильновыраженная имбецильность);
  4. глубокая отсталость интеллекта (идиотия).

Степени болезни

Согласно последней классификации, заболевание «олигофрения» делится на 3 общепризнанные группы, согласно степени тяжести недоразвития психики.

Степень дебильности — наиболее лёгкая степень заболевания. При дебильности человек может конкретно мыслить, но испытывает затруднения при попытках абстрагирования. Его обучение также затруднено.

Человек некритичен по отношению к своим возможностям. Олигофрения может проявляться различными степенями дебильности: лёгкой, умеренно выраженной, выраженной.

Чем сильнее выражена дебильность, тем ниже степень обучаемости и свойства памяти.

Имбецильность — это средняя степень олигофрении. Человек владеет речью, но он довольно косноязычен, имеет скудный словарный запас (всего несколько десятков). Имбецилы могут усваивать простейшие знания, заниматься самым элементарным трудом, сохранена способность к обслуживанию себя. Часто бывают агрессивны, имеют неконтролируемое половое влечение.

Идиотия — самая глубокая степень этой болезни. Мышление практически неразвито. Идиоты имеют запас слов не более 20, отличаются глубоким слабоумием. Они не понимают речь, обращённую к ним, ведут себя как младенцы. Навыки по самообслуживанию у них отсутствуют, поэтому идиот полностью зависит от человека, ухаживающего за ним.

Как проявляется в детском возрасте

Хотя олигофрения характеризуется стойкой психической недоразвитостью, соматически такие дети относятся к фактически здоровым.

В последнее время дефектологи избегают называть подобных детей олигофренами.

Олигофрения у детей всё чаще именуется корректными выражениями: её называют психической задержкой, врождённым слабоумием либо психической недостаточностью, а самих детей относят к умственно-отсталым.

Сильнее всего олигофрения у детей проявлена в эмоционально-волевой, а также в познавательной сфере. Она позволяет ребёнку развиваться, но делать он это может только атипично, замедленно и с яркими отклонениями. Для обучения такому ребёнку надо делать намного больше вариативных повторений, чем здоровым детям.

Признаки, указывающие на олигофрению у детей:

  • неспособность действовать по образцу либо словесной инструкции;
  • неситуативное понимание речи;
  • недоразвитие всех видов доступной деятельности (такой как игра, конструирование, рисование, бытовые навыки);
  • недостаточный интерес таких детей к окружающему миру;
  • отставание сенсорного развития, произвольного внимания;
  • задержка развития речи (иногда остаётся на уровне лепета);
  • у таких детей преобладает непроизвольное запоминание;
  • недоразвитость волевых процессов, общая безынициативность и апатичность;
  • эмоциональная инфантильность детей, крайнее проявление эмоций.

Отличительной особенностью таких детей также является то, что окружающая среда и семья могут как способствовать их интеллектуальному развитию, так и тормозить его.

Дети-олигофрены в стадии дебильности обучаемы, они часто посещают общеобразовательную школу, хотя лучше всего для них обучаться в «специальных классах». Таких детей можно научить читать, а многие из них способны закончить начальную школу, получить основные социальные навыки. Многие из детей в стадии дебильности могут выполнять простую работу, хотя нуждаются в постоянной поддержке и помощи.

Детей-имбецилов ошибочно считают «поддающимися тренировке» (т.е. механическому обучению определённым действиям). Однако это не так. Хотя они могут самостоятельно заботиться о себе, ориентироваться и передвигаться по дому, выполнять простейшую работу, но всё это возможно только под постоянным присмотром.

Дети-идиоты требуют тщательного ухода, очень часто они неспособны выполнить даже самые простейшие задания.

Образование и тренировка каких-либо навыков, как правило, не приносят им никакой пользы, они не способны самостоятельно заботиться о себе.

Задержка развития таких детей обычно сопровождается физическими дефектами и неврологическими нарушениями, поэтому в этом случае мы говорим о биологическом слабоумии.

Диагностирование

Диагностика всех видов олигофрении проводится методами выявления характерной симптоматики. При правильной постановке диагноза также необходимо определить и степень недостаточности интеллекта. Чем тяжелее форма олигофрении, тем на более ранних сроках её можно диагностировать.

В наше время олигофрении генетического типа диагностируются ещё задолго до рождения ребёнка. В таком случае матери могут предложить искусственно прервать беременность.

Олигофрения у детей самого раннего возраста диагностируется с помощью специального комплекса симптомов психического и физического отставания в развитии.

Она выражается в невозможности держать головку прямо, фиксировать свой взгляд, уверенно сидеть, поворачивать головку на источник звука, улыбаться в ответ на обращение.

Олигофрения у детей, вышедших из младенческого возраста, диагностируется по отсутствию интереса к окружающей среде, по недоразвитости психомоторики и речи. У детей-дошкольников легкая степень олигофрении часто проявляется в слабом речевом развитии, примитивных эмоциях, необучаемости, а также в неспособности обслуживать себя.

Есть 3 главных критерия, которые позволяют диагностировать у детей-школьников олигофрению:

  1. показатели IQ сильно отстают от средних показателей;
  2. нарушены самообслуживание, самоуправление и общее функционирование;
  3. эти симптомы проявились до 18 лет.

Диагностика уровня интеллекта должна основываться на всей возможной информации, в том числе и на адаптивном поведении, клинических данных, продуктивности психометрических тестов.

Помимо этого, должны приниматься во внимание возможные речевые нарушения и нарушения слуха, а также соматические факторы.

Обязательно должны использоваться при диагностике шкалы адаптации и социальной зрелости, а также сведения, полученные от родителей либо других лиц, осуществляющих уход. При невыполнении этих условий диагноз может быть поставлен только временно.

Диагностика олигофрении используется не только в работе дефектологов и криминальных психологов. Особенности симптоматики этого заболевания во многом напоминают симптомы раннего детского аутизма и детской шизофрении, что требует проведения тщательной психиатрической дифференциальной диагностики.

Источник: https://ODepressii.ru/narusheniya/intellekta/oligofreniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть